Глава 28
Воскресение
(Map. 16,1- 10; Лук. 24,1–10; Иоан. 20,1- 18)
28,1: На рассвете первого дня недели, который, будучи днем воскресения,
стал праздником для Церкви Христовой (Деян. 20,7; 1 Кор. 16,2; Отк. 1,10),
обе Марии хотят посмотреть гроб. Слово «посмотреть указывает
на неуверенность в том смогут ли они из-за стражи
помазать тело (Map. 16,1; Лук 24,1).
28,2–7: Несомненно, что землетрясение и воскресение
случилось до прихода женщин. Когда воины пришли в себя, то гробница
была уже пуста. Для женщин все произошло совершенно неожиданно; они пришли
в страх при виде ангела (см. комментарий на 18,10),
который возвестил их о воскресении Христа и послал их первых
сказать об этом ученикам.
28,8: Уходя, женщины переживали одновременно и страх, и радость.
Им нелегко было поверить, что Иисус жив.
28,9: Тогда Он Сам явился женщинам. Они ухватились за ноги
Его и поклонились Ему, а Он говорил с ними и дал
им поручение. Тем, что Иисус Христос называет учеников братьями (12,47–50;
25,40; Евр. 2,11–12), Он дает им понять благодать искупления
и неизбежность конечного завершения мирового порядка (Рим. 8,29 — 30;
Кол. 1,18 — 20). Матфей ничего не говорит о других явлениях
воскресшего Христа в Иерусалиме. Вообще он дает меньше подробностей,
чем другие евангелисты.
28,11–15: Воины стражи боятся за свою жизнь (Деян.
12,18–19; 16,27). Они посылают из своей среды некоторых к иудейским
начальникам, с которыми, они надеются, можно будет легче сговориться,
чем со строгими римскими командирами. Действительно, они находят здесь
очень ловкое разрешение вопроса при помощи довольной суммы денег. Это
устраивает и иудейских начальников, и воинов, которые вполне удовлетворили
иудеев своей ложью, настойчиво повторяемой в течение почти 2 тысячелетий.
Но исторический факт пустой гробницы остается.
Миссионерское повеление Господа
28,16: Тем, что Матфей очень кратко повествует о воскресении
и заканчивает его миссионерским повелением, он вводит читателя
в историю Церкви. Таким образом, воскресение не конец, а напротив — начало
нового периода спасения. Как у Иоанна, так и у Матфея сказано
о явлении Иисуса Христа в Галилее (Мф. 14,28; 16,7; Иоан. 21).
Но если бы Иисус им прежде не явился в Иерусалиме
(Map. 16,11 — 14; Лук. 24,13–48; Иоан. 20,19–29),
то они не пошли бы в Галилею.
28,17: Даже при виде Его некоторые усомнились. Упоминание об этом
представляет из себя доказательство истинности написанного. Уверенность
появляется только после того, как Иисус приблизился и заговорил с ними.
28,18–20: Благодаря своему послушанию вплоть до крестной
смерти, Иисус имеет теперь от Отца всякую власть (ср. 1 Кор.
15,24–28). Отныне полный переворот произошел на небе и на земле (16,18);
всем народам будет проповедано Евангелие (Деян. 1,8). Поэтому теперь во имя
Его можно крестить прощенного грешника, покорившегося Ему. Затем
ученики должны научить уверовавших соблюдать заповеди Господни (в оригинале — «сделать
учениками»). Иисус обещает быть с ними каждый день в их труде,
потому что в Нем мы имеем все. Последние слова указывают на окончательное
завершение всего в конце века. К этой цели мы все стремимся.
|