Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 3

Проповедь покаяния Иоанна Крестителя
(Map. 1,2–8; Лук. 3, 1–18)

3,1: В те дни, не во время возвращения Иосифа в Назарет, а неопределенно, в смысле: «в то время». Мы предполагаем, что это случилось приблизительно в 27-м или в 28-м годах нашего летоисчисления. Иоанн Креститель: Иисус Христос, Сам принявший крещение от Иоанна Крестителя, называет его наибольшим из всех мужей Ветхого Завета, как бы вновь пришедшим Илией (11 1; 17,10–13; ср. с Мал. 4,5–6). Он сын священника из рода Левина, имя ему дал Бог (Лук. 1.13). Будучи Назореем, то есть посвященным Богу человеком по Ветхому Завету (Самсон в Суд. 13,3–7; также временами ап. Павел, см. Деян. 18.18; Числ. 6,1- 20), он не пьет вина и никаких других спиртных напитков (Лук. 1,15). Его мать была родственницей Матери Иисуса (Лук. 1,39–45). Молодость свою, до своего явления народу, он провел в пустыне вне родительского дома (Лук. 1,80; 3,2), поэтому некоторые исследователи полагают, что он принадлежал к течению ессеев. Ессеи жили в своего рода монастырском поселке, по имени Кумран, расположенном в пустыне вблизи северной оконечности Мертвого моря. С 1947 года в этих местах были сделаны очень ценные археологические находки, в частности была найдена библиотека, в числе манускриптов которой оказался почти полный текст книги пророка Исайи. После фарисеев (см. комментарий на 23,2) и саддукеев (см. комментарий на 22, 23–33) ессеи являются третьей крупной религиозной группировкой среди иудеев. Они сами себя называют также сынами Садоковыми, то есть того Садока, который был священником во времена царя Давида (2 Пар. 8,17; 15,24–36; 20,25; 3 Цар. 1,8,32–45). В конце греческого владычества (между 200 и 150 годами до Р.Х.) ессеи, будучи частью священства, окончательно отделились от саддукеев и с этого времени считали Иерусалим нечистым городом; их имя означает «благочестивые». Так как они принимали участие в войне с римлянами (66–73 годы п. Р. X.), то при этом были полностью уничтожены. Основой их учения были: крайняя форма предопределения, дуализм или деление вселенной и людей на свет и тьму и близость конца мира. У них были тайные учения и писания; они считали неизвестного по имени человека «учителем справедливости», истинным законодателем и предтечей обоих ожидаемых ими мессий: мессию-князя и мессию-священника. Высокий уровень их нравственности, ежедневные омовения, чистота, святая жизнь по строжайшему толкованию закона привлекали к ним как евреев, так и язычников. Ессеи совершенно отделяли себя от греховного мира, пренебрегали миссионерским служением, принимали в число своих последователей только после трехлетнего испытания и верили, что все люди, не находящиеся с ними в общении, погибнут. Тут становится понятной разница между ними и Иоанном Крестителем, который обращался с проповедью ко всем, и к мытарям, и к блудницам, и даже к Ироду (3,5; 14,1 и посл.; 21,32). Он призывает людей к покаянию и крестит их в Иордане (3,6; Лук. 3,3 и посл.). Он поучает всех воле Божией, и он знает о скором пришествии Мессии и Царстве Божием (3,2. 8 и посл.; Map. 1,7 и посл.; Лук. 3,7 и посл.; Иоан. 1,6 и посл. 29 и посл.). Также, как и у Иисуса Христа, у него нет никакого тайного учения (10,27), он не говорит ни о какой последней священной войне, каковую ожидали ессеи (ср. с 26,52). Первосвященники, саддукеи и книжники (см. комментарий на 23,2) относятся к Иоанну Крестителю (и ко Христу) враждебно (3,7–9; 11,18; 21,23–27), тогда как народ считал его за пророка и шел к нему (14,5; 21,26). Около Иоанна Крестителя образовалась как бы предварительная временная община, состоявшая из его учеников, которые после крещения, покаяния (Иоан. 3,22–26) постились (9,14) и были научены молиться (Лук. 11,1). Во время своего третьего миссионерского путешествия апостол Павел встретил в Ефесе, в современной Турции, ещё учеников Иоанна (Деян. 19,1–7); даже позднее некоторые иудейские секты на востоке считали себя его последователями. Иоанн Креститель решительно отстраняет искушение выдать самого себя за Христа, за Мессию, и своим ученикам он указывает на Иисуса (3,11–12; Иоан. 1,19–27; 1,29–34; 3,30–31; см. комментарий на Иоан. 5,35). Некоторые ученики Иоанна последовали за Иисусом, например: Иоанн и Андрей (Иоан. 1,35–40). Перед кончиной Иоанна Крестителя (см. комментарий на 14,1–12) Иисус Христос подтверждает ему, что Он поистине есть Мессия (см. комментарий на 11, 2–6).

3,2: Явление Иоанна и его проповедь покаяния показывают, что он почитал себя тем голосом вопиющего в пустыне, о котором пророчествовал Исайя (40,3). Слово покаяние означает не сожаление о грехах, а обращение от греховной жизни к Богу. Покаяние означает перемену жизни по отношению к Богу. Иоанн выступает как пророк последнего времени. Интерес иудеев к Иоанну объясняется их ожиданием Мессии. Царство Небесное в буквальном переводе с еврейского означает царство небес; небеса (во множественном числе) в еврейской речи заменяли имя Божие, которое иудеи не желали произносить, чтобы не нарушить 3-ей заповеди (Исх. 20,7). При этом каждый иудей знал: «Heбеса небес не вмещают Тебя» (3 Цар. 8,27). Таким образом, когда Матфей говорит о Царстве Небесном (4,11; 5,3,10,19–20), то это выражение нужно понимать как Царство Божие или ещё лучше как владычество Божие, которое не ограничено никаким пространством, но представляет из себя открыто действующее могущество Божие (3,2; 4,17), или, в более узком смысле, — собрание всех тех кто тогда с Господом будет (5,3,10 19). Начиная с Самуила, псалмы и позднейшие пророки утверждают что только Бог есть Царь избранного народа и будет Царем всех других народов (1 Цар. 8,12; Ис. 6,5; Иер. 10,7; Пс. 2; Пс. 9,37; Пс. 23,7–10; но особенно так называемые царские псалмы: 46; 92; 96; 97; 98). Все эти пророчества определенно говорят против того, что земной царь будет царствовать в Израиле. В конце Господь опять будет единым Владыкой (Ис. 33,17–22; 52,7–10; Мих. 4,6–8; Зах. 14,8–10). С этим связано также предсказание Даниила о том, что при конце всех земных империй Бог создаст Свое вечное Царство (Дан. 2,34–35; 2,44–45; 7,9–10; ср. с Отк. 19,6–18; 20,4–6; 21; 22).

3,7–12: Иоанн Креститель и Иисус Христос — оба говорят, что суды приближаются и Царство Божие скоро наступит. Оба порицают фарисеев и саддукеев, которые, будучи вождями народа, слишком поверхностно относились к судам Божиим, тогда как на них лежала особая ответственность, потому что они знали Писания, Но это не значит, что все они окончательно лишены были спасения (Никодим и Иосиф Аримафейский). Уже Иоанн указывает, что благословение Авраамово не связано только с плотским Израилем (9). Иоанн ясно дает понять, что Мессия выйдет из среды крещаемых им людей (11). Сам же Мессия будет крестить Духом Святым и огнем. Иисус Христос пришел, чтобы спасти (1,21), а во второй раз Он придет, чтобы судить (см. комментарий на 8,20; Дан. 7,10–14).

 

Крещение Иисуса Христа
(Map. 1,9–11; Лук. 3,21.22; Иоан. 1,32–34)

3,14: Этими словами Иоанн подтверждает совершенную праведность и превосходство Иисуса Христа.

3,15: Иисус Христос настаивает на крещении, потому что рассматривает его как обязательное установление Божие (всякую правду). 

3,16: Открытие небес, то есть устранение завесы между этим и потусторонним миром, бывает или в пророческом видении (Иез.1,1), или как следствие молитвы (Деян. 10,11), или перед смертью (Деян. 7,55–56). Как голубь — это выражение напоминает нам книгу Бытие 1,2, где, согласно оригинальному еврейскому тексту, Дух созидая парит над водами. Как тогда начиналось существующее теперь творение, так с Иисусом Христом начинается новое творение.

3,17: Голос с неба повторяет ветхозаветные обетования, касающиеся Искупителя в конце времени закона (Пс. 2,7: Ис. 42,1). Иисус Христос, будучи Сыном Божиим — Царь и Судья, а будучи Сыном Человеческим, Он — страдающий Искупитель, Который в крещении получает поручение на это служение (см. 2 Цар. 7,14–16). Тут ни слова не сказано о том, что в крещении Бог усыновляет Иисуса Христа (ср. 1,18).

 


 Христианский портал My studies