Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 23

Семикратное „горе вам“ (глава 23)

Эта глава содержит четыре части: 1. Обличение раввинов в их лицемерии (1–12). 2. Семикратное „горе вам“ против раввинов (13–33). 3. Провозглашение возмездия за гонение молодой церкви (34–36). 4. Оплакивание Иерусалима (37–39). Последними словами Христа были не „горе вам и возмездие“, но оплакивание Иерусалима; из этого следует, что последним словом Бога остается — любовь к Израилю и вообще к человеку.

 

Обличение книжников и фарисеев
(Map. 12,38–40; Лук. 20,45–47; 11,39–52)

23,2: Удивительно, что Иисус Христос не отрицает права книжников и фарисеев занимать седалище Моисеево (мы объясним это ниже). Они хорошо объясняют Библию, только ничего из этих объяснений не исполняют (15,17–20; Рим. 2,4). Предписания и правила старцев (предания) Иисус Христос называет бременами тяжелыми и неудобноносимыми, потому что человек не в силах исполнить закон (15,19–20; Деян. 15,10; Гал. 5,1). Так что же делать? Верою принять Христа, иго Которого благо и бремя легко (11,30; Деян. 16,31; Рим. 3,21–26; 8,1–4).

23,5–7: Лицемерие последователей Моисея становится для всех явным, потому что они стремились возвеличиться. Люди при виде их должны были преклоняться (6,1–5); они расширяли хранилища и воскрилия одежд как признак благочестия (хранилища носили на лбу и на руках, согласно Исх. 13,9 и Втор. 6,8). Воскрилия на одежде, согласно Числ. 15,37 и посл., как у Иисуса 9,20; 14,36. Учитепей (равви — дословно великий, так звали учителей закона) нужно было повсюду сажать на первом месте.

23,8–12: Ученикам же нужно делать обратное: будучи „малыми сими“, они должны сами служить (см. комментарий на 18,1–4; 20,25–28), и тогда Бог возвеличит их в Своем Царстве (1 Пет. 5,6); как братья, имеющие одного Отца и Учителя, они не требуют никакого звания, как-то равен, отец (авва, папа). Учитель — это серьезное предупреждение против искания титулов в наших церквах. Так исполняется также Ис. 42,3; 54,13; Иер. 31, 34; Иоан. 6,45.

23,13: Первое „горе вам“ касается того, что книжники, будучи лицемерами, сами не войдут в Царство Небесное (см. комментарий на 3,2) и своими тяжелыми бременами (4) не впускают других. Как отличается от этого право учеников связывать и разрешать! (16,19; 18,18; Иоан. 20,23).

23,14: Стих отсутствует в древнейших рукописях и, по-видимому, был добавлен после для соответствия с Марком 12,40 и Лук. 20,47.

23,15: Иисус Христос упоминает здесь ревностную миссионерскую деятельность иудеев, но обращенных (прозелитов) раввины не в состоянии привести к спасению. Как правило, если человек, ищущий Бога, примет предложенное ему лжеучение, то он с настойчивостью держится за него, тогда как ничего не знающий язычник открыт для благовестия.

23,16–22: Порабощенный преданиями, раввин даже пытается обойти клятву; наоборот, ученики Христовы вообще не должны клясться (см. комментарий на 5, 33–37; Иак. 5,12).

23,23–24: Десятину отдавали крайне добросовестно (Лев. 27,30; Втор. 14,22–25; Неем. 13,10–13). Подобно Мал. 3,8–11 Иисус Христос также требует отдачи десятины, но все-таки это только второстепенное в сравнении с главными заповедями, касающимися милосердия и веры (2 Цар. 12,1–6; Мих. 6,8).

23,25–26: Под чашами и блюдами образно подразумеваются люди (-^ Ис. 51,17; Рим. 9,20–24). Внешней обрядностью никого нельзя сделать благочестивым. Если фарисеи и книжники были исполнены хищения и неправды (Map. 12,40; Лук. 16,14–15; 20,47), то никакой пользы не приносит омовение рук и другие подобные правила. Решение принимается в сердце (15,10–20).

23,27–28: Иисус Христос в ещё более резкой форме обличает книжников и фарисеев, упрекая их в беззаконии (см. комментарий на 7,23). Мертвые кости оскверняют прикасающегося к ним (Лев. 21,1–4; Числ. 19,11–18), но они также являются прообразом безнадежности (Иез. 37,1–10). Мертв тот, кто живет в беззаконии (Лук. 15,24; Еф. 2,1; Кол. 2,13; Евр. 9,14; Иак. 2,17; Отк. 3,1). Перед пасхальным временем могилы белили, потому что известь предохраняет от загрязнения: и вот с могилами сравнивает Господь книжников и фарисеев (ср. с бранным словом „стена подбеленная“ в Деян. 23,3).

23,29–33: Лицемер — тот, кто думает, что с ним не может случиться того, что делают другие люди. Поэтому самоправедность показывает, что дети не лучше отцов, убивавших пророков (Ос. 9,7). Они дополнят меру отцов своих и убьют Сына Божия (20,18; 21,38). Они стали порождением „древнего змия“ (Отк. 12,9; 20,2; Быт. 3,1–5) и не избегут осуждения в геенну (3,7; 12,34–40; Иоан. 8,44; 1 Иоан. 3,8–10). Действительно, в древности строили гробницы напр, для Авраама, Давида, Аарона, может быть, из желания воздвигнуть место для паломничества.

23,34–36: Иисус Христос предсказывает здесь преследования пророков и учителей Церкви Нового Завета (10, 16–22; 16,24–25; 22,4–6; все Деян; Еф. 6,18–20; Фил. 1,12–17; Кол. 4,3; 2 Тим. 4,7–8,16–17; 1 Пет. 4, 12–14; Евр. 10,32–34; и все Отк.). Но уже в том поколении постигает Божие наказание за дополненную меру. Иисус видит целый ряд праведников, начиная с Авеля (Быт. 4,10; Евр. 11,4; 12,24) и кончая Захарией, сыном Варахииным (2 Пар. 24,20- 22; Мтф. 5,12; Деян. 7,52; Евр. 11, 32–38; Иак. 5,10). Через сорок лет после распятия началась иудейско-римская война со всеми её ужасами. Книжники — это люди, изучившие Ветхий Завет. О некоторых из них говорили, что они его знали полностью наизусть. Кроме того, они должны были применять закон к повседневной жизни. Поэтому их представители были членами синедриона, и о них часто упоминают совместно с первосвященниками (напр. 2,4; 16,21; 20,18; Лук. 23,10). Но все-таки они не представляют из себя партию. Среди фарисеев было больше книжников, чем саддукеев и ессеев. В Новом Завете их называют наравне с фарисеями, потому что большинство их принадлежало к этой партии (5,20; 22.34–35; 23,13: Лук. 5,30; 15,2). После Вавилонского пленения иудеем считался тот, кто жил по закону. С этих пор начало процветать изучение Писания, причем книжники добавляли к нему дальнейшие правила сперва устно, потом письменно, так что возникли предания, которые в наши дни содержит Талмуд. Первыми книжниками были священники, из которых самым значительным был Ездра (Езд. 7,6.11–12). Начиная с Бен Сира (около 200 года до Р.Х.), книжниками становятся также и светские люди. Все они считают Моисея родоначальником книжничества, которое после чрез пророков без перерыва сохранилось до времени пришествия Христа. Иисус Христос подтверждает этот факт в стихе втором. Несмотря на то, что Иисус Христос, будучи полновластным Сыном Божиим, был несравненно больше книжников (7,29), Он подтверждал их знание Писания и упрекал их за несоответствие между их жизнью и учением (2,4–6; 5,20; Map. 12,34; Иоан. 3,1- 10). Кто у Христа учится, тот становится истинным книжником (13,52; 23,34). Без этого, то есть без Его Духа, никакая ученость не приводит к спасению (Лук. 7,30; 1 Кор. 1,20), даже тогда, когда осторожный книжник защитил учеников Христовых (Деян. 5,34–39). Фарисеи. Происхождение религиозной партии фарисеев не совсем ещё выяснено. Во всяком случае они появились около 150 г. до Р.Х. в виде партии благочестия, которая во время греко-сирийских преследований осталась верной закону, но не боролись с таким рвением, как Маккавеи. Позднее из их среды выделилась группа воинствующих фарисеев под названием зелотов, которые начали и продолжали войну с римлянами. Вот особенности фарисеев: 1. В их числе были большей частью светские люди (были также и священники-фарисеи). 2. Они отделяли себя от неподчиняющихся закону грешников (отсюда, по-видимому, происходит название фарисей, по-еврейски нерушим, то есть: отделенный, 9,11; Лук. 7,39; 18,9–14). 3. Стремление к чистоте (23,25–26; Map. 7,3^; Лук. И, 37–40). 4. Соблюдение постов (9,14; Лук. 18,12). 5. Строгое соблюдение закона (23,23; 12,1–5; Деян. 26,5), выискивая при этом более гуманные и легкие способы (19,3–9). 6. Ревностное ожидание Мессии, притом Сына Давидова (22,41–46; Иоан. 1, 24–27). 7. Интерес к миссионерскому служению (23,15). 8. Вера в воскресение и существование духов (Деян. 23,6–9; 24,15; 26,4–8), признавая при этом одновременно свободную волю и предопределение. Уже во время Христа они были представителями господствующего среди иудеев мировоззрения, и в ещё большей степени после уничтожения храма и священства (Иоан. 7,32–35; 9,22; 12,42). К Иисусу Христу, по крайней мере в начале, некоторые из них относились благосклонно (Лук. 7,36; Иоан. 7,50–52). Позднее они стали Его критиковать и относиться к Нему враждебно (12,14.24–28; 19,3–8; 21,45^16; 22,15–22; Иоан. 7,32–38.45^t9; 9,16–29.40-^11; 11,46–50; 12,19.42). Но вследствии ожидания Мессии и веры в воскресение, фарисеи сохранили благосклонность к ученикам (Деян. 5,34–39; 23,6–9). Многие из них сделались христианами (Деян. 15,5), а Павел гордился своим фарисейским происхождением (Фил. 3,4–5; 2 Тим. 1,3; Деян. 22,3; 23,6; 26,5). В лице фарисеев Иисус Христос обличал, таким образом, лучшую часть иудейского народа.

 

Скорбь об Иерусалиме
(Лук. 13,34–35)

23,37: Вы не захотели — какая страшная вина! Прощение было предложено, а отказ от него был их приговором. Собирание под крылья образно говорит о водительстве, о любви и охране также перед судом. Этот образ напоминает нам Духа Святого, парящего при творении и при крещении Иисуса (Быт. 1,2; Мтф. 3,16); крылья херувимов (Исх. 25,20); крылья, которыми осеняет Бог (Исх. 19,4; Пс. 16,8; 35,8; 56,2; 62,8; 90,4). Иерусалим (см. комментарий на Пс. 9,15).

23,39: В конце Израиль признает своим Мессией того, Кого пронзили гвоздями (Зах. 12,9–14; Пс. 117,22–29; Мтф. 21,9; Рим. 11,25–32).

 

 


 Христианский портал My studies