Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Епископ Мефодий (Кульман)

Святоотческое толкование
на Евангелие от Матфея

Исцеление расслабленного в Капернауме
(9:1-8)

Не приходило ли вам иногда на мысль жалеть, (святитель Филарет) что в наше время благодатные исцеления и подобные особенные благодеяния Божие не так часты, или не так явственны, как видим в Евангелии? Это сожаление должно обратиться на нас самих: «грехи наши разлучают между вами и между Богом», — говорит Пророк. Эту истину особенно раскрывает нам Евангельское повествование об исцелении расслабленного в Капернауме. Тогда Он, войдя в лодку (св. Матфей) переправился (из страны гергесинской морем) и прибыл в Свой город, то есть Капернаум, где имел постоянное пребывание. Спаситель вошел в город, стараясь быть незамеченным по Своему смирению; но скоро стало известным, что Он возвратился, и к дому где Он был (может быть у Апостола Петра) собралось так много народа, что не было место даже и у дверей, когда Он говорил слово Евангельского учения. В числе слушателей были фарисеи и законоучители не только из Галилеи, но и Иудеи и Иерусалима. Они явились сюда не ради пользы душевной, но скорее, чтобы наблюдать за новым Учителем, Который не учился ни в каких школах, поэтому они думали не имел права учительствовать. Уже в то время в их сердцах зарождалась зависть ко Христу и желание подметить за Ним что-нибудь противное закону Божию. Господь не препятствовал им посещать дом где Он жил, и внушал им, как знающим Писание, правильное о Себе понятие. — Так и теперь: Свое учение Он подтверждал чудесными знамениями: «и сила Господня являлась в исцелении больных» (Лк. 5:17).

И вот, — родственники или другие сострадательные люди — принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. Это был человек, пораженный сильным параличем, вовсе не владевший членами и, кажется, лишенный языка. Этот больной хотел во что бы то ни стало пробраться к Божественному Учителю Чудотворцу. Св. Марк говорит, что его несли четверо. И Марк и Лука рассказывают, что принесшие не могли протесниться сквозь толпу народа, чтобы войти в дверь, а потому поднялись с больным на крышу дома, раскрыли ее и оттуда спустили одр расслабленного прямо перед Господом на малое свободное пространство. — Дома на Востоке располагались четвероугольником вокруг внутреннего двора. Может быть Спаситель учил для большего простора на дворе, который закрывался от жара легкими щитами из кожи и полотна, их было легко разобрать. Крыши на домах были плоские с перилами, туда вели лестницы со двора и с улицы, на них можно было свободно прогуливаться. И вот, люди принесшие расслабленного воспользовались этими лестницами, чтобы через крышу спустить его к ногам Господа Иисуса. Этим они без слов выражали тем свою веру. «Спаситель, — говорит св. Златоуст, — не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они еще не научились владеть умом, или лишились его по причине болезни. Но здесь и больной обнаружил свою веру: иначе он не позволил бы быть поднятым на крышу и спущенным оттуда ко Христу. Так изобретательно сильное желание, так успешна любовь. Подлинно, «ищущий находит и стучащему отворят» (Лк. 11:10). Итак, поскольку расслабленный и принесшие его показали такую веру, то и Господь явил Свою силу: И видя Иисус веру их, сказал расслабленному, может быть, в сознании своей греховности не смеющему и очей возвести к Целителю: Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои, которые так тревожат твою бедную душу! Вот пример того, как Податель всех благ дарует нам их прежде, чем мы просим, и блага лучше тех, которые просим. Вот видимое подтверждение и той истины, что молитва веры и в тайне елеосвящение может спасать болящих, как учит св. Апостол Иаков: «молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» (5:15).

Один Бог, действительно, дает прощение грехов: одна вера приемлет оное (св. Филарет). За Его милосердием дело не станет: притом надобно, чтобы дело не стало за нашей верой. — Но как один верует, а другой исцеляется, один верует, а другой разрешается от грехов? — Дух выше плоти; благодать выше природы; вера выше разума: посему неудивительно, что для плоти непонятно как действует дух; для природы непонятно как действует благодать; для разума непонятно как действует вера. Впрочем, есть некая возможность «верою» же и «познавать» (Евр. 11:3) самую веру и ее спасительное действие. Души носителей расслабленного, с одной стороны, верой стремились ко Христу, с другой, человеколюбием и состраданием прилеплялись к душе расслабленного: и видел Иисус веру их, и ток благодати пролился от Него через их души на душу и на тело расслабленного, и душа болящего верой открылась для принятия благодати. В грехах — этих болезнях души — большей частью кроется причина и болезней телесных. Расслабление, паралич мог произойти от любострастия или пьянства. Сердцеведец видел скорбную душу больного, видел как он страдал от сознание своих грехов, даже больше ему от расслабления; поэтому, прежде всего уничтожает причину болезни — прощает болящему его грехи, называя его по Своей отеческой любви «чадом», — прощает, как власть имеющий, показывая Свое равенство с Богом Отцом. Он вынуждает даже Своих врагов признать за Ним это Его Божественное достоинство, — их устами возвещает оное. «Спаситель, — говорит Златоуст, — был чужд честолюбия; Он не тотчас приступает к исцелению тела расслабленного, но от самих врагов Своих ожидает к тому повода, и сперва врачует невидимое, то есть душу, отпустив грехи, — что самое доставило больному исцеление, а Исцелителю не принесло большей славы. Книжники, снедаемые злобой, и думая обвинить Его в богохульстве, невольно прославили Его за это исцеление». При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует, — присваивает Себе то, что принадлежит единому Богу. «Кто это, который богохульствует? Кто может прощать грехи кроме одного Бога?» (Лк. 5:21). Что им до того, что сей Божественный Учитель есть Тот Самый, Который уже сотворил множество чудес, Который открыто говорит им: «когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин. 10:38), слову Которого послушны и бесы, и ветры, и море, и всевозможные человеческие болезни?… Они не смеют открыто высказать свое мнение, они лукавят перед своей совестью, притворяются будто ревнуют о славе Божией, а на деле сами богохульствуют, «мстят Ему за свои же страсти, а думают, что мстят за оскорбление Бога». «Они мечтали, — говорит святитель Филарет Московский, — будто Бог не должен и не может действовать иначе, как по законам, какие заблагорассудится предписать Ему мудрость иудейских книжников».

И вот Спаситель воспользовался этой их тайной хулой, чтобы еще яснее показать Свое Божественное достоинство: и, во-первых, Он открывает их сердечные тайны. «Ведение таин сердечных принадлежит одному Богу, об этом говорит Соломон: «Ты знаешь сердце его» (2 Пар. 6:30); Давид: «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» (Пс. 7:10); Иеремия: «Лукаво сердце человеческое более всего; кто узнает его?»(17:9). И Сам Бог говорит: «человек смотрит на лицо, а Бог смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Итак, желая показать, что Он есть Бог, равный Отцу, Он открыл и обнаружил то, о чем книжники только думали про себя, опасаясь народа. Но и тут Господь проявил великую кротость: Иисус же, видя «духом Своим» (Мр. 2:8) помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое обо мне в сердцах ваших, хотя и не выражаете этого на словах? Я знаю что вы помышляете: «так каждому легко прославиться, ходи и говори всякому: прощаются тебе грехи твои. Но где же доказательство, что грехи действительно прощены? Ведь это дело Божие, сокровенное от людских взоров. Не на словах, а на деле докажи нам, что Ты имеешь право так говорить, что Ты не лжешь, когда присваиваешь Себе право прощать грехи.» Действительно, никто не может отпускать грехов, кроме Того, Кто видит помышления людей. Знайте же, что Я вижу что у вас на сердце. — Подумайте, (св. Филарет) каково было это проявление всеведения для тех, над которыми оно себя показало. Им казалось не безопасным обнаружить перед народом свои плохие помыслы. Как же они должны были смутиться, когда то, что хотели скрыть внезапно сделалось всем явным; когда обнаружились не только их помыслы, но и как они неискренни и как малодушны; когда, наконец, чудесными словами и действиями Господа Иисуса доказано, что их помыслы были не только без основания, но и преступны! Ибо что легче сказать, продолжал Спаситель: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Что вам кажется легче: исцелить ли тело от расслабления, или душу освободить от грехов? Конечно, исцелить тело. Но поскольку исцеление души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно, а слова Мои вы почитаете тщеславием, то вот вам другое доказательство Моей Божественной власти: Я открываю перед всеми тайные помышления ваших сердец. — Вы молчите? Вы готовы отрицать эти тайны сердец? — Я присоединяю и 3-ье доказательство Моего Божества: Я исцеляю и тело болящего. Это конечно ниже исцеления души; тело исцеляли силой Божией и святые люди; но это чудо очевиднее: уверьтесь же посредством видимого в невидимом. Из Моего действия, которое сейчас перед всеми совершу, вы убедитесь, что Я «не хищением» (Филип. 2:6) присвояю Себе власть прощать людям грехи.

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий, Он же — и воплотившийся Сын Божий, имеет власть даже и теперь, когда он еще на земле, не говоря уже о том времени, когда Он будет на небеси, и теперь Он как Бог имеет собственную власть прощать грехи, — смотрите: Тогда Господь обращаясь уже к болящему, говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой! «Видишь ли, — говорит Златоуст, — как Он желал, чтобы Его почитали равным Богу Отцу? Он не сказал, что Сын Человеческий имеет нужду в помощи другого, но говорит: «имеет власть». И говорит это не по честолюбию, но для того чтобы убедить врагов в том, что Он не богохульствует, делая Себя равным Богу Отцу. И когда в начале говорит расслабленному, то еще неясно обнаружил Свою власть, ибо не сказал: Я отпускаю тебе грехи, но «прощаются тебе грехи»; а когда нужно было уверить в том врагов, то яснее показывает Свою власть: «власть имею». Господь везде желает представлять ясные и неопровержимые доказательства; точно так и здесь: в доказательство отпущения грехов больному, укрепляет его тело, а в доказательство укрепления тела заставляет его нести одр, чтобы сотворенное Им чудо не сочли за обман. И к общему изумлению слово Его влило живоносную силу в мертвенность больного и расслабленный тотчас исполнил повеление Исцелителя: И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой — бодро пошел сквозь толпу, стеной стоявшего народа. «Можно спросить, — говорит святитель Филарет, — что было радостней для расслабленного: прощаются тебе грехи твои, или услышать: встань и ходи. — Я думаю, что слово прощения было для него столько радостней, сколько душа и ее здравие важнее тела и его здоровья. — Теперь всякий мог видеть, что сотворенное чудо — не мечта: свидетелей болезни Господь делает и свидетелями выздоровления этого человека. Он как бы говорит исцеленному: «Я желал бы через твою болезнь исцелить и тех, которые считают себя здоровыми, а в самом деле больны душой; но поскольку они не хотят этого, то иди в том твой и исправляй тех, которые там находятся». — Видишь ли, как Господь показывает, что Он есть Творец души и тела? Ибо исцеляет больного от расслабления и духовного и телесного, и невидимое открывает посредством видимого.

Евангелисты ничего не говорят о том, как отнеслись к этому чуду фарисеи; вероятно, ничего нельзя было сказать о них хорошего; но народ, хотя в своей простоте не мог возвыситься до признания в Божественном Чудотворце Самого Господа Бога, хотя и почитал Иисуса Христа только за великого пророка, однако же рассуждал благоразумнее своих гордых учителей: Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. С благоговением и страхом народ говорил: «Чудные дела видели мы ныне; никогда ничего такого мы не видели» (Лк. 5:26; Мр. 2:12). Св. Златоуст говорит: «и то уже немаловажно, что они поставляли Его выше всех людей и почитали пришедшим от Бога. Если бы Иудеи твердо держали это в уме, то мало-помалу, наконец, узнали бы и то, что Христос есть Сын Божий». Христос Спаситель, сотворив чудо над расслабленным, не остался в Капернауме, дабы Своим присутствием не разжечь в книжниках большей зависти, и удалился. Так и нам не должно раздражать своих врагов пребыванием с ними, но, чтобы смягчить их гнев, надобно уступать и удаляться от них. Святитель Филарет поучает: «Христос и Евангелие имеют ныне дело не с книжниками и народом иудейским, но с нами. Помылим о действии Его всеведения для нас самих. Не входят ли иногда и в наши сердца помыслы неправедного или пристрастного суждения, ненависти, зависти, гордости, вожделения, и не обеспечиваем ли себя тем, что это не обнаружено? Как обманываем мы сами себя в этом случае! Если мы допустили в сердце лукавый помысел и не отвергли его, то мы уже унижены перед внутренним зеркалом своей совести. Но этого не довольно; есть свидетель сокровенного, несравненно более важный и грозный. При самых тайных наших помыслах присутствует всеведение Божие. Придет время, когда это обличающее всеведение явится всем и перед всеми, когда «придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4:5). Тогда поздно будет прятаться от вечного стыда, и тщетно тогда постыженные и устрашенные «начнут говорить горам: падите на нас! Холмам: покройте нас!» (Лк. 23:30). Начнем же лучше ныне решительно изгонять из сердец наших помыслы, которые бы нас постыдили перед лицом неба и земли.


 Христианский портал My studies