Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 5

Нагорная проповедь (главы 5–7)
(Лук. 6,20–49)

Так называемая «Нагорная проповедь» представляет из себя единственное в Евангелиях полное изложение учения Иисуса Христа в одной проповеди. Другие крупные поучения мы находим: в главе 10-ой — миссионерское наставление ученикам, в главе 13-ой — притчи, в главах 24-ой и 25-ой — слово о последнем времени. Нагорная проповедь состоит из заповедей блаженства, комментарий Иисуса к Ветхому Завету, указаний относительно милостыни, молитвы и поста, наставление, чтобы вместо забот и беспокойства доверять Богу и наконец предупреждение быть не только слушателем, но исполнителем слова (Иак. 1,22).

Вполне очевидно, что из проповедей Иисуса Христа не каждое слово немедленно было записано. Скорее были сохранены только основные темы и те поучения, которые произвели особое впечатление. Записана была, а иногда и повторно, самая сущность того, что сказал Господь, и поэтому так важно каждое слово Евангелия. Зная, что оно написано под водительством Духа Святого (2 Пет. 1,21), мы можем иметь полное доверие к его тексту. При сравнении евангельских повествований мы часто находим, что одни выражения повторяются в отдельных Евангелиях, но все сохраняют смысл и сущность проповедей Господних.

Места, где была сказана Нагорная проповедь, мы не знаем. Возможно, что Матфей по памяти объединил в ней все сказанное Иисусом Христом на одной из гор. Тот факт, что многие места Нагорной проповеди у разных евангелистов встречаются в другой обстановке, заставляет думать, что Христос не сказал всего в одном месте и при тех же обстоятельствах (Мтф. 5,18 = Лук. 16,17; Мтф. 5,25–26 = Лук. 12,58–59 и т.д.). Во всяком случае согласно Матфею обе возможности могли иметь место. Господь произнес одну одноименную проповедь и вместе с тем повторял те же мысли в другое время. Но историческое любопытство здесь не может быть удовлетворено, и мы ограничиваемся лишь догадками. Решающее значение имеет содержание того, что сказал Иисус.

 

Заповеди блаженства
(Лук. 6,20–49)

5,1: Иисус Христос проповедует Своим ученикам, а не народу. В противоположность большинству иудейских учителей (равви), Иисус учит на открытом воздухе. Для Него центральное место занимают слова, а не чудеса, потому что вера приходит от слышания (Рим. 10,14 — 17).

5,3: Блаженные означают здесь не спасенные, а счастливые; значит тема вступления это — счастье. Заповеди блаженства основывают все счастье на наследовании Царства Божия. Но это наследство связано с определенными предпосылками, а именнно нищие духом, плачущие, кроткие и т.д. Заповеди блаженства оставляют открытым вопрос о том, что случится, если человек не может своими силами стать нищим духом, кротким, милостивым. Иисус Христос отвечает на это позднее. Нищий духом — это не надеющийся на плоть, но всецело зависящий от Бога (2 Кор 12, 9; Иак. 2,15).

5,4: Плачущие или скорбящие о грехах человеческих.

5,5: Под землей подразумевается новая земля (Пс. 36,22; Ис. 60,21; 2 Пет. 3,13; Отк. 20,2; 21,1).

5,6: Правда, в смысле праведности, означает здесь невиновность пред Богом. Голод и жажда не чувства, а переживание недостатка и лишений.

5,7: Милостивый — это дающий и прощающий.

5,8: Чистое сердце прямо противоположно сердцам большинства погрязших в блуде и других пороках. Чисто только сердце, принадлежащее Богу (1 Кор. 3,16; 6,16). Снова возникает вопрос: кто же создает такое чистое сердце?

5,9: В противоположность бунтующим, сердящимся, ссорящимся людям, миротворцы уже здесь на земле отображают Царство Божие.

5,10: Гонение является для нас испытанием; но гонение должно приносить радость и утешение и награду, поскольку мы страдаем невинно за нашу веру (Ос. 9,7; Иак. 1,2–12).

 

Соль и свет

5,13: Соль всегда узнается по вкусу. Также верующих мир должен узнавать как по их делам, так и по их свидетельству. Если они теряют свою соленость, то Бог их оставляет. Соль предохраняет от гниения. Служение христиан должно оказывать благотворное действие на грешников мира cero.

5,14–16: Ученики Христовы излучают из себя духовный свет, указывая людям путь спасения; они тратят свои силы не на греховную жизнь, а наоборот — на служение Богу. Они не сами зажигают себя, Богг зажигает в них Свой свет, чтобы все их видели. Благодаря этому, совершенно исключается и скрытность, и самоудовлетворение. Во всех делах верующих да будет хвала не делающему, а только одному Богу (Иоан. 3,21).

 

Отношение Иисуса Христа к закону

5,17–20: Так как Иисус Сын Отца Небесного, то Он принял на Себя: полнение заповедей Божиих и имеет власть судить. А нам нужно быть только орудием в Его руках: Он действует через нас. Предупреждения Христовы становятся нам особенно хорошо понятны, если мы отвергнем всякий человеческий авторитет и не будем прибегать к таким толкованиям, которые умаляют прямые требования Слова Божия.

 

Об убийстве

5,21 — 22: Иисус Христос начинает Свое объяснение Ветхого Завета с 5-ой заповеди, которую, как мы думаем, мы реже всего нарушаем. Но Он показывает нам, что все мы виновны. Убийц, конечно, мало, а между тем все мы и сердимся, и злословим. Человеческий способ самозащиты показывает стих 22-ой. Многие манускрипты добавили после «гневающийся на брата своего» словечко «напрасно», которого нет в древнейших рукописях. Человек всегда снижает тот высокий духовный уровень, который указал Мессия (Геенна огненная — см. 18,7 — 10). А я говорю вам: Иисус Христос не отменяет сказанного в Ветхом Завете, а наоборот, усугубляет значение заповеди. Это особенно ясно видно из стихов 17–19. Законодательство раввинов, так называемые «предания старцев» постоянно находят выходы для умаления требований святости и справедливости Божиих, а Иисус Христос не оставляет никакой возможности обойти данные Богом заповеди. Его авторитет покоится на том, что Он, будучи Сыном Божиим и Мессией, выполняет поручение Божие; о Нем голос с неба возвещает: «Его слушайте» (17,5; ср. 3,17; Map. 2,28; Иоан. 1,9; 1,14–18; 8,12–18). Также благодаря чудесам, совершаемым Иисусом, учителям и народу израильскому становилось явным Его всемогущество (8,27; 9,6–8; Map, 5,42; Иоан. 11,47; 12,9). От Мессии все ожидали, что Он будет высшим авторитетом в толковании Закона (Втор. 18,15; Исх. 42,1; 42,4, также в невошедших в Библию псалмах Соломона, у ессеев Кумрана (см. комментарий на 3,1) и в некоторых высказываниях раввинов).

5,23–26: В спорных вопросах верующие должны сделать первый шаг к примирению. Согласно 1 Кор. 6,1–7 христиане в тяжбах между собой никогда не должны обращаться в мирские суды. Судья вместе с тем прообраз Божий (Пс. 81,2.6).

5,26: 26-ой стих также, как 18,34 и Лук. 12,59, устанавливает нещадный суд над провинившимся, но не является оправданием чистилища. В таком случае, как мы можем искупить нашу вину (16,26)?

О прелюбодеянии

5,27–30: Иисус Христос охраняет брак ещё строже, чем Ветхий Завет (Втор. 24,1–4). Он окончательно преграждает путь для какого бы ни было внебрачного сожительства, которое может возникнуть в результате ухаживания, дружбы, вожделения. Снова Он вскрывает наше противящееся Богу сердце. Для Иисуса Христа геенна — это действительность, а не отвлеченное понятие (5,29; Map, 9,43–48). Но если бы мы лишились одного члена, то вскоре принуждены были бы отсечь ещё и другие, так что в конце концов мы целиком оказались бы в аду. Кто мог бы при этом устоять?

5,31–32: Ученик Христа имеет право требовать развода только при грехе блудодеяния другой стороны (19,9; Лук. 16,18; 1 Кор 7,10–15).

 

О клятве

5,33–37: Новый Завет совершенно запрещает клятву (23,16–22; Иак. 5,12) и обязывает человека говорить только правду. Но даже Ветхий Завет призывает к осторожности (Прит. 8,2 — 9). Мы не имеем права делать Бога свидетелем истинности наших слов и стараться втянуть Его в наши спорные дела.

 

О любви к врагам

5,38 — 42: Если мы стремимся к правосудию, то закон «око за око» будет самым справедливым. Но ученик Христа должен терпеть и несправедливость и даже отплачивать за нее добром, потому что его защита в Боге (Рим. 12,19–21). Иначе должны действовать государственные власти (Рим. 13,1 — 7), также и ученики в отношении детей и людей слабовольных, уступки которым только поощрят их ко злу. Кроме того, ни в коем случае несправедливость нельзя назвать добром (Иоан. 18,23).

5,43–48: Мы опять-таки становимся виновными, если будем в жизни лицеприятными в любви. Бог и безбожникам дает много благодеяний: здоровье, благосостояние, солнечный свет, успех и т.д. Дети испрашивают совета у родителей. Если мы спросим совета у Бога, то милость Божия ведет к покаянию (Лев. 19; Рим. 2,4; 1 Тим. 2,4; 2 Пет. 3,9). Будьте совершенны (48): мера нашего совершенства не философский идеал, а личность нашего Отца Небесного (1 Пет. 1,16–17). Совершенство значит полное соответствие воле Божией. Требование совершенства исходит из следующего рассуждения: тот, кто принадлежит Богу, кто дитя Божие, должен быть Ему подобным (5,48; 19,21; Лев. 19,2; Лук. 6,40; 1 Кор. 2,6; Еф. 4,13; Фил. 3,12; Кол. 1,28; 1 Иоан. 2,5; Евр. 5,14; Иак. 1,4; Иак. 3,2). Никакие собственные усилия не могут сделать нас подобными Богу, а это совершается при новом рождении от Духа Святого, Который делает нас новой тварью во Христе (Иоан. 3,3; 1 Пет. 1,3–9; 2 Пет. 1,4; 2 Кор. 5,17). При правильном духовном развитии за рождением свыше следует возрастание к ещё большему совершенству (Еф. 4,13–16; Евр. 5,13–14).

 


 Христианский портал My studies