Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Еп. Григорий (Лебедев)

«Евангельские образы»
(Толкование на Евангелие от Марка
)

Глава 1

1

Начало Евангелия Иисуса Христа… Вот, Я посылаю Ангела Моего пред  лицем Твоим… Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу… (Мк.  1, 1-3).

Так в душе человека Христову благовестию предшествует внушение Ангела: «Приготовь  путь Богу». Это зов совести. Он зовет и в бесплодной жизни. И лишь в открытой  душе, когда сбиты преграды страстей, когда уравнены пропасти падений, лишь в  подготовленной душе может звучать и будет слышен голос Евангельского слова.

А за голосом Евангелия, когда он услышан, идет Христос. Иначе — закрыты у человека  глаза, и закрыты уши, и ожесточено сердце, и ничего он не слышит.

2

Иоанн же носил одежду из верблюжего волоса (Мк. 1, 6).

Голос совести строг, суров… Не пренебрегай им, как бы он ни был неприятен…  Слушайся его.

3

Иоанн сказал им в ответ: …стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.  Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень  у обуви Его (Ин. 1,26-27). Идет за мною Сильнейший меня… Он будет крестить  вас Духом Святым (Мк. 1, 7-8) и огнем (Мф. 3, 11). Лопата Его  в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф.  3, 12).

И в чистой совести естественного человека, не просвещенного христианством,  стоит «Некто», Которого она не знает… Это — Бог. Человек чаще обращается к  Нему после житейских впечатлений и влияний, но Он впереди всего… Он сильнейший…  И когда душа потянется к Нему, тогда она поймет, что это Тот, у Которого она  недостойна развязать ремень обуви… Это — Бог. Только Бог может в корне изменить  человеческое ничтожество. И чистая душа понимает это. Только Бог может огнем  истребить человеческий смрад и вдохнуть дыхание новой жизни веянием очистительно-творческой  силы Святого Духа. Таково крещение души: смерть в огне, погребение и восстание  в воде очищения и обновление в благодати Святого Духа.

4

И когда выходит (Иисус) из воды (Иордана), тотчас увидел Иоанн разверзающиеся  небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк. 1, 10). Когда… Иисус  крестившись молился, отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него (Лк. 3,  21 — 22).

Так Дух Святой благодатию посещает человека по очищении крещением покаяния.  Когда в крещении покаяния будет погребен «ветхий», истлевающий человек, тогда  и отверзаются для человека небеса и ему даруется веяние благодатного Духа. А  святой Лука боговдохновенно присоединяет упоминание о молитве Христа по выходе  из воды и тем больше углубляет мысль о времени ниспослания Святого Духа: «Иисус  крестившись молился…, (тогда) отверзлось небо…» И для христианской души,  прошедшей искус очистительного покаяния, надо сейчас же вступать в духовный  подвиг устремленности к Богу (подвиг молитвы), и тогда откроется ей небо…

Отсюда вывод: не нервничай, не впадай в малодушие, не торопи Бога открыть тебе  Свои объятия. Дух Господень приходит не по первой твоей мысли: «Вот я пойду  ко Христу"… Он обвеет тебя, когда ты в покаянии погребешь старого осужденного  тобой человека и начнешь духовный подвиг устремленности к Богу.

5

Немедленно после того (после крещения) Дух ведет Его (Христа)  в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною (Мк.  1, 12-13).

Да, немедленно… Едва только душа встала на путь к Богу, сейчас же, как вихрь  пустыни, набрасываются на нее искушения. Пустыня — это мир бесплодной жизни,  это жизнь земли… Она немедленно обрушивается на душу, потому что нет между  ними сродства… Между ними борьба. И христианин лишь только объявил себя Божьим,  немедленно вынужден начать эту борьбу с миром искушений. Она неминуема. Иначе  он не сын Духа, а сын земли. И ты будь готов к искушениям сатаны. В спокойствии  прими их, чтобы во всеоружии отразить.

Не расслабляйся и не унывай. Борьба с грехом неминуема для воина Бога; значит,  если ты воин, то и воюй, а не складывай рук в малодушии.

И борьба будет долгой. Сорок дней (в Священном Писании) указываются как наивысший,  предельный срок подвига. Значит, предстоит длительная борьба. Борьба на всю  жизнь.

6

И был (Господь в пустыне) со зверями; и Ангелы служили Ему (Мк.  1, 13).

Когда человек, пошедший к Богу, останется в пустыне жизни, на него набрасываются  звери. Звери — это страсти человека. Они кругом обступают душу и грозят ей.  Разве они не кровожадные звери? И разве не терзания они приносят христианской  душе?.. Мужайся, борись… Так должно быть. А зачем: ты не один! «Ангелы служили  Ему». Вот твоя невидимая охрана… Божья рука теперь сопутствует тебе, и ограждение  твое крепко. Только не изменяй Богу!

7

Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих  сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю,  что вы будете ловцами человеков (Мк. 1,16-17).

Люди живут у моря жизни, и все они рыболовы. Они кидают в море жизни сети души  и ловят ими ценное или сор жизни.

Пойди к Начальнику лова — Богу и через Него закидывай сети… И прежде всего  поймаешь свою душу, а то ведь она на стороне, на глубоком «сорном дне».

8

И они (Симон и Андрей) тотчас, оставивши свои сети, последовали за  Ним (Мк. 1,18).

«Увидел Иакова Заведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети,  и тотчас призвал их. И они, оставивши отца своего…, последовали за Ним» (Мк.  1, 19-20).

Люди — ловцы и закидывают сети души… А сети дырявые, и их пытаются починить.  И всех зовет Господь… Как чутко откликнулись чистые души призванных Апостолов:  «они тотчас» пошли… пошли, оставивши всё: имущество (сети)… да что имущество?  — они пошли, оставивши отца своего…

Пример нерадивой душе!

Сколько зовов пройдет через нее… А она тупа, глуха, бесчувственна… Господь  же зовет и зовет… Гибель души приходит по ее нерадению.

9

В синагоге… был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал (когда  Господь вошел в синагогу): оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел  погубить нас!.. Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух  нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него (Мк. 1,  23-26).

Здесь образ столкновения мира Христа и мира земли. Мир земли не выносит мира  Божия, и в душе, начавшей борьбу за добро, он ожесточенно выталкивает добро:  «Оставь меня… это мне не годится… Это не для меня…» И в первых схватках  добра со злом, когда в душе, поддерживаемой Божьей силой, начинает поборать  мир добра, зло оставляет насиженное гнездо, всячески потрясая душу… Запомни.

Такая же нетерпимость мира земли давит на христианскую душу и со стороны, со  вне, когда душа соприкасается с миром земли.

10

При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех  больных (Мк. 1, 32).

Зачем же люди идут ко Христу при наступлении вечера, когда уже заходит солнце  их жизни и чувствуют они холод надвигающейся ночи? Зачем они откладывают путь  ко Христу до времени, когда они уже бессильны идти, как больные и израненные?  Зачем?

11

Утром, встав весьма рано, вышел (Господь) и удалился в пустынное  место и там молился (Мк. 1,35).

Образец для тебя, душа! Бодрствуй, заключись в себя, молись, молись без конца.  Если молитва была нужна безгрешному Божьему Сыну, то как же ты самонадеянно  хочешь держаться в жизни без опоры на небо, на своего Небесного Отца? Ясно,  что терпишь раны и падаешь часто.

12

Приходит к Нему (Христу) прокаженный и… говорит Ему: если хочешь,  можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, …сказал, ему: хочу,  очистись… И он стал чист. И (Господь), посмотрев на несо строго, тотчас  отослал его (Мк. 1, 40-43).

Так в земной жизни. Приходит (ко Христу) человек, весь покрытый проказою грехов,  а самонадеянность человека велика! Он всё еще думает о себе, своих силах, силах  мира… А к Богу он обращает вопрос не то самомнения, не то экзамена: «Ведь  Ты же существуешь, Господь… И Ты милосерд. Что же Ты мне не поможешь?» А Господь  всё прощает и терпеливо ждет исправления, и подает Свою милость и по такой полувере…

«Я-то для всякого хочу, чтобы он был чист». Господь только строго посмотрит  на такую больную душу, зная, что Его милость и на этот раз не обратит ее, и  она не послушает Божьего зова, и пойдет снова брести по своему грешному пути,  как не послушал Господа исцеленный прокаженный.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»