Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь
под ред. Ф. Грюнцвайга и др.

Евангелие от Матфея

 

Глава 9

Исцеление расслабленного
(Map. 2,1–12; Лук. 5,17–26)

Главная тема: Иисус имеет власть над грехом.

9,1: Свой город, то есть Капернаум (4,13).

9,2: Вера других людей может многое для нас делать. Молитва других содействует исцелению, дает просимое, побуждает Бога простить нас и даже сохранить нашу веру (8,5–13; Быт. 18, 16–32; 20,17; Исх. 17,11–13; Лук. 22,32). Но никогда вера других не •заменяет собственной действенной веры (Map. 16,16), которая избавляет нас от суда Божия.

9,5–8: Сам Иисус указывает, что Его власть прощать грехи и исцелять исходит от всемогущества Божия. Священники также могли приносить жертвы для прощения грехов, но только Иисус дает уверенность в спасении. Прощаются тебе грехи — для Господа это самое главное (1,21; 6,33), В конечном итоге грех и богоотступничество являются основной причиной болезни и смерти (Ис. 33,24; 1 Кор. 11,30; Рим. 6,23). Иисус Христос лечит корень зла, а именно грех.

 

Призвание Матфея
(Map. 2,13–17; Лук. 5,27–32)

9,9–13: Здесь мы имеем два повествования: призвание Матфея и пререкания по поводу совместной трапезы с грешниками.

9,9: Матфея другие евангелисты называют Левием (Map. 2,14; Лук. 5,27). Отсюда и из 10,3 можно в согласии с древней Церковью заключить, что Матфей — автор этого Евангелия. Не правда ли, какая потрясающая перемена: из мытаря в евангелиста. Тут становится ясным, из каких трех частей состоит вера: сперва призыв Иисуса, затем решение последовать и потом практическое осуществление. Следование сегда имеет две стороны: присоединение к Церкви и внутреннее послушание (4,18–22).

9,10–13: Иисус Христос рассматривает Себя как Врача больных, то есть грешников Ис. 42,3; Иез. 34,16). Поэтому Он именно их и ищет. Какая это благая весть для каждого, кто считает себя грешником! Но сочувствие грешникам не означает, что позволительно с ними грешить.

 

О посте
(Map. 2,18–21,-Лук. 5,33–38)

9,14: Пост (см. комментарий на 6,16–18). Ученики Иоанна подобно фарисеям и саддукеям представляли из себя самостоятельную общину, как бы предварительную Церковь (см. комментарий на 4,12; 11,2; Лук. 11,1; Деян. 19,1–7).

9,15: Иисус Христос Свое пришествие рассматривает как начало совершенно новой эпохи (2 Кор. 5,17). Брак — это время радости, когда неуместно поститься, потому что пост — знак скорби. Между вознесением и вторым пришествием также снова будут поститься. Иисус Христос называет Себя Женихом, а учеников — сынами чертога брачного, что указывает на Мессию и Его последователей. В других местах Церковь искупленных названа «невестой» или «женой» (Иоан. 3,26–29; Еф. 5.31–32; Отк. 19,7–9; 21,2).

 

Дочь Иаира и женщина, страдавшая кровотечением
(Map. 5,21–43; Лук. 8,40–56)

Два события здесь связаны нераздельно: воскрешение дочери Иаира и исцеление кровотечения у женщины.

9,18–19 и 9,23–26: Воскрешение говорит о власти Иисуса Христа над смертью. Боязнь за жизнь дочери заставляет начальника синагоги, человека с положением, прийти к Иисусу и, павши к ногам Его, просить Его. У него есть вера, что Иисус может и из мертвых воскресить. А насмешники (стих 24) сами оказались в смешном положении. Слова Иисуса: она спит показывают, что для Него биологическая смерть не означает уход из жизни. Смех людей и просьба отца доказывают, что девица действительно умерла. Между телесной смертью и воскресением жизнь все-таки продолжается, но в другой форме (1 Цар. 28,3–19; Дан. 12,2; 1 Фес. 4,13–17; 1 Кор. 15,20–23; Лук. 16,19–26; 1 Пет. 3,19; 4,6; Отк. 6,9–11).

9,20–22: Глубокая вера кровоточивой женщины кажется суеверием (14,36; Деян. 5,15; 19, 11–22). Но Господь видит сердце: искренно ли оно и желает ли получить? Вера твоя спасла тебя (ст. 22) — эти слова Иисус Христос часто повторяет при исцелениях и прощении грехов (Map. 10,52; Лук. 7,50; 17,19; 18,42; ср. Лук. 8,50; Деян. 14,9). Он дает этим понять, что Бог не отвергнет детского доверия. Но вера не есть заслуга, так же как и любовь ребенка. Спасающая сила веры особенно сильно выделяется там, где упование на Господа приносит вечное спасение (ср. Иоан. 10,9; Деян. 2,21; 16,31; Рим. 3,28; 10,10–17; 1 Кор. 1,21; Еф. 2,8). Против неистинной веры без перемены жизни предостерегает Иак. 2,14–26.

 

Двое слепых и немой

9,27: Сын Давидов — так назван Мессия (согласно 2 Цар. 7,12–13; Пс. 2,7; Иер. 30,9; Иез. 34,23–24). Одновременно это указывает на наследственные права Иисуса благодаря Его происхождению от Давида через Иосифа (Рим. 1,3).

9,28–29: Слепые не сразу получают просимое, а только после испытания их веры: сперва молчанием, а потом вопросом Иисуса Христа. В этом исцелении обратим внимание на то, что слепые сперва сказали категорическое: «ей, Господи», а затем не исполнили Его повеления.

9,30: Запрещение разглашать (см. комментарий на 8,4).

9,32: Бесноватый (8,28–31).

9,33–34: Отношение народа и фарисеев (см. комментарий на 23, 2) представляют из себя две возможных реакции на служение Христа. Народ ещё может дивиться, а фарисеи своим острым критическим умом видят за Иисусом высшую силу. Так как и те, и другие не желают приблизиться ко Христу, то их отношение к Нему бесплодно и одинаково плохо.

 

Великая жатва

9,35–38: В связи с предыдущим логически возникает вопрос о сотрудничестве с Иисусом Христом или иначе — об ученичестве. Эти стихи скорее принадлежат 10 главе. Тогда и теперь трагедия человеческая заключается в том, что люди в любви, в славе, в счастьи ищут того, чего они найти не могут. Они блуждают, потому что их жизнь не направлена к Богу, у них нет ни Спасителя, ни Руководителя (ср. Иез. 34,2–6). Дорогой читатель, а сотрудничаешь ли ты со Христом? 35: Царство (см. комментарий на 3,2).

9,36: Пастырь (см. комментарий на Иоан. 10).

 


 Христианский портал My studies