Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Еп. Григорий (Лебедев)

«Евангельские образы»
(Толкование на Евангелие от Марка
)

Глава 5

42

Встретил Его (Христа) вышедший из гробов человек, одержимый нечистым,  духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому  что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал  оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и  гробах, кричал он и бился о камни (Мк. 5, 2-5).

Здесь образ человека, находящегося в плену зла, в руках сатаны. Такой человек  живет, как в гробах, потому что его жизнь есть путь смерти. На высотах самовлюбленности,  на крутизнах гордости, на утесах эгоистической самости (…я сам лучше других,  умнее других… Кто авторитет для меня?), в ложбинах греха, в ущельях одной  неправды, лжи, в пропастях смертных падений — вот тропинки его пути… «Он жил  в гробах»… Он живет в скалистых стремнинах… Там нет жизни: ни растенья,  ни зверя… Это путь смерти! На этом пути смерти человек уже не выносит ничего,  что не подходит к этому пути, отрицает его и осуждает… Душа, порабощенная  злом, как будто продалась своему хозяину и за совесть работает на него…

Отбрасывается, коверкается, уничтожается всё, что пытается выправить душу или  только содержит намек на другой мир, отличный от мира зла.

Всё это вызывает бешеную ненависть, и человек, как безумный, рвет все связи  жизни добра. Он рвет связи чести, совести, долга, рвет семейные связи и, наконец,  добирается до Бога и хулит Его и рвет святые веленья, твердые как оковы, веленья  Божьего закона.

И кто может укротить его?

Его хозяин, которому он продался, — зло, диавол. И только он властен над ним,  и только ему он работает.

Жалкое состояние, ужасное состояние!

Ты думаешь, что за рабство диаволу человек имеет счастье? Вот его счастье:  «всегда, днем и ночью, он кричал и бился о камни».

Вечная тревога, вечное недовольство, вечная погоня за неуловимым «нужным для  жизни»… Бесконечный круг недовольства, тупиков и какой-то нескончаемой пустоты  кругом при всех усилиях наполнить жизнь… И, конечно, крик пустоты… Крик  без устали, ночью и днем, как печать отверженности. И окружающее очень скоро  обращается в то, что оно есть, человек зла живет в горах. И понятно, что кругом  его голые камни зла… и он бьется о камни… бьет ноги до крови, бьет руки…  Камни давят грудь. Он весь в ранах кругом от пути смерти.

43

(Бесноватый) увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему (Мк.  5, 6).

Удивительное дело! Бес — существо, отпадшее от Бога, — признаёт Бога и почитает  Бога… Издалека он увидел Христа, прибежал поклониться Ему. Об этом же говорит  святой апостол Иаков: «Бесы веруют и трепещут» (2, 19). А вот грешник иной раз  делается как будто ожесточеннее самого сатаны, и бежит от Христа, и хулит, и  ненавидит Его.

Но здесь есть и другая мысль о том, что как в диаволе, так и в человеке грешнике,  хотя бы в самой сокровенной глубине его души, всё же есть сознание, что Свет  и Добро существуют, что они выше зла и достойны познания.

44

И начали (жители Гадаринской страны) просить Его (Христа), чтобы  отошел от пределов их (Мк. 5, 17).

Стабилизация зла! Зло вошло в порядок жизни и имеет все права гражданства.  Сложился свой мир жизни, со всем «своим» порабощением злу. Человек втянулся  в эту атмосферу «своего» мира и не мыслит и не желает другого. Проникновение  иного, чуждого «своему» миру вносит беспокойство, тревогу. «К чему новизна,  хотя бы в ней была и правда? Так спокойнее!».

А когда подобной стабилизации и установившемуся равновесию (закостенению) в  зле грозит потрясение со стороны, когда вмешательство добра евязано с беепокойством  (жители устрашились, узнав о чуде с бесноватым — ст. 15) или когда выход из  стабилизации соединен еще и с материальными потерями («свиньи потонули в море»),  тогда продавшийся злу и вовсе отмахивается от всего нарушающего его земное благополучие.  Он рассуждает так: «Приспособился и сижу… А Бог… совесть… Еще, пожалуй,  неприятности наживешь! Нет! Это дело нам неподходящее»…

«И просили Его, чтобы отошел от пределов их». И Господь оставляет людей.

45

За Ним (Иисусом) следовало множество народа, и теснили Его. Одна  женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих  врачей, истощила вес, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла  еще в худшее состояние, —услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и  прикоснулась к одежде Его; ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь,  то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что  исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла  из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики  сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко  Мне? (Мк. 5, 24-31).

Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто? ибо Я чувствовал силу, исшедшую  из Меня (Лк. 8, 46).

Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред  Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя;  иди в мире и будь здорова от болезни твоей (Мк. 5, 33-34).

Это один из изумительных евангельских рассказов. Он монолитен, и расчленить  его нельзя. Его содержание просто и настолько известно, что уже почти не затрагивает  внимания. Женщина страдает 12 лет. Человеческой помощи нет… С глубокой верой  она прикасается к одежде Христа и получает исцеление. И всё. Просто и ясно.  Но есть в этом изумительном рассказе такие блещущие кристаллы света, которых  не выдерживает зрение, очарование захватывает дух, глубина ставит в тупик.

Найдутся ли слова рассказать о них? Здесь главная мысль — обнаружение Божественной  Силы.

Бог есть Дух. Божественная Сила есть высочайшая духовная сила. Значит, она  не материальна и законы материальности неприложимы к ней. Говорить об этой Силе  применительно к материалистическим понятиям — значит кощунетвовать. Однако не  думай, что Божественная Сила, по ее тончайшей духовности, для нас, материальных  существ, есть чистая фикция, иллюзия,, почти самообман.

И не думай, что обнаружение Божественной Силы в материальных вещах — по ее  несродности этим вещам — тоже иллюзия!

Нет! Поскольку человеческий дух (не душа) вдунут от Божественного Духа («и  вдунул в лице его (Адама) дыхание жизни»), постольку есть в человеческом духе  атом сродности Божественному Духу и потому Божественная Сила может быть осязаема  духом человека.

И вот евангельский рассказ о кровоточивой свидетельствует эту мысль фактом  жизни. Этот факт показывает, что Божественная Сила — реальность. Она — такая  же реальность, как любое наблюдаемое и видимое физическое явление.

Сам Христос Господь, для удовлетворения человечества, имея в виду узость и  ограниченность его мысли, привыкшей брести в мире ограниченности и измерять  всё ничтожной меркой земных вещей и условных понятий, Сам Господь в событии  с больной женщиной материализирует обнаружение Божественной Силы до осязаемости  физического явления. Евангелие рассказывает: в момент прикосновения женщины  «Иисус почувствовал Сам в Себе, что вышла из Него сила». И Он с настойчивостью,  вторично указывает на это: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу,  исшедшую из Меня» (Лк. 8, 46).

И эта сила, как какой-то материализованный ток физической энергии, выходит  под влиянием физического возбудителя — прикосновения.

Христос чувствует действие силы в момент прикосновения женщины. Это дважды  и отмечается рассказом. «В то же время» (т. е. в миг прикосновения) Иисус почувствовал,  и второй раз: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал…» И, наконец, Божественная  Сила, вышедши, не неуловима, не исчезает бесследно, а подобно материальной энергии  производит определенное физическое действие.

Больная женщина, читаем у Евангелиста, сейчас же, в миг прикосновения к Господней  одежде «ощутила» Божественную Силу и ее действие: «и тотчас иссяк у нее (больной)  источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Подмечай, как снисходителен Господь к человеческой слабости. До какой отчетливости  физического явления Он обнаруживает людям Свою Божественную Силу. Смотри. Убеждайся.  Знай, глубже веруй. Поклонись Христу!

Идем дальше в анализ изумительного, неповторяемого Евангельского события.

Божественная Сила, когда она направлена к людям, вся среди людей, вся обращена  к ним, вся к их пользованию и спасению. Ведь Христос и явился на землю, чтобы  открыть людям эту Божественную Силу и ею спасти людские души.

Христос со Своей Божественной Силой весь на земле, и Его сила открыта на служение  человечеству. Приходи любой, бери, пользуйся! Святой Евангелист оттеняет именно  эту мысль, когда особо подчеркивает, что Господь был в народе. «За Ним следовало  множество народа, и теснили Его». И еще ученики сказали Ему: «Ты видишь, что  народ теснит Тебя». Значит, Божья сила в человечестве, она открыта, она доступна.  Бери, пользуйся. Но требуется какой-то контакт, при условии которого человек  включается в сферу Божественной Силы. Требуется контакт со стороны, потому что  Божественная Сила не действует механически, сама входя в души.

Божественная Сила — не слепая стихия, которая механически пронизывает всякого,  внешне соприкасающегося с этой стихией. Ведь около Христа, когда Он шел (в дом  Иаира), толпилось множество народа… И народ теснит Его, значит, без сомнения,  десятки людей невольно прикасались к Нему… прикасались к Его одежде и десятки  людей, несомненно, Самого Христа невольно осязали, будучи теснимы толпой; ученики  Христа на это и указывают. Когда Господь, как будто не зная о женщине, спрашивает:  «Кто прикоснулся ко Мне?», — ученики с полуупреком возражают: «Наставник! народ  окружает Тебя и теснит, и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» (Лк. 8, 45),  т. е. очевидно, что многие могли прикасаться ко Христу во время следования к  Иаиру. И очевидно, что среди многих прикасались к Нему и больные, потому что  за Христом, как прославленным чудотворцем, шла толпа, и в ней, с несомненностью  можно говорить, были и больные, и они также могли прикоснуться ко Христу. Итак,  прикасались многие, исцелилась одна. Значит, исцелило не механическое соприкосновение  с Божественной Силою, а соприкосновение и плюс какой-то еще фактор со стороны,  который включил прикоснувшуюся в сферу Божественной Силы. Какой же фактор? Откуда  он?

Он не от Христа. И Сам Господь особенно оттеняет, что этот фактор идет не от  Него. В рассказе о чуде подчеркивается как бы пассивная роль Христа.

Он не только не намеревался совершить исцеление женщины, но как будто даже  не знает, кто прикоснулся к Нему… Он ищет прикоснувшегося… (А ведь, как  Бог, знал же Он, конечно, кто касался Его!)

Мало того, вся обстановка чуда такова, что как будто действие Божественной  Силы произошло помимо ведения Бога и помимо воли Бога…

Божественная Сила как будто была вынуждена излиться помимо воли Бога. В этой  подробности одна лишь мысль, и большая мысль: контакт с человеком произошел  вне влияния (в смысле воздействия, давления) Божественной Силы. И Спаситель  обстановкой чуда и хочет особо оттенить это обстоятельство!

«Я в народе… Я в человечестве… ради него Я пришел, Моя сила готова излиться  в любой момент. Но в Ее излиянии действую не только Я, а еще и иной, привходящий  фактор»… Какой же?

Если этот фактор не в Господе, то, очевидно, в другой стороне из двух соединяющихся,  т. е. в человеке.

Да, очевидно этот фактор в женщине. Она сама как бы вынуждает излитие в нее  Божественной Силы. Теперь научимся от Господа последнему: чем же женщина вынудила  Божественную Силу открыться ей и исцелить ее, какой фактор со стороны человека  устанавливает контакт Бога с человеком?

Женщина прикасается ко Христу… Через прикосновение в нее изливается Божественная  Сила. Но прикосновение — внешний акт. Это лишь видимое посредство Божьего посещения  человека. Одна внешность, одно прикосновение само по себе не обеспечивает открытие  Божьей Силы. Мы видели, что прикасались многие, а исцелилась одна. Одновременно  с внешним актом — прикосновением женщина выявляет и внутреннее — веру. «Дщерь!  вера твоя спасла тебя».

Но мало сказать так, что женщина обнаруживает веру. Надо думать, что многие  из больных, шедших за Христом, имели веру в Него и касались Его. Ведь не одно  же простое любопытство побуждало больного человека тесниться за Христом и терпеть  излишние страдания усталости, тесноты и давки.

Теснившиеся больные верили, что Господь может их исцелить. И однако внешнее  соприкосновение и вера, как сознание, не обеспечивали Божественной помощи.

Женщина явила исключительную силу веры. Здесь была вера — воля, вера — душа,  вера — жизнь. Здесь вера поглотила всего человека. Женщина в этот миг вся ушла  в горение веры; и пламень веры, которым она была охвачена, она бросила в прикосновение,  как будто бросила самоё себя.

Вот фактор, со стороны человека нарождающий контакт с Богом, — огненная сила  веры, когда человеческое, как бы сгорая, всё поднимается к Отцу Небесному. Да,  да…

И вот через нее, через это ничтожное, дрожащее, последнее колебание жизни показался  Небесный Учитель, дарящий туне, безвозмездно все дары жизни, воскрешающий к  жизни… Что же, у женщины было колебание? Было сомнение? Было одно любопытство?  Была холодная полувера? Для нее не было выбора. И вот вся сила оставшейся жизни  была брошена в этот единственный просвет. Или смерть, или «это». Значит, для  жизни осталось только «это», «прикосновенье»… «И я спасена!»…

Здесь была вера — воля, вера — вся душа, вера — вся жизнь… Пламень веры она  бросила в прикосновенье, как будто бросила всю себя. «Сгорю, но спасусь»…  И она спаслась. «Дщерь! вера твоя спасла тебя».

Что прибавить к сказанному?

Осмотрись, не «много ли» и ты потерпел от жизни? Не истощено ли богатство души?  Не пришел ли и ты в результате цеплянья за землю в «худшее состояние»?..

Молись Учителю, чтоб дал тебе дерзновение веры броситься к Нему без остатка…  Привлечь на себя излитие Божественной Силы и услышать ласковый голос Небесного  Отца: «Спасла тебя вера… Иди с миром в душе и будь здоров от болезни твоей».  Такая вера. Смотри, как Евангелист подробно описывает эту веру. И разве Божие  слово, сообщая подробности о женщине, делает это для удовлетворения любопытства?  Это сделано для научения нас. Вспомни описание женщины.

«Женщина… страдала двенадцать лет… Много потерпела от многих врачей…  истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла в худшее  состояние».

Такова жизненная обстановка пришедшей ко Христу. Страдала двенадцать лет…  Двенадцать — число полноты. Значит, страдала долго и чрезмерно. И страдая, по  обычаю земных, цеплялась за землю…

Помощи не было… Получила новые раны («потерпела от врачей») и все-таки цеплялась  за землю… «Много потерпела от многих врачей».

Наконец, были использованы все земные средства…

Наконец, на земное было убито всё земное, т. е. убито и здоровье, убиты и все  материальные средства — имущество, деньги… «Истощила всё, что было у ней».  И в результате — ничего!.. Только хуже… «Пришла в худшее состояние»… Полное  крушение жизни! Впереди осталась могила нищей. И вот широкая, свободная, обеспеченная,  когда-то радостная жизнь сузилась до узкой щели. А стены могилы росли, приближались,  и уже пахло землей!.. Свет жизни брезжил уже только в эту оставшуюся щель.

46

И не позволил (Господь) никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова  и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение  и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете?  девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех (из  помещения, где лежала умершая) берет с Собою отца и мать девицы и бывших  с Ним (трех учеников), и входит туда, где девица лежала (Мк. 5, 37-40).

Божьи дары не рассыпаются без разбора на всяком месте и для всяких глаз.

Разве слепой увидит разнообразие красот? И при плохом зрении разве не искажается  восприятие цветов, как они есть?

Божьи дары открываются по мере способности вместить их. Лишь «могущих вместить»  Господь сподобляет быть свидетелями Своих тайн. Вот почему свидетелями воскрешения  дочери Иаира Господь делает только трех избранных учеников и отца и мать умершей,  ради их веры и родственной близости к ней. А прочие, что будут «судить по плоти»  (Ин. 8, 15), оставляются вне.

И если ты хочешь быть с избранными, имей веру и «больше сих узриши».

47

Приходит (Господь) в дом… и говорит им: что смущаетесь и плачете?  девица не умерла, но спит (Мк. 5, 38-39).

Умершая спит. Раз в последний день этого мира, на грани перехода в вечное Царство  Славы, Господь из восстановляемого (воскрешаемого) тела человека сотворит для  бессмертной души новое тело Царства Славы, то, конечно, смерть тела есть сон.

Еот почему и в другой раз Господь сказал про Своего умершего друга Лазаря:  «Лазарь, друг наш, уснул»… и далее говорит: «Я иду разбудить его» (Ин. 11,  11).

Так же исповедует Христова Церковь.

Она называет умерших усопшими, т. е. уснувшими, и молится об их блаженном успении,  т. е. мирном сне.

48

(Господь) взяв девицу (умершую дочь Иаира) за руку, говорит ей: «талифа  куми», что значит: девица, тебе говорю, встань (Мк. 5, 41).

Подмечай, с какой легкостью совершается величайшее чудо. Подходит к умершей,  берет за руку и спокойно, властно говорит ей, как бы спящей: «Встань». И девица  поднимается.

Для Господа, для Божественной Силы одинаково свободно совершить и великое и  малое. А забота человека должна быть о том, чтобы не препятствовать проявлению  Божественной Силы и безраздельной веры, всю ее привлечь на себя (срав. Мк. 5,  25-29, 34, 36).

49

(Совершив чудо воскрешения дочери Иаира, Господь) строго приказал им (присутствовавшим  при чуде), чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть (Мк.  5, 43).

Для чего? А почему же исцеленному бесноватому приказывает обратное: «Иди…  и расскажи им, что сотворил с тобою Господь». (Мк. 5, 19)?

Божьи слова и Божьи дела открываются людям по мере их способности воспринять  таковые (срав. Мк. 4, 33 и 5, 37-40). Значит, когда в одном случае среда (домашние  бесноватого) признаётся способней воспринять Божию тайну, тогда Господь указывает  поведать ей о чуде. В другом случае среда явно обнаруживает закостенение сердца  («смеялись над Ним»), и Господь замыкает тайну только среди избранных. Ради  святости тайны Он не хочет метать бисер перед недостойными, чтобы они, кощунствуя, не стали «попирать» святыни «ногами своими». Такое разграничение  способных и неспособных вместить Божьи тайны и разное отношение к ним вовсе  не было излишнею строгостью, как бы ригоризмом Господа и уж совсем не говорит  о том, что Господь благоволит к одним людям и отворачивается от других.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»