Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Под редакцией Ф. Грюнцвайга и др.

Пояснения на Новый Завет и Псалтирь

 

Введение в Евангелия

I. Новый Завет состоит из 27 книг, из которых первые четыре названы Евангелиями. В них описаны деяния Иисуса Христа. Слово Евангелие греческого происхождения и в переводе на русский язык означает «радостную, спасающую весть». В языческом мире слово это часто означало извещение о военной победе или о какой-нибудь царской милости. Им пользовались в манифестах о восшествии на престол нового императора, которого в те времена почитали за Бога. Христиане позаимствовали это выражение для того, чтобы пришествие Мессии, Сына Божия, представить как благую весть, как начало нового порядка вещей.

Поэтому, в сущности, есть только одно Евангелие, но написанное четырьмя евангелистами. В виду этого в библейском греческом подлиннике написано так: «Евангелие согласно Матфею», «Евангелие согласно Марку» и т.д. Каждый евангелист повествует в своей манере и согласно сведениям, которые он имеет о событиях таким же образом, как четыре свидетеля какого-либо происшествия рассматривают его со своей точки зрения. Несмотря на это, мы никаких противоречий в Евангелиях не наблюдаем. Конечно, иногда бывает трудно связать те или другие события в одно целое и установить их порядок во времени. Объясняется это тем, что ни один евангелист не рассказывает всего, но выделяет только то, что для него особенно важно. От этого и происходит наблюдаемая нами разница. Сама же Библия о себе самой говорит, что писали её мужи Божий не по человеческому произволу или разумению, но будучи водимы Духом Святым (Иоан. 21,24; 2 Пет. 1,19–21; 2 Тим. 3,14–17; Отк. 22,18–19).

II. Внутреннее единство и очень большое сходство четырех книг Евангелия особенно выделяется, когда мы примем во внимание следующие их особенности: 1. Их можно читать одновременно, но как одно целое (синопсис). Так как это главным образом относится к первым трем Евангелиям, то их поэтому называют «синоптиками». 2. Все они приводят к страданиям Господним и к Его Воскресению — к этим двум событиям, которые являются главной темой повествования. Тут мы наблюдаем полную согласованность текстов. Отметим, что в 16 гл. Евангелия от Марка в самых древних и лучших манускриптах отсутствуют стихи с 9 по 20. Безусловно, в оригинале были также даны дальнейшие подробности Воскресения Христова. 3. У всех трех синоптиках упоминается, что Иисус посылает учеников на миссионерское служение. Сами евангелисты писали с целью пробудить и укрепить в читателе веру (Лук. 1,1–4; Иоан. 20,31). 4. Все они описывают не события той эпохи, а жизнь Иисуса Христа. 5. Все они приводят поучения Господни или слова, ведущие в жизнь вечную. 6. Все они рассказывают о делах Иисуса Христа, показывающих его спасительную любовь и силу. 7. Все они видят в деяниях Иисуса исполнение пророчеств в Новом Завете: обещание Бога Аврааму исполняется в Иисусе Христе. 8. Все они считают, что Иисус — это Мессия Израиля, Сын Божий, превосходящий всех людей, могущий освободить от власти сатаны и спасти от суда Божия; отношением к Нему решается судьба человека в вечности. 9. Все евангелисты во многих случаях пользуются теми же словами и оборотами речи.

III. Особенности каждого евангелиста использовал Бог, чтобы один дополнял другого и таким образом свидетельство четырех обогатило Церковь и прославило Всевышнего. Конечно, евангелисты не имели никакого преднамеренного плана работы и не стремились создать какое-то литературное произведение. Но Бог так их повел, что подробности изложения приняли определенную, присущую каждому форму. Принимая это во внимание, мы сможем дать следующую характеристику богословской установки каждого евангелиста:

1. Матфей — в первую очередь учитель Церкви. Никто, кроме него, не включил в миссионерское повеление Господа ученикам Своим таких слов: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (28,20).

Если не принимать во внимание 3 первых главы вступления и 3 последних главы, описывающих страдания и воскресения Иисуса, то из оставшихся 22 глав 8 посвящены продолжительным проповедям Иисуса на определенные темы: главы 5–7 — нагорная проповедь; глава 10 — напутственное слово ученикам; глава 13 — притчи; глава 23 — обличению фарисеев; главы 24–25 — пророчество о последних временах. Отсюда мы видим, что для Матфея наибольшее значение имели слова, учение Христа, единственно Который дает правильное учение и понимание Закона Божия; тогда как учителя Израиля не получили такой власти от Бога и поэтому и умаляют, и сокращают закон (5,17–20; 5,21–45; 7,29). Сам Моисей по жестокосердию народа мог им предъявить только минимальные требования (19,7–9), причем эти стихи не меняют того факта, что Иисус Христос считает Ветхий Завет и словесно, и по содержанию богодухновенным (11,14; 12,38–42; 17,10–13).

Именно, как учителю, Матфею важно было дать своему народу доказательство из Писания. Он, например, повторно пользуется такими оборотами речи: «а все сие произошло», «да сбудется реченное Господом чрез пророка» (1,22; 2,5; 15,17–23; 3,3; 4,14; 8,17; 12,17 и другие места). Таким образом, Матфей, ссылаясь на Библию, на Ветхий Завет, хочет показать евреям, что слова и дела Иисуса исходят от Бога. Иисус Христос часто спрашивает слушателей: «Разве вы не читали» (19,4; 21,16.42; 22,31; 24,15). Обетования исполнились в Иисусе. Связь с Ветхим Заветом уже ясно видна из заглавного стиха Евангелия (1,1). Матфей вообще пользуется для родословия отдельными частями Ветхого Завета (Бытие 2,4 — конец стиха; Бытие 37,2).

Особенно обращает на себя внимание большое количество ссылок на Ветхий Завет во вступительных (1–3) и в конечных (26–28) главах. Это объясняется тем, что происхождение Иисуса, Его искупительная смерть на кресте и Его воскресение представляют собой основы веры и поэтому вызывают особенно резкие нападки евреев.

Поучительный характер Евангелия подтверждается ещё теми стихами, в которых Матфей отмечает, что истинных книжников можно найти только в среде христиан (13,52; 23,34–35). Таким образом, наиболее выделяющимися чертами Евангелия от Матфея являются: его поучительность, ссылки на Писание, связь с Божиим откровением Ветхого Завета, исполнение ветхозаветных обетовании и проповедь совершенного закона.

2. Марк в первую очередь глашатай господства и власти Иисуса, поэтому он особенно выделяет Его чудеса и Его превосходство над всеми другими людьми. Иисус имеет право повелевать, тогда как ученики только с трудом могли понимать дела Христовы. У Марка отсутствуют продолжительные проповеди Евангелия от Матфея. У него менее, чем например у Луки, событий, присущих только написанному им Евангелию. Он излагает в очень сжатой и вместе с тем выразительной форме; поэтому его Евангелие содержит только 16 глав.

Многие подробности заставляют думать, что Марк писал для язычников Римской империи: он пользуется латинскими выражениями и именами (например: центурион — сотник, начальник ста воинов) (15,39; Руф. 15,21; сравнить с Рим. 16,13). Он сам, единственный из евангелистов, носит римское имя; он объясняет иудейские обычаи (7,3–4). Поэтому нам становится понятным, почему Марк особенно подчеркивает в Иисусе Его царственное величие. Своим читателям из римского язычества он доказывает, что не боги и обожествленные императоры заслуживают поклонения, а только один Христос, Который есть истинный Господь и Сын Божий (15,39).

3. Лука — историк среди евангелистов. Только он один начинает свой труд с торжественного и обстоятельного вступления, в котором он указывает, что написал Евангелие в хронологическом порядке, после тщательного исследования событий на основании свидетельских данных очевидцев (1,1–4). При этом надо отметить, что его Евангелие и Деяния Апостолов составляют как бы одну книгу в двух отдельных частях. Лука выделяет последовательность событий во времени, потому что для него важно показать чудо богоявления на фоне человеческой истории.

Он излагает план Божий, начиная с событий, предшествовавших рождению Иоанна Крестителя, и затем продолжает повествование рождением Иисуса Христа в яслях, Его распятием и воскресением, чтобы, наконец, закончить миссионерским трудом апостолов. Поэтому его называют первым историком Церкви.

Так как Луке важно было показать план Божий, то он приводит больше, чем другие евангелисты, подробностей относительно рождения, детства и юности Иисуса Христа. Например, он единственный упоминает о двенадцатилетнем Иисусе с храме среди учителей израилевых (2,41–50). Интересно сравнить данное Лукой родословие (3,23–38) с тем, которое приведено у Матфея (1,2–16). Последний начинает родословие Иисуса с Авраама, тогда как Лука ведет его в обратном порядке — от Иисуса, чрез Адама, к Богу. Этим он отмечает всемирное значение Иисуса Христа для всех людей.

Другая особенность повествования Луки заключается а том, что он изображает Иисуса Христа Спасителем грешников, Которого любовь влечет к бедным, обездоленным, униженным. Это преимущественно выделяется в так называемых путевых заметках Луки в течение последнего путешествия Иисуса Христа в Иерусалим (9,51; 18,14). Там, например, мы находим притчу о блудном сыне (15,11–24), которая приведена только у Луки. Вообще в его Евангелии мы находим много мест, присущих только ему одному.

С какой охотой евангелист рассказывает о радости на небесах, о потерянном, которое найдено, и о погибшем, которое спасено. При этом нельзя сказать, что он мало обращает внимания на второе пришествие Господа или умаляет неизбежность конца мира. Он ярко изображает как радость о спасенных грешниках, так и неутомимую деятельность апостолов, особенно Павла, именно потому, что со всей серьезностью откосится к предстоящему последнему Суду и неожиданному второму пришествию Иисуса Христа (17,20–37; 21,5–36; Деян. 1,7.11).

Отметим теперь главные особенности Евангелия от Луки: научно-исторический подход, хронологическая последовательность изложения, согласованность с планом Божиим. причем евангелист в особой мере выделяет служение Иисуса Христа, как Спасителя грешников.

4. Иоанн — главным образом свидетель славы Христовой, горящий любовью к своему Господу. Нигде в другом месте Писания мы не находим так часто повторяемых слов: любовь и пребывание. У Иоанна любовь господствует во взаимоотношениях между Богом и людьми. Отец любит Сына, Сын любит учеников Своих, а в их лице Отец любит весь мир. В обратном направлении потоки любви текут от учеников к Сыну и Отцу, так что Отец, Сын и ученики связаны воедино любовью (3,16.35; 17,23–26; 14,21–24). Освещение, какое дает Иоанн пребыванию в Слове и любви Христовой, направляет взоры читателя к вечности и, кроме того, служит орудием для борьбы с лжеучением агностиков, появившемся в самое раннее время Церкви (5 38; 6 27 56' 8,31:15,4–9. Ср. с Еф. 3,18).

Любовь и пребывание никогда никого не разочаруют, потому что они устремлены к Иисусу, в Котором сосредоточена вся любовь Божия. Он Совершитель дела спасения, Ему дана власть судить и давать жизнь вечную (3,14; 5,13). Иисус Христос — это жизнь, истина, спасение, хлеб жизни, свет, Он — Царь Израилев и Сын Божий, Он — Бог (1,1–5; 6,28–35; 8,12–18; 20,28.31). Все здесь сосредоточено вокруг личности Иисуса, чтобы пришедшим к вере открыть Его славу; выделено только то, что х Нему относится. Иоанн приводит мало чудес и выбирает те из них, которые, будучи знамениями или примерами, показывают могущество Христа и Его сущность. Лютер высказывает интересные мысли относительно Евангелия от Иоанна: «Иоанн мало пишет о делах Христа, но зато очень много передает Его проповедей, поэтому Евангелие от Иоанна представляет из себя как бы центральное, самое существенное евангельское повествование. В нем мы находим ясное указание на то, каким образом верою во Христа побеждается грех, смерть и дьявол». Следовательно, спасающая вера не универсальная и приемлемая для всех религия, а вера личная, исповедующая, что Иисус есть Христос, Сын Божий (20,31; 6,68–69).

Особое значение Иоанн придает той истине, что Иисус, будучи Богом, до Своего пришествия на землю, даже до сотворения мира, вечно пребывал в Отце (1,1–4; 8,56–58; 17,5). Вообще все события рассматриваются в ярком свете вечности. Это вечный свет освещает также страдания Христовы, которые у Иоанна описаны подробнее всех (начиная с 11,46 по 19,42). Возгласом Иисуса: «Совершилось», — кончается повествование их.

Искупление, совершенное жертвенным Агнцем Божиим (1,29.36; 19,36–42) фактически принесло с собой реальную, новую, вечную жизнь. Иоанн говорит об этом особым священническим языком. Возможно, что, согласно древнему преданию, он происходил из рода первосвященнического.

Во всем Евангелии очень ярко выделено разделение всех людей на земле на две категории: люди мира сего преходящего, мертвые во грехах и похотях своих противопоставляются ученикам, носителям истинной, вечной жизни; да и сам сатана в лице слуг своих непрестанно сопротивляется Иисусу (так назыв. дуализм — 3,17–21; 4,П-14; 6,26–41; 8,37–59; 10,22–39; 14,30; 15,18–25).

Другая особенность Иоанна, отличающая его от других евангелистов, заключается в том, что он передает содержание тех бесед, которые Иисус Христос имел только с учениками своими (например, прощальные напутствия в главах 14–17). Тут Иоанн говорит о многом, что ранее не было написано и этим дополняет три первых Евангелия. Иногда он добавляет собственные комментарии (2,21–25; 4,9 конец стиха и другие места). Описание омовения ног (13,1–17) и деяния Иисуса Христа в Иерусалиме и в Иудее, в особенности во время праздников, могут также рассматриваться как дополнения.

Некоторые объяснения заставляют думать, что Иоанн писал не для Иудеев (1,38.41–49; 2,6; 4,9.22.25; 19,40). Наконец, мы должны отметить его учение о Духе. Дух Святой исходит от Иисуса и, замещая Его, становится для учеников Утешителем и Ходатаем (20,22; 14,16–26; 16,7–15). Со всей осторожностью нужно все-таки признать, что с богословской точки зрения Евангелие от Иоанна наиболее глубокое, содержание которого исчерпать невозможно. Последнее желание Иоанна, чтобы мы приняли достоверность его Евангелия — даже там, где оно предъявляет высокие требования нашему разумению (21,24; 20,30).

Существуют ещё многие другие евангелия, например Петра, Фомы, Филиппа, Евреев, Египетское евангелие, евангелие истины и тому подобные. Все они были отвергнуты ранней Церковью как не заслуживающие доверия. Та же участь постигла некоторые книги, выдержки из которых приводятся даже в Новом Завете. (В виде примера приведем книгу Еноха (Послание Иуды 4.6.14) и ещё другие книги, которые претендовали на то, чтобы считаться Священным Писанием. Как мы видим, происхождение книг было очень строго проверено. Чтобы войти в канон, нужно было, чтобы они исходили от апостолов и были приняты всеми христианами во всех общинах. Таким образом, Церковь обеспечила истинность и достоверность Писания.

 

 Христианский портал My studies