Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 8

Исцеления (главы 8 и 9)

Главы 8 и 9 вместе взятые представляют из себя особую часть Евангелия. Между Нагорной проповедью (главы 5–7) и миссионерским напутствием ученикам (глава 10) говорится о многих чудесах Господних. Если в главах 5–7 сказано о том, что Бог хочет, то в главах 8 и 9 сказано о том, что Иисус Христос по поручению Божию может сделать. Причем чудеса не какие-то воображаемые символы, а действительные, исторические происшествия, которые учат нас, что Творец владычествует над природой, как Он хочет, всецело по Своей воле, так что наша вера основана не на иллюзиях, а на твердом, непоколебимом фундаменте. Иисус Христос благодаря чудесам, свидетельствующим о Его всемогуществе, поставлен выше всех людей. Исцеления Его служат для нас прообразом того, как в Новом творении будет исцелен весь мир (Отк. 21,4).

 

Исцеление прокаженного
(Map. 1,40–44; Лук. 5,12–14)

8,2: Почему исцелен был именно этот прокаженный? Он имел дерзновение прийти к Иисусу. Для человека, не желающего приблизиться ко Христу, нет никакой надежды. Он молитвенно предоставил себя Господу, говоря: если Ты хочешь. Он, веруя, ожидал исцеления от болезни, которую невозможно было излечить. Только теперь, в наше время, проказа излечивается. Но мы не должны забывать, что Бог в просьбе об исцелении иногда отказывает (2 Кор. 2,7–9; см. Мтф. 26,36–42).

8,4: Иисус Христос никогда не намеревался ниспровергнуть существующий строй, поэтому верующие, поскольку это возможно, держатся Богом установленного порядка (Гал. 4,4; Рим. 13,1–8). Никому не сказывай, потому что иначе люди будут считать самым важным здоровье (4,3–4; 6,33). Господь запрещает рассказывать о чуде чаще всего тогда, когда возможно его неправильное истолкование. В Евангелии от Марка 1,24 нечистые духи утверждают, что Он пришел погубить их. На это Иисус Христос отвечает: «замолчи».

 

Исцеление слуги сотника
(Лук. 7,1–10; Иван. 4,46–53)

8,5–13: Этот сотник, будучи язычником, может служить нам примером, а именно: как заботиться о подчиненных, как подходить к Иисусу Христу, какое нужно иметь смирение и какую веру. Все повествование говорит о том, что Иисус может совершить то, чего от Него ожидает вера. Значит, для верующих нет неизлечимых болезней.

8,11–12: Иисус Христос упоминает воскреснувших ветхозаветных праведников Авраама, Исаака и Иакова, которых мы встретим в жизни воскресения из мертвых. Царство Небесное (см. комментарий на 3,2). Тот, кто не доверяет Иисусу, будет ввергнут во тьму внешнюю, даже в том случае, если он, как евреи того времени, будет считать себя сыном царства. А Иисус Христос открывает двери Царства Божия всем людям. Тьма противоположна тому свету, о котором Иисус Христос говорит: «Я есмь свет» (Иоан. 8,12). Всякий, пребывающий во тьме, далек от Иисуса. Сущность ада в том, что человек будет далек и от любящего Бога, и от прощающего Христа.

 

Иисус в доме Петра
(Map. 1,29–34; Лук. 4,38–41)

8,17: Исполняется сказанное пророками о Мессии (Ис. 35,4–6).

 

Следование за Господом
(Лук. 9,57–60)

8,18: Удивительно, что Иисус Христос не всегда нуждается для проповеди во множестве народа. Он нуждается в тишине для Себя, для Своих учеников и для отдельных людей, которые ищут у Него покоя для душ своих.

8,19–22: Даже до сего дня Господу чаще приходят не безразличные люди, а хорошо изучившие Писание, которое беспрестанно указывает на Христа. Ответы (ст. 20 и:2) относятся к кажущимся противоречиям Библии. Но люди не одинаковы: одному человеку нужно обдумать принятие решения, а не поспешно повиноваться голосу чувств; напротив, для другого вместо колебания и вытеснения из сознания требуется немедленное решение. Благоговение пред Иисусом Христом должно быть неизмеримо большим, чем благоговейное уважение к мертвым телам, почтение которых было особенно в традиции того времени. Мертвы те, которые не принадлежат Иисусу (Кол. 2,13). в 20: Здесь в первый раз в Евангелиях Господь называет Себя Сыном Человеческим. Особенность этого выражения заключается в том, что на еврейско-арамейском языке оно обозначает «человек», но со времени пророка Даниила (7,13) оно стало одним из имен Мессии. Услышав его, люди мысленно спрашивали себя, говорит ли Иисус Христос о Себе как о человеке или о Мессии? Хотя некоторые исследователи и полагали, что здесь Иисус Христос говорит о каком-то грядущем Мессии, но 26,64 ясно указывает, что Он говорит о Себе Самом. А люди называли Его Христом-Мессией, Сыном Божиим (см. комментарий на 16,16; 26,63), Сыном Давидовым (см. комментарий на 9,27; 15,22; 20,30), Царем Израилевым (Иоан. 1,49), а Он предпочитал называть Себя Сыном Человеческим (9,6; 12,32.40; 13,37; 16,27; 17,22; 20,18.28; 24,30.37–39; 25,31; 26,64; Map. 2,28; Лук. 17,22–26; Иоан. 1,51; 3,14; 5,27; 6,53 и др. места). Поэтому мы редко находим это имя вне Евангелия (напр. Деян. 7,56). Причина такого предпочтения Иисуса Христа заключается по-видимому в том, что это имя не имело национального характера и со времени мессианского пророчества Даниила (7,13; см. Отк. 1,13; 14,14) принималось в иудействе как принадлежащее небесному существу, Судье мира, но Который так близко подходит к людям, как об этом говорит Фил. 2,5–11.

 

Укрощение бури
(Map. 4,35–41; Лук. 8,22–25)

8,23 — 27: Этому повествованию часто придают символическое значение; но само происшествие фактически имело место и служит основанием веры. Иисус Христос порицает не зов о помощи, а неверие и беспокойство. Господь и в настоящее время является Владыкой природы.

 

Исцеление двух бесноватых
(Map. 5, 1–17; Лук. 8,26–37)

8,28: Жители Гсргесинской или Гадаринской (Map. 5, 1) страны были говорящие по-гречески язычники. Гадара, расположенная в 10 километрах на юго-восток от Генисаретского озера, была греческим городом языческо! культуры и поэтому иудеи его избегали. Здесь Иисус начинает возвещать спасение всем народам за пределами избранного народа Израиля. Бесноватости никто сейчас придает значения, а она проявляется в страстях, в маниях, в душевном расстройстве, в стремлении ко злу. А Христос имеет власть над нею.

8,29: Удивительно, что бесы при учениках признают Иисуса Сыном Божиим. Мы не можем себе представить, сколько раз Новый Завет говорит об Иисусе как о Сыне Божием Выделим только наиважнейшее 1. Иисус Христос зачат в Деве Марии силою Духа Святого (Мтф. 1,18–25 Лук. 1,26–38; Иоан. 1,14; Гал. 4,4); Иосиф, будучи не фактическим, а только с законной точки зрения отцом Иисуса, повинуясь Богу, принимает в свою семью это Дитя. 2. Иисус существовал предвечно, то есть имел жизнь и личность до Своего зачатия в Деве Марии. Он от вечности был у Отца. Им создано все видимое и невидимое (Иоан. 1,1–4; 3,16–17; Рим. 8,3; 1 Кор. 8,6; Гал. 4,4; Фил. 2,5–11; Кол. 1,16; 1 Иоан. 4,9; Евр. 1,2). 3. Никто не знает Отца, кроме Сына. Поэтому Он исключительный, непосредственный Носитель откровения (3,17; 11,27–30; 17,5; Иоан. 1,18; Евр. 1,2). 4. Бог в отношении к Иисусу подобен Аврааму в отношении к Исааку: оба жертвуют единственного сына, но только Небесный Отец доводит эту жертву до конца (Быт. 22,1–13; Иоан. 3,16; Рим. 8,32). 5. После жертвенного послушания Сына (Евр. 5,8), Ему дана власть на небе и на земле (28,18; 1 Кор. 15,24–25; Фил. 2,9–11; Кол. 1,12–20; 2,9–10), поэтому мы во имя Его принимаем крещение, и Ему мы молимся (28,19; Иоан. 14,13–14; Деян. 9,14; 1 Кор. 1,2; 2 Кор. 12,8). 6. Сын не есть другой Бог возле Отца, а единосущный и единый с Отцом (Иоан. 5Д9-20; 10,30; 1 Кор. 15,28; 1 Иоан. 2,23). Это уже видно в старозаветных пророчествах из того, что будущий царственный Мессия из дома Давидова назван Сыном Божиим (1 Цар. 7,14; Пс. 2,7) и что Избранник Божий чрез страдания войдет в славу (Ис. 42,1–7; 49,1–6; 50,4–11; 52,13; 53,12).

8,31: Злые духи стараются действовать через плоть, потому что согласно Божию творению личность находится во плоти. Время злых духов закончится страшным судом, после которого их разрушительная работа придет к концу.

8,34: Просили, чтобы Он отошел. Жителям города свиньи были дороже Иисуса Христа и любви к исцеленному бесноватому. Иисус услышал их просьбу — и ушел: страшное предупреждение для всех людей.

 


 Христианский портал My studies