Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 26

Страдания и смерть Христа (главы 26 и 27)

Главы 26 и 27 повествуют о страданиях Иисуса Христа вплоть до поставления стражи у Его гробницы. Но конечная цель всех Евангелий это не страдания и смерть Христа, а Его Воскресение.

 

Последнее предсказание страданий

26,1–2: С первых слов Иисус Христос указывает на Пасху, как на время Своей смерти. Пасха — это еврейский праздник, первоначальное значение которого заключалось в том, что губитель первенцев, видя кровь агнца, проходил мимо (см. комментарий на Исх. 12,7. 13.23).

26,3–5: Смертный приговор был предрешен в этих переговорах. Но все-таки арест и предание на смерть не должно было совпасть с Пасхой, чтобы не дать народу предлога заступиться за Иисуса. А время, указанное Христом, оказалось правильным! Первосвященник (см. комментарий на 2,4); старейшина (см. комментарий на 16,21).

 

Помазание в Вифании
(Лук. 7,36–50; Иоан. 12,1–8)

Поступок женщины выражает её любовь. Ничего не подозревая, она помазала Иисуса так, как помазывают покойника (26,12; Map. 16,1; Лук. 24,1; Иоан. 19,39–40).'Но вместе с тем это напоминает помазание царей (1 Цар. 10,1; см. комментарий на Пс. 22,5). Путь ко кресту — это путь к славе. Никакой расчет не должен примешиваться к любви (8–9). «11: Мессия (помазанник) важнее всех нищих.

26,6: Вифания находилась в 3 километрах от Иерусалима по дороге в Иерихон. В Вифании согласно Иоан. 11,1 жили Мария, Марфа и Лазарь; там помазала Иисуса Христа Мария (Иоан. 12,3). Помазание, совершенное неизвестной грешницей, о котором упоминает Лук. 7,36–50, имело место в Галилее в доме фарисея Симона.

 

Предательство Иуды

26,14–16: Иуда Искариот (см. комментарий на 10, 1–4) был близким другом Иисуса, многолетний Его ученик; он носил при себе общие деньги, значит ему было оказано особое доверие (Иоан. 12,4–6; 13,18.29). Первосвященники были рады предательству, потому что они хотели взять Иисуса тайно (26,4–5). Таким образом даже самый тесный круг учеников был не без порока. Тридцать серебреников соответствовали цене поля (Деян. 1,18–19). Так исполнились пророчества Захарии: сперва 9,9, потом 11,12–13, а позднее исполнится 12, 10–11.

 

Тайная вечеря
(Иоан. 13,21–26)

Иисус возлег с ними, учил их и предсказал предательство (21). Он знал Своего предателя. Все в недоумении спрашивают (вероятно и Иуда): не я ли? Они испугались, потому что каждый из них знал свою натуру и кроме того страшился ужасного наказания (24). Как и в 18,6-9, Иисус указывает, что должно было совершиться то, о чем говорит Писание (Пс. 40,10; 54,13–15; Ис. 53,7–10; Зах. 12,10). Но это не умаляет и не уничтожает вину предателя.

26,26- 30: Во время пасхальной трапезы (Исх. 12) участники её читали закон и молились, а в перерывах пели хвалебные псалмы (с 112 по 117). Произнеся благодарение, Иисус преломил пресный хлеб (маззот) и раздал его ученикам, говоря: сие есть тело Мое. Это установление имеет несколько значений: преломление указывает на смерть Иисуса Христа; еда обозначает участие в совершенном таким образом спасении; хлеб напоминает о манне, то есть о сошедшем с небес хлебе жизни (Исх. 16,14–30; Иоан. 6,31–33); хлеб тесно связан с пасхальным агнцем, с которым его ели, не сокрушая его костей (Исх. 12, 46; Иоан. 19,33–36). Слово есть не подразумевает только символ, но имеет реальное значение. Вторую чашу, также как и первую, пили все (Лук22,17–20; 1Кор. 10,16),причем после молитвы благодарения Иисус Христос поясняет: сие есть кровь Моя Нового Завета. Новый Завет основан на пролитии Крови. Ветхий Завет, данный на Синае, был основан на крови жертвенных животных (Исх. 24,8). В Новом же Завете отсутствует народ, вступающий в завет, он заключен всецело по благодати Господней с недостойными, с врагами (Быт. 9,8–11; Рим. 5,10; Кол. 1,21- 22). Таким образом, исполняются пророчества Иер. 31,31–34; Иез. 36, 26–29; 37,24–28.

26,29: Во время вечери Иисус Христос напоминает об общении верующих за трапезой Господней в славе Его.

26,30: Отметим несколько слов из 117 псалма, который торжественно пели, идя на гору Елеонскую: „Что сделает мне человек… не умру, но буду жить… Камень, который отвергли строители… благословен Грядущий во имя Господне…“

 

Предсказание отречения Петра

26,31–35: По Писанию (да сбудется — см. комментарий на 4,14) Иисус Христос должен будет один пострадать, а после Его воскресения, они опять будут вместе. Какой это дар благодати!

26,33: Кто наиболее самоуверенно говорит, тот скорее других отрекается: он не знает самого себя.

 

Иисус в Гефсимании

26,36–46: Сад назывался Гефсимания, дословно: сосуд елея. Только избранные ученики (26,37; 17,1) становятся свидетелями решающей молитвы. Иисус не был героем, а боялся смерти, как и каждый человек, и только после молитвенной борьбы принял её, как волю Божию (39 и 42) (Фил. 2,8; Евр. 5,7–8). То, что ученики не смогли бодрствовать в молитве, усугубляли страдания Христа.

26,41: Дух Божий их бы укрепил, но, будучи ещё плотскими, они были слишком духовно слабы. После троекратной молитвы наступает полное единство с Отцом (2 Кор. 12,8). Тогда Он ведет учеников на встречу с предателем, учеников, которые хотели умереть с Ним, но не смогли одного часа бодрствовать. Ст. 45: в назначенный Богом час, в определенных природных и исторических условиях (Пс. 30,16; см. комментарий на Еккл. 3,1–8; Иоан. 2,4; 7,6; Лук. 22,53; Отк. 6,11; 19,7).

 

Арест Иисуса

26,47–50: Храмовая стража и римские воины хотели в темноте быстро схватить именно Иисуса, поэтому Иуда поцелуем указывает Его. Тогда, как предатель лицемерит, Иисус Христос говорит нежно: друг (50).

26,51–56: Петр проявляет удивительную храбрость, но он этим противится Божьему установлению: „так должно быть“. При этом он вступает в безвыходный круг насилия, о котором говорит Иисус, приводя слова из Быт. 9,6, которого Он в Новом Завете больше не желает.

26,56: Даже против своей воли враги выполняют пророчества Писания (см. комментарий на 4,14).

 

Перед синедрионом

26,59: Первосвященник (см. комментарий на 2,4). Синедрион — правящий орган иудейства до разрушения Иерусалима в 70 году п. Р. X. Он ведет свое начало с собрания священников и старейшин во времена персидского и греческого владычества и представляет из себя своего рода сенат (Ездр. 5,5.9 — 10; 6,7–8.14; Неем. 2,16; 5,7; 7,5; 1 Макк. 7,33; 12,6; 13,36; 14,20; 2 Макк. 1,10; 4,44; 11,27; 14,37). Он существовал при последних иудейских правителях (141 — 63 до Р.Х.), а в римский период он снова стал правящим советом с частично широкими полномочиями в вопросах политических и религиозных. Но все-таки, он не имел права выносить и приводить в исполнение смертный приговор (27,1–2.55–20; Иоан. 18,31–32; 19,6–11). Во времена Христа синедрион весьма вероятно состоял из 71 члена, происходивших из трех различных группировок: 1. В большинстве из саддукейски настроенных священников (часто упоминаемых под общим названием первосященников). 2. Из светских начальников (старейшин). 3. И, наконец, из книжников, происходивших из фарисеев, которые были допущены туда только в последние 100 лет. Председательствовал первосвященник. И тут также были сторонники Иисуса (Иосиф Аримафейский, один из старейшин, 27,57–60; Иоан. 19,38–42; Никодим, книжник из фарисеев (Иоан. 3, 1–12; 7,50–52; 19,38–42) и защитники христиан (равви Гамалиил, фарисей и учитель апостола Павла? Деян. 5,34–40; 22,3).

26,59–65: Сперва во дворце Каиафы происходит фиктивный судебный процесс. Но Бог не допускает, чтобы Его Сына осудили на основании обмана. Слово Христа о храме исковеркают и позже (ст. 61; -* Иоан. 2,18–21; Деян. 6,13–14). Иисус Христос говорил о храме Своего тела, которое воскреснет. Он отказывается от самооправдания (63а; Ис. 53,7). Но когда первосвященник с клятвой хочет узнать истину: Христос ли Иисус, то Господь отвечает определенным „да“ (Христос см. комментарий на 16,16; Сын Божий — см. комментарий на 8,29). Сам Он Себя даже называет Сыном Человеческим (см. комментарий на 8,20). Это имя ещё более определенно отражает Божественность, чем Мессия или Христос. Он говорит о вознесении и втором пришествии (Дан. 7,13–14; Пс. 109,1). Было бы действительно богохульством (65), если бы Он не сказал правду, потому что тогда, будучи человеком, Он сделал бы Себя Богом (Иоан. 10,33). Вот в этом до настоящего времени заключается различие между христианами и иудеями.

26,66–67: Смертный приговор основывается на Лев. 24,16; а насмехаются и хулят Иисуса, потому что считают Его лжеучителем (Ис. 50,6).

Отречение Петра

26,69–75: Петр подверг себя опасности (возможно, чтобы показать свою верность?). Смирение (33) было бы более полезно ему. Может быть, и неразумным, в таком положении открыться рабыне? (служанке, 69). Но часто приходит испытание тогда, когда мы этого не подозреваем. По галилейскому произношению его узнают окружающие люди (73). Тогда Петр клянется во лжи, потому что он не знал самого себя. В пении петуха (74) Господь заговорил» с ним. Как только он осознал случившееся, залился слезами сокрушения. Какая страшная ночь и для Иуды и для Петра!

 


 Христианский портал My studies