Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 6

О милостыне

6,1–4: Если кто разглашает о своем милосердии, то он должен будет удовлетвориться похвалой человеческой. Тот, кто на земле получает награду, лишается её в Царстве Небесном (см. комментарий на 10,42).

 

О молитве: «Отче наш»

6,5–6: В евангельских кругах принято думать, что стих 5-ый запрещает молитвы вслух в Церкви. Но в другом месте Иисус Христос приглашает к общей молитве (18,19- 20). Деяния Апостолов говорят нам какие дивные дары получала перво-апостольская Церковь в результате ежедневного молитвенного общения (Деян. 1,14; 1,23–26; 2,42 и т.д.) Иисус Христос порицает только лицемерие.

6,7: Языческое служение основано на длинных молитвах, а для Иисуса Христа решающее значение имеет упование. Но это последнее не исключает длительной молитвенной борьбы (Гефсиманский сад). Прежде вашего прошения: и все-таки Бог, будучи Даятелем, хочет чтобы Его просили о дарах.

6,9–13: Молитва Отче наш. Лука говорит, что ученики хотели научиться особой молитве, потому что и Иоанн Креститель также научил своих учеников, как молиться (Лук. 11,1). Молитва, приведенная Лукой, короче той, которая у Матфея, но по своему характеру они обе одинаковы. Возможно, что слова: «ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь», непосредственно не принадлежат молитве, потому что в очень древних рукописях отсутствуют; но уже во времена Христа был обычай многие молитвы заканчивать подобным славословием (ср. 1 Пар. 29,10–13). Принимая во внимание некоторые еврейские обороты речи, можно думать, что первоначальный текст молитвы мы имеем у Матфея. Первые 3 прошения касаются Бога, а 4 остальные — главным образом человека. Такое разделение соответствует 10 заповедям Моисеевым, из которых первые 4 говорят об отношении к Богу, а 6 других — об отношении к людям.

6,9: Отче наш: так мог сказать и иудей (Втор. 32,6; Ис. 63,16; 64,7; Иер. 3,4; 31,9; Мал. 1,6), но для Иисуса и Его учеников такое родственное обращение приобретает особое значение; даже еврейское слово Отец-Авва (дословно папа) сохранилось как молитвенное обращение в Новом Завете (Map. 14,36; Рим. 8,15; Гал. 4,6); в нем слились воедино: доверие, отдача и благоговейное послушание (см. комментарий на Еф. 3,14). Да святится имя Твое. Лютер по этому поводу высказал следующее: «Это будет там, где слово Божие открыто и безошибочно изучается и где мы, как дети Божий, в соответствии с Ним живем». Назначение этого прошения заключается ещё в том, чтобы пробудить в нас ответственность пред Всемогущим Богом (Ис. 29,23–24; Иез. 36,23–28).

6,10: Да приидет Царствие Твое. Тут острее всего выявляется эсхатологический характер молитвы: пока мы так должны молиться, Царство Божие ещё не настало (см. комментарий на 3,2), но мы, уже выделенные из людей члены этого Царства, желаем его скорого пришествия во всем мире. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Опять Иисус Христос предвидит конец, когда каждое колено преклонится пред Отцом (Фил. 2,10–11), где также и Сын подчинится Отцу (1 Кор. 15,28). Но до того времени в мире имеет место сатанинское сопротивление. Опять и опять Иисус Христос показывает, что в Его молитвах на первом месте стоит воля Отца (26,39–42; Лук. 22,42; Иоан. 10,30; 11,41–42; см. Иоан. 6,38; Евр. 5,8).

6,11: Хлеб наш насущный дай нам на сей день. Обращает на себя внимание то, что Христос материальное прошение ставит впереди духовного. Это может быть объяснено тем, что и Тут Он взирает на те времена, когда Его служители будут проходить через скорбь. Слова на сей день имеют здесь значение «на каждый день» (Лук. 11,3; ср. Мтф. 24,7.9; Отк. 13,16–17).

6,12: И прости нам. В скорбях всегда существует искушение на ненависть мира (24,9–12; Иоан. 15,18–21 и все Отк.) ответить ненавистью и непрощением. А о прощении имеет право просить тот, кто сам простил. Стих 14 подтверждает эту мысль.

6,13: И не введи нас во искушение, потому что дух бодр, а плоть немощна (26,41). Когда Бог допускает такое положение, при котором искуситель может подойти к нам, то это означает «вводить в искушение». Бог ведь Сам не искушает никого (Иак. 1,13; см. Мтф. 4,1–10; Иоан. 17,15; 1 Кор. 10,13; 2 Фес. 3,3; 2 Пет. 2,9). Но избавь нас от лукавого. Лукавый — это диавол (см. комментарий на 4,1). Со времени первого пришествия Иисуса Христа сатана устранен из присутствия Божия (Лук. 10,18; Иоан. 12,31; ср. Иов. 1,6–12; Зах. 3,1–2), От него уже теперь отняты его права, а оставлена только власть; поэтому он сейчас с ревностью действует на земле (Отк. 12, 12–17: см. Мтф. 8,29; Еф. 5,16; 2 Тим. 3,1–9; 1 Пет. 4,17; ср. Отк. 20.3). Поэтому мы должны просить, чтобы Господь нас избавил от власти диавола и даровал нам прийти к блаженному концу, когда сатана будет удален с земли.

6,14: Слова Иисуса Христа показывают, что в просьбе о прощении лежит как бы центр тяжести всей молитвы. Очень определенно она связана с обязанностью прощать должникам нашим. Так в этой молитве отражается сущность искупления через жизнь и смерть Иисуса Христа.

 

О посте

6,16–18: Пост, или добровольное воздержание от пищи, сопутствует молитве, являясь выражением покаяния и искренности молящегося. Пост помогает также духовно сосредоточиться. Так евреи постились в День очищения (Лев. 16,29–34; 23,26–32; Числ. 29,7). Постились также: Давид — в смертельном страхе за своего ребенка (2 Цар. 12,16), Даниил — в покаянии и в подготовке себя для принятия откровения (Дан. 9,3; см. Пс. 34,13; Пс. 68,11; ср. Ис. 58; Иер. 14,12), весь народ — во время бедствий (Иоил. 1,14; 2,15; Иона 3,5- 10, где даже пить запрещалось). После пленения пост стал обычаем: так, например, фарисеи постились каждый понедельник и четверг (Лук. 18,12). Сам Иисус Христос постился в пустыне (4,1 — 2). Он отменяет не пост, а лицемерие. Напротив, Он настойчиво рекомендует поститься, чтобы противостоять силам зла (17,21). Апостол Павел постился (2 Кор. 6,5; 11,27), Варнава и Антиохийская церковь также постились, особенно когда посылали или рукополагали кого-либо на особое служение (Деян. 13,2; 14,23). Но Иисус Христос не постился, пока был с учениками Своими, потому что их пребывание в обществе Мессии было временем радости (см. комментарий на 9,14—15).

 

О собирании сокровищ и о заботах

6,19–21: Иисус Христос подтверждает то, чему также учили и раввины, а именно: человек должен собирать сокровища непреходящие на небе. Туда должны быть направлены мысли и устремления сердца. Что же является нашим сокровищем? А то, о чем мы больше всего думаем. Что же создает это сокровище на небе? Всякое угодное Богу духовное состояние и вытекающие из него поступки, главным образом упование на Господа.

6,22–23: Глаз — это входная дверь для зависти (10-ая заповедь).

6,24: Маммона, или богатство, которое легко превращается в нашего господина. У нас только Бог должен быть Господином и никто больше.

6,25–34: Богатство порождает заботы, а упование на Бога освобождает от них, потому что они переходят в Его руки (1 Пет. 5,7; Фил. 4,6), так что заботы человеческие ограничиваются заботами дня (6,34; Исх. 16,19–21; Мтф. 6,11). При этом составление планов на следующий год также может оказаться заботой сегодняшнего дня. Мы утешаемся тем, что Иисус Христос знает, сколько хлопот приносит нам каждый день. Бог взял на Себя все наши заботы (1 Пет. 5,7), и поэтому, кто беспокоится, тот берется не за свое дело. Если только мы доверимся Богу, то мы на опыте можем пережить стихи 25–31.

6,33: Царство Божие (см. комментарий на 3,2). В жизни существуют вопросы первостепенной и второстепенной важности.

 


 Христианский портал My studies