Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Свт. Иоанн Златоуст

Толкование на Святого Матфея Евангелиста


Источник: Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского. Том 7. Книги 1—2.
Интернет-источник: http://www.ispovednik.ru

Обработка текста: Людмила Жмурина (Санкт-Петербург), Ирина Меркулова (Баку)

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Для чего дано свящ. Писание. — Когда и как даны были ветхий закон и новый завет. — Почему Матфей назвал свой труд евангелием.  — Почему евангелие было писано четверыми. — Незначительные разногласия в повествованиях евангелистов служат доказательством их истинности.  — В главном и существенном евангелия вполне согласны. — Различие целей написания четырех евангелий. — Согласие евангелистов подтверждается сродством каждой части их писаний с целым, а равно и принятием их проповеди всею вселенной. — Истина еванг. проповеди доказывается превосходством ее над учением философов и ее удобоприемлемостью для людей всякого звания и возраста. — Ошибочное мнение о простоте и легкости изъяснения евангелия Матфея. — Указание недоумений, представляющихся в самом начале евангелия. — Увещание слушателям быть внимательными к изъяснению, с усердием посещать храм вместо зрелищ, изучать относящееся к жизни небесной и наблюдать в храме тишину и молчание.

2. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Изъяснение 1:1. Повторение увещания, данного в конце предыдущей беседы. — Описание небесного града. — Неизъяснимость рождения Сына Божия, как небесного, так и земного. — Величие воплощения. — Сын Божий воплотился, чтобы человека сделать сыном Божиим. — Христос соединил ветхий завет с новым. — Значение имени «Иисус»; его ветхозаветный прообраз. — Почему Матфей назвал свое евангелие «книгою родства И. Христа». — Почему он ставит Давида раньше Авраама. — Доказательства происхождения Иосифа и Девы от Давида. — Почему дается родословие Иосифа, а не Марии. — Увещание заниматься духовным учением. — Чтение Свящ. Писания необходимо особенно для живущих в миру, как врачевство против пустословия и сквернословия. — Действие слова Божия на человека. — И одно только слушание Писания полезно.

3. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Другая причина, почему дается родословие Иосифа, а не Марии. — Почему евангелист не упоминает об Исаве. — Упоминание о порочных предках служит к большему прославлению Воплотившегося, научает нас не стыдиться злонравия предков, если мы добродетельны, низлагает гордость иудеев, величавшихся происхождением от Авраама, и показывает необходимость пришествия Христова. — Фарес и Зара служат образом народа еврейского и церкви Христовой. — Образом последней служат также Раав и Руфь. — Не должно хвалиться не только предками, но и собственными заслугами. — Добродетель каждого человека ничтожна сравнительно с его грехами. — Забвение добрых дел есть самое безопасное их хранилище.  — Исповедание грехов — лучший способ умилостивления и благодарения Бога. — Смирение есть начало всякого любомудрия и мать всех благ. — Образцом смиренномудрия может служить Давид.

4. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 1:17-21. Почему родословие разделено на три части. — Почему родословие опускается у Марка, но есть у Луки  — Для чего Матфей исчисляет количество родов до Христа? — Почему зачатие совершилось не прежде обручения — Непостижимость рождения. — Христос действительно родился от Девы и имеет плоть одинаковую с нами. — Добродетель и мудрость Иосифа. — Почему ангел возвещает ему о зачатии не с самого начала, как Деве. — Каким образом Ангел уверяет его в истине зачатия от Духа Св. — Величие дара отпущения грехов, принесенного Христом, побуждает верующих жить достойно этого дара. — Верующий должен отличаться от неверующего своею доброю жизнью, — равно и всем своим внешним поведением.  — Безобразие души можно видеть как в зеркале, изучая жизнь святых мужей.  — Человек, дающий волю своим страстям, хуже зверя. — Кто ищет внешней славы, тот бесчестит себя. — Истинную славу дает благочестие. — Пример трех отроков научает предпочитать нищету прелестям богатства. — Увещание творить милостыню.

5. БЕСЕДА ПЯТАЯ. Изъяснение 1:22-25. Слушание проповеди приносит пользу тогда, когда слышанное припоминается и обсуждается дома. — Смысл выражения: сие же все бысть. — Для чего ангел напоминает Иосифу пророчество Исаии.  — Почему Христос называется Эммануилом. — Возражение иудеев против девства Марии опровергается переводом 70-ти, равно как не имеет опоры и в других переводах. — Мария пребыла девою и после рождения. — Пример братьев Христа по плоти показывает, что родство с праведником не приносит пользы, если нет собственной добродетели. — Молитвы праведников не могут спасти тех, которые нерадят сами о спасении. — Милостыня, подаваемая и от неправедно приобретенного имущества, умилостивляет Бога. — Преступность и вред ростовщичества.

6. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Изъяснение 2:1-3. Звезда, явившаяся при рождении Христа, не служит оправданием учения астрологов. — Она была невидимой силой, принявшей вид звезды; — четыре доказательства этого. — Цель явления звезды и пришествия волхвов. — Бог в устроении домостроительства применяется к состоянию и обычным воззрениям людей. — Для чего евангелист указывает время и место рождения. — Кто побудил волхвов к путешествию.  — Бог не нарушает свободного произволения. — Отчего смутились иудеи, услышав о рождении Христа. — Увещание слушателям воспитывать в себе любовь к духовному и сокрушение о грехах. — Слезы покаяния так же очищают душу, как и крещение. — Смех осуждается Писанием; он происходит от внушения дьявола, как и зрелища. — Великий вред, причиняемый зрелищами.

7. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Изъяснение 2:4-10. По явлению волхвов и другим событиям, сопровождавшим рождение Христа, иудеи могли познать истину.  — Почему достоинство Христа не так ясно открывается при Его рождении, как впоследствии. — Злоба и безумие Ирода. — Для чего звезда скрылась и вновь явилась. — Поклонение волхвов испровергает учение Маркиона и Павла Самосатского. — Оно знаменовало призвание язычников. — Увещание подражать волхвам чрез служение Христу. — Порицание тем, которые оставляют Христа ради позорных зрелищ. — Целомудрие — долг всякого христианина.

8. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Изъяснение 2:11-15. Что побуждало волхвов поклониться Младенцу. — Для чего они удаляются в Персию. — Бог для достижения своих целей попускает иногда врагам Своим впадать в заблуждение. — Для чего Христос посылается в Египет. — Пророчество Осии 11:1 получает надлежащее исполнение во Христе. — Перемена, совершившая с Египтом, показывает силу Христову. — Пустынножительство в Египте. — Слава великого Антония.  — Жизнь в миру не может служить препятствием для подражания монашествующим.

9. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 2:16-23. Для чего Бог попустил избиение младенцев. — Страдания и бедствия, претерпеваемые несправедливо, или заглаждают наши грехи, или служат к получению больших наград на небе.  — В жизни человека все совершается по действию бож. Промысла. — В доказательство Своей силы, Бог исполняет свои намерения средствами противоположными.  — Почему Иосиф приходит в Назарет. — Пророческие писания не все сохранены евреями. — Не должно гордиться ни отечеством, ни предками, ни богатством, ни другими внешними преимуществами. — Богатство не доставляет безопасности и приводит к погибели души.

10. БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Изъяснение 3:1-6. Какое время означается выражением «во дни оны». — Почему Христос крестился тридцати лет. — Отличие крещения Иоаннова от данного Христом. — Цель пришествия Иоанна. — Явление и деятельность Иоанна заранее предсказаны были пророками. — Образ жизни Иоанна. — Увещание подражать Иоанну. — Близость суда и необходимость покаяния. — Покаяние состоит не только в оставлении худых дел, но и в замене их делами добрыми. — Почему Бог не скоро исполняет наши прошения.  — Польза искушений.

11. БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ. Изъяснение 3:7-12. Неверие фарисеев, приходивших к Иоанну. — Обличение фарисеев Иоанном не лишало их надежды спасения чрез покаяние. — Для покаяния не требуется продолжительного времени.  — Превосходство крещения Христова над крещением Иоанновым. — Почему Иоанн говорит о даровании Духа Св., умалчивая о предшествующих делах Христа. — Одного крещения недостаточно для спасения; требуется еще и добродетельная жизнь. — Нужно извлекать пользу из проповеди. — Добродетели надо научаться постепенно, переходя от легчайшего к более трудному.  — Польза эпитимий. — Приобретение навыка в добродетели.

12. БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ. Изъяснение 3:13-17. Крещение от Иоанна не уничижало Христа. — Христос крестился, чтобы исполнить весь закон.  — Для чего нисшел Дух Св. по крещении на Иисуса. — Почему иудеи, видевшие сошествие Духа, не верили во Христа. — На всякого крещающегося и теперь сходит Дух Св. — Почему Дух Св. сошел в виде голубя. — Дух Св. по достоинству не ниже Сына Божия. — Исполнив крещение иудейское, Христос отверз дверь крещению новозаветному. — Христианин должен вести жизнь, достойную дара крещения. — Верующий должен на деле оправдывать свое учение пред язычниками и служить для них примером.

13. БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ. Изъяснение 4:1-11. Для чего Христос терпел искушения в пустыне. — Польза искушений. — Не должно самому искать искушений. — Пост — оружие против дьявола. — Почему Христос постился 40 дней. — Смысл и значение трех искушений. — Своим примером Христос научает, как нужно побеждать дьявола. — Разнообразие средств, употребляемых дьяволом для обольщения. — Не следует усиленно искать спокойной жизни.  — Благоденствующие грешники подвергнутся тягчайшему наказанию. — Несомненность будущего суда и воздаяния; доказательства этого.

14. БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Изъяснение IV, 12-24. Для чего Христос удаляется в Галилею. — Что такое Галилея. — Почему Христос начинает проповедь после Иоанна. — Призвание Петра и Андрея. — Пример послушания Христу, показанный ими. — Почему Христос в начале проповеди творил чудеса.  — Христос и ныне исцеляет болезни душевные — источник болезней телесных.  — Чтобы просить отпущения грехов, нужно чувствовать свои грехи. — Нераскаянность больше всего прогневляет Бога. — По смерти нельзя грешнику получить прощение.

15. БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ. Изъяснение 5:1-16. Своим примером Христос научает не делать ничего на показ. — Обращая речь к ученикам, Христос говорит чрез них ко всем людям. — Кто разумеется под нищими духом. Смирение — начало всякого благочестия. — Плач о грехах освобождает от пристрастия к земному. — Утешение, даруемое Богом, помогает побеждать все. — Под землею, обещанною кротким, разумеются и чувственные блага.  — Кто разумеется под алчущими и жаждущими правды, под милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами и изгнанными правды ради, и какова их награда. — Не всякие поношения делают людей блаженными. — Царство небесное обещается не одним нищим духом. — Почему последняя заповедь обращена прямо к ученикам. — Терпеть злословие — больший подвиг, чем переносить опасности. — Заповеди пролагают путь одна другой. — Что значат выражения: «вы соль земли» и «свет мира». — Сила проповеди показывает могущество Христово. — Добродетель не может укрыться. — Она одна делает счастливым. — Злословящие внутренно хвалят добродетель. — Жизнь христианина должна оправдывать учение. — Порицание гоняющимся за наживой, подающим милостыню из тщеславия, забавляющимся ссорами других, и увещание не заводить распрей и ссор и прощать обиды.

16. БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ. Изъяснение 5:17-26. Для чего Христос говорит, что Он не разрушает закона. — Почему Он иное говорит и делает со властью, иное со смирением и с молитвою к Богу. — Как Христос исполнил закон и пророков. — Заповеди, восполнявшие ветхий закон, даны уже в предшествующих заповедях блаженства. — Почему свои заповеди Христос называет малыми.  — Собственные дела должны предшествовать учению. — Ветхозаветная правда сродна с новозаветной. — Почему в новом завете требуются большие подвиги.  — Заповеди Христовы утверждают и восполняют заповеди ветхозаветные.  — Ветхозаветный закон свидетельствует о благости Законодателя. — Законодатель ветхого и нового завета один. — Не всякий гнев запрещается Христом.  — Почему за оскорбления словом Христос угрожает геенной. — Примирение с братом есть истинная жертва Богу. — Почему повелевается мириться с соперником скоро. — Медлительность в совершении добрых дел бывает причиною больших зол. — Побуждением к добродетели должна служить мысль, что мы все делаем для Бога. — Помощь Божия все делает легким. — Добродетель кажется трудной для человека, пока только он пребывает в грехах.

17. БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ. Изъяснение 5:27-37. Почему Христос начинает Свое учение не с заповеди о единобожии. — Какое пожелание запрещает Христос. — Почему запрещается самое воззрение на женщину. — Обличение женщин, любящих наряды. — Должно удаляться от соблазняющих, хотя бы и близких людей. — Почему закон дозволял давать разводную. — Почему запрещается брак с отпущенной. — Ограничение свободы развода. — Запрещение клятвы. — Для исполняющего заповеди Христовы не может быть нужды в клятве. — Почему развод и клятва допущены были в ветхом завете. — Одно и то же, смотря по времени, может быть и хорошим и нехорошим. — От человека в новом завете требуется высшее совершенство, чем в ветхом.  — Как можно отстать от привычки клясться.

18. БЕСЕДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. Изъяснение 5:38-48. Для чего дан был закон око за око. — Что значит не противиться злому. — Повеление подставлять ударившему другую щеку выражает общий закон о незлобии. — Зло побеждается терпением. — Заповеди о непротивлении легкоисполнимы. — Исполнение их приносит пользу и обижающим. — Должно терпеть без сопротивления даже страдания. — Девять степеней незлобия. — Высшая степень добродетели  — молитва за врагов. — Образец незлобия, данный Христом. — Увещание обходиться с гневающимися как с больными, предупреждать друг друга приветствиями и быть готовыми на всякие обиды и презрение — для Бога.

19. БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Изъявление 6:1-15. Тщеславие незаметно приражается к добродетели. — Бог смотрит на намерение творящего добрые дела. — Как должно творить милостыню и молитву. — Заповедь Спасителя не запрещает молитвы в церкви. — В церкви во время молитвы должно наблюдать благопристойность.  — От молящегося требуется не громкий вопль, а сердечное сокрушение.  — Постоянство в молитве. — Для чего нужно молиться, если Бог знает наши нужды. — Наименование Бога Отцом заключает в себе учение о всякой добродетели. — Изъяснение молитвы Господней. — Прощение обид преимущественно заповедуется Христом. — Оно более всего уподобляет человека Богу. — Молитва об отмщении врагам прогневляет Бога. — Памятование собственных грехов — лучший способ научиться прощению обид.

20. БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ. Изъяснение 6:16-23. Притворяющиеся постящимися заслуживают особенного осуждения. — Обман лицемера изобличается и в настоящей жизни, и в будущей. — Добродетель должно почитать ради нее самой. — Христос постепенно истребляет страсть корыстолюбия. — Двоякое побуждение к подаянию милостыни. — Богатство порабощает душу. — Что глаз для тела, то ум для души. — Богатство не доставляет того, чего человек от него ожидает. — Оно делает его неспособным ни на что истинно полезное. — Как можно истребить вожделение богатства. — Отдаленность воздаяния не должна служить препятствием к собиранию сокровищ на небе.

21. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. Изъяснение 6:24-27. Двоякий вред богатства.  — Можно быть богатым, но не служить мамоне. — Почему богатство названо мамоной. — Христос запрещает заботу о житейских нуждах. — Удобоисполнимость заповеди. — Почему эта заповедь кажется невыполнимой. — Щедрая милостыня  — путь к полному нестяжанию.

22. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. Изъяснение 6:28-34. Почему, говоря о заботе касательно одежды, Христос приводит в пример лилию. — Промышление Божие о человеке. — Почему Христос усвояет промышление Богу Отцу. — Вера в Промысл освобождает от бесполезных забот и малодушия. — Искание благ небесных дает и блага земные. — Все, что мы ни делаем, делаем помощью Бога. — Что означает выражение довлест дневи злоба его. — Искреннее желание делает легкоисполнимою всякую заповедь. — Нет греха, который не изглаждался бы покаянием. — Бог не спасает человека против воли.  — Усиленная молитва всегда бывает услышана. — Бог не может быть врагом человека. — Молитва всегда благовременна и угодна Богу.

23. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 7:1-20. Заповедь о неосуждении не все грехи повелевает не судить и не всем запрещает судить. — Должно с любовью исправлять согрешающих. — Не исправивший себя, не должен осуждать другого. — Не должно открывать учение Христово людям, не способным его принять. — Евангельские заповеди легкоисполнимы при помощи Божией, подаваемой по молитве. — Не должно отчаиваться в получении просимого.  — О чем следует молиться. — Вместе с молитвою необходима и добрая жизнь.  — Что делает трудный путь, ведущий в жизнь, легким. — Нужно распознавать и избегать прикрывающихся личиной добродетели. — Лицемер может быть легко узнан по делам его. — Лишение небесной славы и любви Христовой тяжелее самой геенны. — Жизнь людей, преданных мирским заботам, подобна детской игре. — Расточающий имение в помощь нуждающимся достоин более уважения, чем собирающий; уничиженный — более, чем пользующийся славой.

24. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 7:21-27. Ни правая вера, ни дар чудотворения не приносят пользы при отсутствии добродетели.  — Благодать часто действует в недостойных для блага других. — Одна добродетель доставляет безопасность в настоящей жизни. — Праведнику никто не может причинить вред. — Многочисленные труды не приносят никакой пользы порочным. — Пример апостолов и иудеев показывает силу добродетели и бессилие порока. — Порок бессилен против добродетели. — Жизнь порочного исполнена печалей и страха.

25. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ. Изъяснение 7:28 — 8:4. Сила учения Христова.  — Почему за учением следует совершение чудес. — Почему Христос исцеляет прокаженного прикосновением руки. — Должно иметь в мыслях Бога не только во время болезни, но и при здравии. — Для чего Христос порою соблюдает закон, порою не соблюдает. — Христос делает с своей стороны все, чтобы привлечь к вере. — Благодарность Богу есть лучшее средство сохранить Его благоволение. — Должно благодарить Бога за блага, дарованные не только нам, но и другим. — Всякий дар Божий велик. — Бог благодетельствует часто против воли самого человека. — Смирение делает благодарным Богу.

26. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ. Изъяснение 8:5-13. Христос похваляет тех, кто имел о Нем высокое мнение. — Матфей и Лука говорят об одном и том же чуде, взаимно восполняя друг друга. — Высота веры и добродетели сотника. — Христос возвещает учение об оправдании верою и призвании язычников. — Как для добродетельного возможно падение, так и для порочного исправление. — Пример Давида научает, как и для добродетельного нужно постоянное бодрствование, и как легко восстать после падения.

27. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 8:14-22. С какою быстротою совершались Христом исцеления. — Болезни телесные суть следствия грехов.  — Христос ничего не делал из тщеславия. — Христос привлекал народ не только чудотворениями, но и приятностью своего вида. — Вопрошавшим Христос давал ответы сообразно их внутреннему расположению. — Заботы о духовном должно предпочитать всему остальному. — Живущие во грехах хуже мертвецов.

28. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 8:23-34. Почему Христос взял одних только учеников и попустил им обуреваться волнами. — Различие между чудом Христовым и чудом Моисея. — Бесы исповедуют божество Христа.  — Согласие евангелистов в повествовании об исцелении бесноватых. — Почему бесноватые жили в гробах. — Душа, исшедшая из тела, не остается на земле. — Бог промышляет о каждом человеке. — Для чего Христос позволил бесам потопить свиней. — Сребролюбцы страдают более тяжким недугом, чем бесноватые. — Изображение сребролюбца. — Сребролюбие вредит самому приобретению богатства.

29. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 9:1-8. Матфей и Иоанн говорят о двух различных расслабленных. — Христос подтверждает свое божественное достоинство и разночестие с Отцом чрез отпущение грехов, обнаружение тайных мыслей врагов и исцеление расслабленного. — Врагов истины должно исправлять с кротостью.

30. БЕСЕДА ТРИДЦАТАЯ. Изъяснение 9:9-17. Почему Матфей призывается после других. — Могущество Христа и послушание Матфея. — Достоверность евангелий. — Для чего Христос разделял трапезу с Матфеем и другими грешниками. — Обращение с грешниками и их исправление предпочитается жертвам. — Не утвержденных не должно обременять тяжкими заповедями.  — В исправлении других должно подражать Христу, начиная с легчайшего.  — Наставления, как исправлять жен, любящих украшаться.

31. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ. Изъяснение 9:18-26. Просьба начальника синагоги об исцелении дочери. — Почему кровоточивая тайно приступила ко Христу, и для чего Он обнаружил ее. — Превосходство кровоточивой пред начальником синагоги. — Христос научает не страшиться смерти.  — Истинность воскрешений, совершенных Христом, удостоверяется предшествующими и последующими обстоятельствами. — Вера в воскресение и будущую блаженную жизнь запрещает плач об умерших. — Плач об умерших происходит от превратной любви к ним. — Смерть освобождает от земных бедствий.

32. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ. Изъяснение 9:27-10:15. Почему Христос требует от исцеляемых исповедания веры, — и запрещает рассказывать об исцелении. — Действия Христа противоположны действиям дьявола. — Благотворящий для Бога должен на злословие отвечать благодеяниями.  — Образ и цель посольства учеников. — Мир, обещанный Христом, дается в церкви чрез предстоятелей. — Отвергающим этот мир угрожает тяжкое наказание. Увещание соблюдать благоговение в церкви и оказывать любовь и проповеднику и друг другу. — Не должно требовать от проповедника чудес. — Добродетель выше чудес и больше приносит пользы.

33. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 10:16-22. Новый закон брани, данный апостолам. — Кроткие побеждают силою благодати, хотя должны оказывать и свое содействие. — Что разумеется под мудростью змииной.  — Удобоисполнимость заповеди Христовой подтверждается примером апостолов.  — Послушание апостолов Христу. — Дело апостолов, как по условиям совершения, так и величием своим, безмерно превосходит дела языческих философов и знаменитых мужей. — Причина успеха их проповеди. — Пример апостолов лишает извинения падающих и изнемогающих в мирное время. — К подвигам должно приучаться прежде их наступления. — Пример Иова.

34. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 10:23-33. Христос утешает учеников обещанием скорого своего пришествия, примером собственных страданий, надеждою будущих благ и успехом проповеди. — Презрение смерти избавляет от истинной смерти. — Для исповедания Христа нужна помощь благодати. — Почему кроме сердечной веры требуется и устное исповедание.  — Не должно бояться смерти. — Должно радоваться, что тело истлевает  — Сколько худых последствий имело бы неистление тел. — Красота души сообщает благообразие телу. — Должно любить и искать красоты душевной.

35. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ. Изъяснение 10:34-42. Единомыслие не всегда полезно. — Причиной брани, произведенной Христом, служит злоба человеческая.  — Единство и согласие ветхого и нового заветов. — Должно повиноваться родителям в том, что не противно благочестию. — Ради Христа должно быть готовым на всякую смерть. — Награда принимающим апостолов. — Должно принимать всякого нуждающегося в помощи. — Не должно упрекать просящего милостыни. — Нужда извиняет бесстыдство просящего. — Упрекающий нищего показывает большее бесстыдство. — Порицание отказывающим в милостыни по лености и гордости.

36. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ. Изъяснение 11:1-6. Цель посольства Иоаннова ко Христу. — Ответ Христа ученикам Иоанна. — Опровержение ошибочных мнений о цели посольства: Иоанн, как и другие пророки, знал о страдании и смерти Христовой; проповедь предтечи о Христе не нужна была в аде.  — Жившие добродетельно до пришествия Христа будут наслаждаться всеми благами. — Существование будущих наказаний не нарушает правды Божией.

37. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 11:7-24. Как Христос защищает Иоанна против подозрений народа. — Почему Иоанн назван большим пророка.  — Христос не может быть сравниваем с Иоанном. — Прекращение явления пророков доказывает, что Иисус есть Мессия. — Иоанн и Христос противоположными путями шли к одной цели. — Неверие иудеев Иоанну и Христу не может иметь оправдания. — Увещание к странноприимству. — Против срамных песен и рассказов. — Вред, причиняемый семейной и общественной жизни зрелищами.  — Где нужно искать чистых удовольствий.

38. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 11:25-30. Многообразие средств, употребленных Христом для возбуждения веры в иудеях. — Смирение делает человека достойным откровения. — Единосущие Сына с Отцом. — Невозможность полного познания Отца и Сына. — Смирение — мать всякого любомудрия.  — Иго порока тяжелее ига добродетели. — Подтверждение этой истины примером людей, возлюбивших нищету, и богатых, незлобных и гневливых.

39. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 12:1-8. Христос не нарушал субботы без причины. — Как защищает Он учеников от обвинения их фарисеями в нарушении субботы. — Цель ветхозаветного закона о субботе. — Бесполезность его в новом завете. — Истинный праздник состоит в удалении от всякого зла. — Благодать делает легким исполнение заповедей, когда мы прилагаем и собственное старание.

40. БЕСЕДА СОРОКОВАЯ. Изъяснение 12:9-24. Милосердие Господа и бесчеловечие и злоба иудеев. — Благодеяния, оказываемые Христом, особенно возбуждали против Него ненависть иудеев. — Зависть — худшее из зол. — Средства освобождения от зависти: сознание великой греховности ее, причиняемого ею вреда самому завидующему и ничтожества внешних преимуществ, возбуждающих зависть.

41. БЕСЕДА СОРОК ПЕРВАЯ. Изъяснение 12:25-32. Опровержение клеветы фарисеев и цель его. — В каком смысле хула на Духа Св. не прощается.  — Самоосуждение и сердечное сокрушение — путь к совершенству и избавлению от наказаний.

42. БЕСЕДА СОРОК ВТОРАЯ. Изъяснение 12:33-37. Цель обличения фарисеев.  — Почему Христос называет их порождениями ехидн. — Выражаемое словами,  — худое ли, доброе ли, — есть только избыток внутреннего. — Всякий будет судим по собственным словам. — Обижающий несчастнее обижаемого; подтверждающие это примеры. — Не должно оглашать чужих грехов, даже и явных. — Должно заниматься испытанием собственной совести. — Время и место для такого испытания. — Беспечность и леность — причина недоступности добродетелей.

43. БЕСЕДА СОРОК ТРЕТЬЯ. Изъяснение 12:38-45. Для чего фарисеи просили знамения. — Знамением силы Христовой служат бедствия, постигшие иудеев.  — Действительность смерти Христовой. — Справедливость наказаний, понесенных иудеями после смерти Христа. — Освободившийся от зол, но не сделавшийся благоразумнее, подвергается более тяжкому наказанию. — Сильные страдания не облегчаются видом страданий других. — Польза напоминания о геенне.  — Увещание к исправлению жизни. Условия общественной и семейной жизни не служат препятствием для добродетели.

44. БЕСЕДА СОРОК ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 12:46-13:9. Цель упрека, сделанного Христом матери и братьям. — Родство по плоти не приносит никакой пользы, если нет родства духовного. — Изъяснение притчи о сеятеле. — Семя погибает не во вине сеющего. — Погибель и плодоношение зависят от воли приемлющего.  — Для спасения недостаточно одной какой-либо добродетели. — Вред, причиняемый телу и душе пресыщением.

 

[Книга 2]

1. БЕСЕДА СОРОК ПЯТАЯ. Изъяснение 13:10-23. Благоразумие учеников.  — Благодать не уничтожает свободы. — Иудеи сами были причиною того, что не понимали учения Христова. — Христос хотел их обращения и спасения.  — Грех не есть дело природы или необходимости. — Многообразие путей спасения. — Увещание к милостыне и сострадательности к бедным.

2. БЕСЕДА СОРОК ШЕСТАЯ. Изъяснение 13:24-33. Отличие притчи от предыдущей.  — Дьявол придает заблуждению подобие истины. — Необходимость постоянного бодрствования. — Не должно убивать еретиков; не запрещается их обуздывать. Действие и сила апостольской проповеди. — Не чудотворения, а добродетели соделали великими апостолов и других святых. — Благодать чудотворений и привлекается добродетельною жизнью, и дается для исправления других.  — В чем состоит истинно добрая жизнь.

3. БЕСЕДА СОРОК СЕДЬМАЯ. Изъяснение 13:34-52. Для чего Христос учил в притчах. — Не должно понимать притчей буквально. — Важность и многоценность проповеди. — Отречение от всего житейского есть не потеря, а приобретение.  — Одной веры не довольно для спасения. —Вред нерадения о чтении Писания.  — Глава и члены добродетели. — Ев. Матфей, как пример добродетели.  — Без милостыни невозможно спасение. — Превосходство души произвольно-убогого над душою богатого.

4. БЕСЕДА СОРОК ВОСЬМАЯ. Изъяснение 13:53 — 14:11. Незнатность происхождения Христа должна была вызывать большее удивление к Его учению. — Почему в отечестве своем Христос сотворил немногие чудеса. Мнение Ирода о Христе. — Преступление Иродиады и Ирода. — В чем состоял закон, нарушенный Иродом. — Вред пляски и пиршеств. — Страдания, причиняемые праведнику, увеличивают его награду. — Распутство бывает причиною многих преступлений.  — Грех покрывается не присовокуплением греха, а покаянием. — Должно не осмеивать, а прикрывать грехи ближних. — Преступность пиршеств, устрояемых для тунеядцев. — Должно исправлять тунеядцев, употребляя их на служение добрым делам.

5. БЕСЕДА СОРОК ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 14:13-32. Почему Христос после известия о смерти Иоанна удаляется в пустыню. — Привязанность народа ко Христу. — Несовершенство веры учеников. — Почему одни чудеса Христос совершал собственною властью, другие именем Отца. — Умножение хлебов свидетельствует, что Христос есть Творец всего видимого. — Способ совершения чуда и цель его. — Не должно искать людской славы. — Духовные блага должно предпочитать чувственным. — Милосердие превосходнее всех искусств.  — Всякое искусство достойно своего имени, доколе служит к удовлетворению необходимого. — Против роскоши в обуви и одежде.

6. БЕСЕДА ПЯТИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 14:23-36. Для чего Христос попускает ученикам обуреваться волнами и страхом. — Бог посылает сильнейшее испытание, когда хочет избавить от опасностей. — Сила любви Петра ко Христу; его маловерие. — Действие чуда на учеников и народ. — Христос и ныне предлагает Себя всем в евхаристии. — Евхаристия ничем не отличается от вечери, совершенной Самим Христом. — Евхаристия требует совершенной чистоты от приступающего к ней. — Милостыня угоднее Богу, чем богатые приношения во храм.

7. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 15:1-20. Иудейские священники виновны были во введении новых постановлений и в предпочтении их заповедям Божиим. — Почему ученики Христа ели неумытыми руками. — Фарисеи учили под видом благочестия презирать заповеди закона. — Христос отвергает постановления о пище и — прикровенно — все другие обрядовые предписания.  — Христос не порицает закона. — Человека оскверняет нечистота сердца.  — Должно приступать к молитве с чистыми устами и сердцем, свободным от гнева. — Не должно молиться против врагов. — Обижающий причиняет вред только самому себе.

8. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 15:21-31. Христос отверзает дверь язычникам. — Сила веры и смирения хананеянки. — Почему Христос медлил исполнением ее просьбы. — Милостыня ценится не по количеству подаваемого, а по силе расположения. — Превосходство милостыни пред всеми другими искусствами. — Наклонность к милосердию положена в самой природе. — Милосердие — отличительный признак человека. — Хищник не может получить плода милостыни.

9. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 15:32 — 16:12. Несомненность чудесного насыщения. — Несовершенство веры учеников. — Их любомудрие.  — Почему Христос не дал знамения просившим иудеям. — Малые по видимости чудеса Христовы по своей силе превосходили великие. — Строгость бывает так же полезна, как и снисходительность. — Настоящая жизнь есть смена радостей и печалей. — Ничто не доставляет большей радости, как добродетель.  — Память добрых дел служит великим утешением в час смерти.

10. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 16:13-23. Для чего Христос спрашивает учеников предварительно о мнении народа о Нем. — В каком смысле Петр исповедал Христа Сыном Божиим. — Единосущие Христа с Отцом.  — Почему до страданий Спаситель запрещал разглашать, что Он есть Христос.  — Тайна креста и воскресения неизвестна была и апостолам. — Не должно стыдиться креста Христова. — С какими мыслями и расположениями должно совершать знамение креста. — Сила креста. — Христианин не должен иметь ничего общего с землею. — Легкоисполнимость заповедей.

11. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. Изъяснение 16:24-27. По примеру Христа должно всегда быть готовым на смерть. — Почему Христос не принуждает, а приглашает к последованию за Собою. — Что значит отвергнуться самого себя. — До чего должно простираться самоотвержение. — Не всякое страдание является последованием Христу. — В чем истинное спасение и истинная погибель души. — Равночестие и единосущие Сына с Отцом. — Похвала жизни иноков. — Изъяснение употребляемой ими молитвы после принятия пищи.  — Увещание подражать образу жизни иноков.

12. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ. Изъяснение 16:28 — 17:9. Почему Христос более говорит о наградах, чем угрожает наказаниями. — Почему являются при преображении Моисей и Илия. — От учеников Христовых требуется большее совершенство, чем показали Моисей и Илия. — Любовь Петра ко Христу.  — Равенство Сына с Отцом. — Почему Христос запрещал разглашать о Своем преображении до страданий. — Слава будущего пришествия Христова. — Добродетель легка, порок тягостен. — Против ростовщичества.

13. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 17:10-21. Двоякое пришествие Христа. — Илия — предтеча второго пришествия. — Почему Иоанн называется Илиею. — Чудо может совершаться как по вере посредника, так и одною силою чудотворца. — Маловерие отца бесноватого отрока. — Почему бесноватые называются лунатиками. — Апостолы не всегда были одинаково совершенны.  — Для изгнания демонов необходим пост, соединенный с молитвою. — Роскошь и пьянство источник всех зол. — Должно осуждать не вино, а пьянство.  — Пагубные следствия пьянства.

14. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 17:22 — 18:6. Значение смерти Христовой и воскресение непонятны были ученикам. — Что такое дидрахма, которую спрашивали со Христа. — Христос — истинный Сын Божий и владыка вселенной. — Страсть тщеславия не чужда была ученикам. — Примером отрока Христос научает смирению и простосердечию. — Великость награды и наказания презирающим людей смиренных. — Высокомерие делает человека безумным.  — Знатность происхождения не дает никакого действительного преимущества.  — Богатство лишает благородства и свободы. — Почести не приносят пользы телу и вредят душе.

15. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 18:7-14. Для чего говорит Христос о пришествии соблазнов. — Непреложность пророчества не уничтожает свободы воли. — Погибель не зависит от соблазнов. — Польза соблазнов.  — Всякий бывает добродетелен или порочен по своей воле. — Зло не совечное Богу начало. — Зло есть неповинение Богу, происходящее от беспечности.  — Путь для избежания соблазнов, указанный Христом. — Должно заботиться о спасении ближних. — Одно благочестие должно утверждать узы дружества.  — В заботе о спасении ближних должно быть терпеливым. — Для спасения не достаточно одной собственной добродетели. — Увещание заботиться о надлежащем воспитании юношей.

16. БЕСЕДА ШЕСТИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 18:15-20. Как должно обличать согрешающих. — Почему Спаситель посылает оскорбленного к оскорбившему и повелевает обличать ему, а не кому другому. — Цель обличения. — Почему молитва живущих согласно не всегда бывает услышана. — Любовь к ближним должна иметь основанием Христа. — Непостоянство любви, проистекающей из житейских выгод, и твердость любви ради Христа.

17. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 18:21-35. Прощение обид — всегдашняя наша обязанность. — Сколь велико различие между грехами против Бога и против человека. — Величие благодеяний Божиих усугубляет тяжесть грехов против Бога. — Обличение пороков воинов, ремесленников, землевладельцев. — Изъяснение притчи о прощенном и оказавшемся неблагодарным должнике. — Польза безропотного перенесения обид. — Должно скорбеть о причиняющих нам зло.

18. БЕСЕДА ШЕСТДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 19:1-15. Злоба и коварство фарисеев. — Нерасторжимость брака. — Христос научает предпочитать девство браку. — Отсечение членов- дело дьявольское. — Необходимость благодатной помощи для избирающих девство. — Должно уподобляться по душевным свойствам детям. — Незлобивый сильнее злого. — Примеры Давида и Саула. — Страсти причиняют вред обладаемым ими в настоящей жизни.

19. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 19:16-26. Намерение вопрошавшего юноши. — Смысл и цель ответа Христа. — Приращение богатства усиливает страсть к нему. — Нужна особая помощь благодати, чтобы при богатстве жить благочестиво. — Христос не усвояет дела спасения одному Богу.  — Как должно ослаблять страсть к богатству. — Богатство бывает причиною бедствий в здешней жизни. — Размышление о бедствиях и опасностях, соединенных с богатством, предохраняет от обольщения им.

20. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 19:27 — 20:16. Бедность не препятствует быть совершенным. — Обетования Божии условны. — В каком смысле апостолам обещается суд над двенадцатью коленами. — Смысл и цель притчи о виноградаре и делателях. — Призвание зависит от готовности человека повиноваться Богу. — Для спасения нужны правая вера и добродетельная жизнь. — Пренебрежение одной какой-либо добродетели приводит к погибели.  — Милосердие делает душу непобедимою для дьявола. — Не должно соблазняться примером ленивых.

21. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. Изъяснение 20:17-28. Почему Христос о своих страданиях говорит ученикам наедине. — Апостолы не имели ясного знания о тайне страдания и воскресении. — Чего и с каким намерением просили сыновья Зеведеевы. — Как Христос исправляет их просьбу. — Степень прославления обусловливается достоинством дел. — Степень совершенства апостолов до и после сошествия Св. Духа. — Смирение умножает славу.  — Нет ничего выше смирения и ниже гордости. — Доказательство превосходства смиренного над гордым.

22. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ. Изъяснение 20:29 — 21:11. Настойчивая молитва преклоняет Бога. — Милосердие Христа простиралось только на достойных. — Чему научает событие беспрекословного отдания ослицы.  — Жизнь Христа должна быть примером для нас. — Прообразовательное значение входа Христа на осляти. — Увещание к милостыне. — Недостаточность подаваемой милостыни сравнительно с богатством города (Антиохии). — Неизвинительность предлогов для отказа в милостыни. — Милостыня есть лучшее приобретение.

23. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 21:12-32. Ожесточение иудеев.  — Значение хвалы отроков. — Для чего проклята смоковница. — Почему Христос не говорит иудеям о праве Своей власти. — Христос заставляет их осудить самих себя. — Для чего представляет им в пример блудниц и мытарей. — Никакой грешник не должен отчаиваться в исправлении, равно как добродетельный не должен предаваться беспечности. — Превосходство труда для добродетели пред мирскими трудами.

24. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 21:33-46. Толкование притчи о винограднике. — Христос предрекает отвержение иудеев и принятие язычников.  — Иудеи сами виновны в своей погибели. — Блага будущие должно предпочитать настоящим. — Жизнь монашеская вожделеннее мирской жизни. — Описание образа жизни монахов. — Сравнение удовольствий, даваемых театром и монастырем. — Увещание поучаться жизни среди монахов.

25. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 22:1-14. Сходство и различие притчей о винограднике и о брачном пире. — Почему царство небесное называется браком. — Три вины иудеев. — Попечение Божие об иудеях и их непризнательность. — Отвержение иудеев и призвание язычников. — Призвание бывает по благодати; должно соответствовать благодати послушанием.  — Должно заботиться об одеянии души, не тела. — Указание на пример пустынников. — Простота жилища и трапезы монахов. — Безмятежность их жизни. — Презрение земных достоинств и отличий.

26. БЕСЕДА СЕМИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 22:15-33. Намерение иудеев уличить Христа в возмутительстве против власти. — Как обличает их Христос.  — Кто были саддукеи. — Вымышленность их рассказа о жене, имевшей семь мужей. — Свойства и действительность будущего воскресения. — Изображение брани, подвигов и побед пустынников над пьянством и чревоугодием. — Сравнение трапезы сластолюбцев и пустынников.

27. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 22:34-46. Связь заповедей о любви к Богу и ближнему. — За что Христос похвалял вопрошавшего законника.  — Христос утверждает учение о Своем Божестве. — Тщеславие обращает в свою пищу и добрые и худые дела. — Против тщеславящихся раздаянием милостыни. — Милостыня должна быть тайной. — Ищущий славы чрез милостыню навлекает на себя осуждение и бесславие.

28. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 23:1-13. Согласие Христа с Отцом. — Должно слушать учителей, хотя бы развращенных. — Учитель, преступающий закон, заслуживает особенного осуждения. — Жестокость и тщеславие фарисеев. — Что такое хранилища и воскрылия. — Учитель во всем должен являться образцом. — Христос предохраняет от любоначалия и внушает смирение. — Пример смиренномудрия показывают отшельники.  — Образ жизни пустынников удаляет их от гордости. — Общественная жизнь не может служить извинением гордости.

29. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 23:14-28. Прикрывающий злые дела личиной благочестия заслуживает сугубого наказания. — Фарисеи были губителями желавших спасения. — Цель ветхоз. предписаний о внешних очищениях. — Добродетели, очищающие душу: правда, человеколюбие, истина.  — Против не заботящихся о душевной чистоте. — Против высматривающих в храме красивых женщин. — Сравнение нравов апостольского времени с современными. — Против женских нарядов, женитьбы из-за денег, развращающих поговорок.

30. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 23:29 —39. Почему Христос осуждает фарисеев за устроение гробниц пророков. — Фарисеи притворно осуждали своих отцов и превосходили их нечестием. — Невразумляющиеся наказанием других несут тягчайшее наказание. — Любовь Христа к иудеям и казнь за отвержение ее. — Позднее раскаяние иудеев не принесет им пользы. — Увещание заботиться о душе и лечить душевные недуги — в частности сребролюбие — у врачей духовных.

31. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. Изъяснение 24:1-15. Исполнение пророчества о разрушении храма. — Пророчество о бедствиях иудеев и искушениях апостолов.  — Христос исправляет мнение учеников о времени конца мира. — Почему разрушение Иерусалима совершилось после распространения проповеди Евангелия.  — Доказательством силы Христовой служит то, при каких тяжких условиях совершилась победа проповеди. — Против учения о круговращении времен и влиянии звезд на судьбу человека. — Доброе неведение лучше худого знания. — Тяжесть греха уменьшается или увеличивается в зависимости от обстоятельств и лица согрешающего.

32. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ. Изъяснение 24:16-31. Тяжесть бедствий иудеев по пророчеству Христа и по свидетельству Иосифа (Флавия). — Причина бедствий. — О каких избранных говорит Христос. — Время и образ второго пришествия. — Для чего явится крест. — Должно добровольно ради Христа делать то, что бывает с нами по необходимости. — Во Христе удовлетворение всех наших желаний и нужд. — Суетность и гибельность житейских попечений.  — Необходимость будущего суда и наказаний.

33. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 24:32-51. Для чего Христос приводит пример смоковницы. — В каком смысле употреблено выражение род сей. — Истинность пророчеств Христа. — Христос знал день кончины мира. — Внезапность второго пришествия. — Почему оставлен в неизвестности день суда и смерти каждого человека. — Примеры выражений Христа и Бога Отца, показывающих Их неведение. — Для чего Бог говорит таким образом.  — Для надлежащего пользования даром потребны благоразумие и верность.  — Польза неизвестности дня суда. — О надлежащем употреблении богатства.  — Должно преимущественно заботиться о добродетелях, приносящих пользу ближним. — Молитва, пост и девство заимствуют силу от милостыни. — Забота о спасении ближних неразлучна от заботы о собственном спасении.

34. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 25:1-30. Отличие притчи о девах от других подобных притч. — Девство, лишенное дел милосердия, осуждается наравне с прелюбодейством. — Кроме собственных дел ничто не может спасти нас. — Исправление по смерти не приносит пользы. — Отличие притчи о талантах, излагаемой у Матфея, от излагаемой у Луки.  — Изъяснение притчи. — Все дары Божии должно употреблять на пользу ближним. — О надлежащем употреблении языка. — Увещание подражать в пользовании языком примеру Христа.

35. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 25:31 — 26:5. Описание страшного суда. — Смерть Христа есть торжество и избавление вселенной от зол.  — Сколько было первосвященников. — Человеколюбие Христа. — Увещание подражать Его примеру. — О прощении обид. — Памятозлобие запрещается в ветхом завете. — Человек добрый не может потерпеть никакого вреда от обид.

36. БЕСЕДА ВОСЬМИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 26:6-16. Три евангелиста говорят об иной жене, чем Иоанн. — Для чего упоминается о проказе Симона и называется имя города. — Чего искала жена. — Почему Христос допустил помазание миром. — От людей немощных не должно требовать высоких дел с самого начала. — Истиннолюбие евангелистов. — Злоба Иуды. — Сребролюбие  — ужаснейшая из страстей. — Изображение сребролюбца. — Добродетельному никто не может причинить зла. — Бедность обогащает душу, богатство делает бедною.

37. БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 26:17-25. Что разумеется под первым днем опресночным. — Для чего Христос посылает к неизвестному человеку. — Образ и дело обличения Иуды. — Иуда не был служителем домостроительства спасения. — Для чего Бог попускает родиться злым. — Не рождение, а беспечность делает злым. — Сколь велико зло сребролюбия. — Иудино бегство.  — Сребролюбцы причиняют себе и другим более вреда, чем бесноватые.  — Не освободившийся от сребролюбия не может победить и других страстей.  — В каждом возрасте должно подавлять соответствующие страсти.

38. БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 26:26-35. Ослепление предателя.  — Для чего Христос совершил таинство Евхаристии во время пасхи. — Значение таинства. — Для чего Христос ел и пил по воскресении. — Своим примером Христос научает начинать и кончать трапезу молитвой. — Страх и бегство учеников служат доказательством смерти Спасителя. — Почему Христос попустил падение Петра. — Для спасения необходимы как благодатная помощь, так и собственное старание. — Как должно смотреть на таинство. — В Евхаристии дается вкушение Христа. — Величие благодеяний таинства требует соответствующего расположения от приступающих. — Увещание служителям таинства испытывать достоинство причащающихся.

39. БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 26:36 —50. Образ и цель молитвы Спасителя. — Страдание Христа не следствие Его вины или необходимости, а дело божественного промышления. — Снисхождение и кротость Христа усиливает вину предателя. — Сребролюбие подвергает опасностям и скорбям, лишает удовольствий и усиливает недуги телесные и душевные. — В чем состоит истинное украшение и истинное безобразие дома.

40. БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 26:51-66. Для чего Христос повелел ученикам иметь мечи и мех. — Почему Он воспретил ученикам защищаться.  — Доказательства добровольного предания. — Беззаконность суда над Христом.  — Почему хотели предать Христа публичной смерти. — Коварство само себя обличает. — Не всегда должно искать победы. — Истинная победа дается терпением. — Пример Иосифа.

41. БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. Изъяснение 26:67 — 27:10. Безмерность преступления ругавшихся над Христом. — Страдания Спасителя — наша похвала.  — Причина отречения Петра. — Согласие повествований Матфея и Марка об этом событии. — Бесполезность раскаяния Иуды. — Сознание преступления лишает оправдания осудивших Христа. — Преступление осудивших обличается их собственными действиями. — Против милости, приносимой от прибытков любостяжания. — Скорбь проповедника о необходимости заниматься служителям церкви мирскими попечениями ради дел милосердия.

42. БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ. Изъяснение 27:11-26. В каком смысле Христос исповедует Себя царем. — Почему Он не отвечал на клеветы обвинителей.  — Виновность Пилата и народа. — Пороки нужно искоренять в самом начале.  — Малые грехи требуют больше труда и тщания, чем большие. — Отчаяние губит более греха. — Грех прикрывает себя иногда личиной благочестия.  — Знание Писания — средство для ограждения от путей погибели.

43. БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 27:27-44. Тяжесть оскорблений, понесенных Христом. — Польза всенародного и частного чтения истории страданий Христа. — Старание иудеев опорочить славу Христа и его безуспешность.  — Примером своих страданий Христос научает долготерпению. — Польза, получаемая от оскорблений. — Как можно научиться спокойному перенесению обид. — Должно не гневаться на обижающих, а скорбеть о них. — Уважающий самого себя никем не может быть обесчещен.

44. БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 27:45-61. Величие небесного знамения, явленного при кресте. — Мрак при распятии не был следствием обычного затмения. — Почему это чудо не оказало действия на язычников.  — Знамения власти и силы, показанные Христом при смерти. — Мужество жен и Иосифа. — Милостыня, подаваемая бедному, дается Христу. — Почему проповедник часто беседует о милостыне. — Почему не говорит о борьбе против врагов веры. — Добродетели христиан — лучше оружия против неверующих.  — Против производящих шум и разговор в церкви.

45. БЕСЕДА ВОСЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 27:62 — 28:10. Запечатание гроба служит непререкаемым доказательством воскресения. — Ученики не могли ни украсть тела, ни вымыслить воскресения. — Почему воскресение должно было совершиться в пределах трех дней. — Обстоятельства, сопровождавшие воскресение. — Явление Воскресшего женам. — Увещания подражать мироносицам.  — Против пристрастия к дорогим одеждам и украшениям. — Украшения — повод к бесчестию и скорбям. — Должно избегать ношения украшений особенно в церкви. — Любовь к украшениям отвращает от милостыни и бывает причиной распутства мужей.

46. БЕСЕДА ДЕВЯНОСТАЯ. Изъяснение 28:11-20. Невероятность похищения тела Христа доказывается присутствием стражи при гробе, боязливостью учеников и оставшимся в гробе платом. — Истина воскресения подтверждается свидетельством врагов о пустом гробе. — Явление Воскресшего в Галилее.  — Смысл данного Христом обетования. — Легкоисполнимость заповедей Христовых.  — Распространенность и тяжесть недуга сребролюбия. — Богатство не дает безопасности. — Бедность не есть зло. — Превосходство бедности над богатством. — Не чудеса, а презрение богатства доставляют славу.

47. Отрывок из беседы IV. Решается вопрос, почему св. Матфей считает от Давида до плена вавилонского и от плена до Христа по четырнадцати родов, тогда как их было в первом случае семнадцать, во втором — двенадцать.


 Христианский портал My studies