Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский
Владимир (Иким)

Проповеди на воскресные евангельские чтения

Слово на 10-е евангельское чтение на воскресной утрени, о лове рыбы на Тивериадском озере

Иисус говорит им:
принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
Ин. 21, 10

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Тивериадским, Геннисаретским или Галилейским называется обширное озеро, раскинувшееся на земле Палестины, но вернее было бы назвать его Евангельским. По этим светлым чистым водам ступали ноги Спасителя. Здесь Иисус Христос одним словом смирил разыгравшуюся бурю, так что сделалась великая тишина (Мф. 8, 26). Здесь рвались от живой трепещущей тяжести посланного от Господа чудесного улова сети галилейских рыбаков. Отсюда эти простосердечные люди, бросив свои лодки и рыбачьи снасти, оставив родные дома, последовали за Сыном Божиим — навстречу славе просветителей вселенной. Тивериадское озеро за его обширность часто называли морем — воистину здесь явлено море чудес Господних.

Здесь же, у прозрачных вод Тивериадского озера, собрались апостолы после Воскресения Христова. Теперь это были уже не те галилейские рыбаки, дни которых проходили только в будничных трудах. Ныне это были люди, соприкоснувшиеся с Небом, видевшие великие знамения Божии, слышавшие слова Божественного Учения, искушенные собственным страхом и малодушием, просветленные радостью Воскресения Господня. Но еще в некоем промежуточном состоянии находились они — еще не раскрылся их разум к Полноте Божественного Откровения, еще не осенила их всепобеждающая Божия сила. Им оставалось только ждать нового явления и новых даров от Воскресшего Христа Жизнодавца.

Путь ученичества подходил к концу, а иное поприще еще не было указано. Прежде делом учеников Спасителя являлось видеть, слышать, запоминать — насыщать умы и сердца лицезрением Сына Человеческого, возвещаемым Им Учением Любви. Но что дальше? Тянулись часы ожидания. У апостолов кончались съестные припасы. Жизнь требует своего, и они решили пока вернуться к прежнему своему занятию — отправились на рыбную ловлю.

Лов оказался неудачным. Всю ночь апостолы закидывали сети то по правую, то по левую сторону лодки — и хоть бы одна стоящая рыбешка. Усталые и еще больше проголодавшиеся, они хмуро встречали рассвет. В лучах зари апостолы увидели на берегу какого-то Человека, ласково спросившего их: дети! есть ли у вас какая пища? (Ин. 21, 5). Нет, — смущенно ответили неудачливые рыбаки. Это Спаситель стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус (Ин. 21, 4).

Незнакомец посоветовал закинуть сеть по правую сторону лодки. Движимые каким-то радостным предчувствием, апостолы повиновались — и вот, улов оказался так велик, что они не могли вытащить сети от множества рыбы (Ин. 21, 6). Нечто подобное уже было в прошлой жизни апостолов — точно так же Спаситель наполнил их рыбачьи снасти нежданной богатой добычей перед тем, как сделал их Своими учениками. Теперь чудо повторилось.

Первым понял, что произошло, зрячим сердцем узнал Стоящего на берегу любимый ученик Христов Апостол Иоанн. Весь просияв чистым восторгом, он сказал стоявшему рядом Апостолу Петру: Это Господь (Ин. 21, 7). В душе Петра радость встречи с Воскресшим Учителем смешалась со жгучим стыдом недавнего отречения от Него, пылкий апостол ощутил потребность каким-то действием, каким-то поступком высказать свое раскаяние и любовь к Господу. Он бросился с лодки в воду и торопливо поплыл к стоявшему на берегу Иисусу. А Апостол Иоанн только пламенным взглядом устремлялся к Воскресшему: ему не нужно было бурных проявлений чувств, он и без того знал, что любит Спасителя и любим Им. 

Усталость и голод мгновенно покинули апостолов, осчастливленных появлением Сына Божия. Оставшиеся в лодке бодро завершили рыбачий труд, потянули переполненную сеть к берегу и вскоре оказались рядом с Божественным Учителем. Но богатый улов, чудесно увенчавший их работу, был вроде бы и не нужен. На берегу их уже ждала приготовленная Спасителем трапеза: был разложен хлеб и на костре жарилась не ими пойманная, неведомо откуда взявшаяся рыба.

И однако же Иисус сказал апостолам: Принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Первым кинулся выполнять это повеление Апостол Петр, томимый чувством вины, за ним подошли все остальные и стали подносить к костру огромных рыбин, дивясь и их величине, и тому, что ветхая сеть не порвалась от подобной тяжести.

Но это чудо уже было «не в чудо» духовно возросшим галилейским рыбакам, ученикам Христовым. Они превосходно знали, что Господь может совершать и не такие чудеса. Уже не изобилия земных даров, не насыщения земной пищей ждали апостолы от Воскресшего Спасителя, но дарований лучших и высших.

Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19), — такими словами некогда призвал Господь галилейских рыбаков на великое служение. Повторяя перед глазами апостолов чудо Тивериадского лова рыбы, Воскресший Христос давал им образ этой священной ловитвы, когда не холодные рыбины, а горячие сердца людей трепещут, привлекаемые спасительной Любовью Господней. Вот что подразумевал Иисус, повелевая избранным благовестникам: «Принесите теперь и вы, что поймали»: вы научены Мною, а теперь сами идите ко всем народам, возвещая им Евангелие Царствия Божия, спасая человеческие души из тины греха и привлекая их к Вселюбящему Небесному Отцу.

Не только научением, но и испытанием Спаситель приготовил апостолов к подвигу благовествования. Все они были люди мужественные, горячо и искренне любившие Божественного Учителя. Но все эти лучшие из людей были побеждены сном в час Гефсиманский, страхом во дни Искупительной Жертвы Господней. Иисус провел учеников Своих путем покаяния, привил им благое смирение, приучил надеяться не на свои малые человеческие силы, а лишь на помощь Всемогущего Бога.

Так воспитались апостолы в духе прощения и милосердия, в духе Божественной Любви к людям. По слову преподобного Максима Исповедника, «только познавший немощь естества человеческого испытал Божию силу. И таковой при помощи ее нечто уже совершив, а другое поспешая совершить, не унижает ни одного человека. Ибо знает, что как его от многих и лютых страстей свободила Божия помощь, так Бог силен, когда восхощет, помочь и всем».

Но благодать Божия приосеняет только хотящих прикоснуться к ней, а не противящихся зову Господню. Иисус Христос сказал рыбарям-апостолам: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете (Ин. 21, 6). Одесную, по правую руку от Всевышнего, на Страшном Суде Его будут стоять спасенные, избравшие в земной жизни правый, правильный путь. А по левую руку от Правосудного Судии окажутся обрекшие себя адскому пламени, упрямо отвергавшие зов Небесного Отца. Горе тем, кто в жизни ходит левыми, кривыми путями, уклоняется от благодатного невода Любви Божией и стремится в сети человекоубийцы-диавола. По правую сторону закиньте сеть — для христиан эти слова Спасителя означают: не общайтесь с закосневшими в грехе, ереси и гордыни, среди которых проповедь останется тщетной, идите прежде всего на правую сторону — к тем, кто пробуждается к вере и покаянию, сам ищет вас и желает вас слушать.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Дважды повторил Спаситель чудо преизобильного лова рыбы на Тивериадском озере. В первый раз благословение Божие почило на делах еще непросвещенных галилейских рыбаков, трудившихся только ради пропитания. Это урок для нас, столь тревожащихся о земном своем благополучии. Однако если и в будничных трудах мы понадеемся лишь на человеческие свои силы, не испросив и в этом помощи Бога Всещедрого, то как бы мы ни старались, как бы ни выбивались из сил, нам ни в чем не будет успеха. Сети самонадеянных рыболовов и в житейском море часто оказываются пустыми, и им остается только сетовать: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали (Лк. 5, 5). А человеку благочестивому, во всяком деле обращающемуся ко Господу: …но по слову Твоему закину сеть (Лк. 5, 5), — Спаситель посылает все необходимое для земной жизни как малое приложение к высшим духовным дарам.

Второе Тивериадское чудо явлено уже стремящимся к высокому уделу людям. Это образ небывалой духовной мощи, даруемой избранникам благодатью Святого Духа, — только такое дарование Господне сделало апостолов способными на благовествование всем народам, казавшееся и действительно бывшее свыше сил человеческих. Но с помощью Божией все возможно: и земные красные ноги апостолов сумели обойти весь мир, и непрочные сети их душ повлекли в Горнее Царство неисчислимое множество людей.

Если Господня помощь необходима и в простых земных трудах, то дела истинного благочестия совершенно невозможны без Божественной благодати. Приписывающий одному себе заслуги какого-то доброделания, силящийся собственной волей достичь какой-то праведности, трудится впустую, и Господь отвергнет его труды. Добрыми работниками на священной ниве Божией делаются только смиренные, вменяющие ни во что человеческие силы и уповающие только на Покров Божественной благодати.

Так да осознаем и мы свою слабость и недостоинство, дабы смирением привлечь к себе благословение Всещедрого Господа и в этой жизни, и в будущей, дабы мы преуспевали во всем, как преуспевают души наши (см.: 3 Ин. 1, 2). Аминь.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»