Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Еп. Григорий (Лебедев)

«Евангельские образы»
(Толкование на Евангелие от Марка
)

Глава 6

50 

И соблазнялись о Нем (Мк. 6, 3).

Во все века исполнялось предсказание Симеона Богоприимца, что «лежит Сей (Христос) на падение и на восстание многих… и в предмет пререканий» (Лк. 2, 34). И во все века «соблазнялись» о Нем. Предметом соблазна была обычность Его человеческой жизни… «Не плотник ли Он?» Как будто Отец Небесный в условиях земного порядка, Им же благословенного, должен был в Своем Сыне на земле проявить одно сплошное чудо, одну необычайность. Как будто обстановка одного сплошного чуда не оторвала бы Божьего Сына от земли, от людей, ради которых Он и пришел! А потом соблазнялись о Нем через Церковь. Разве служители Его безгрешны?.. Как будто члены Церкви живут вне земных условий. И как будто Бог на земле должен был создать обстановку сплошного чуда.

51

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем (Мк. 6, 4).

Эти слова приложимы и к оценке людского отношения к христианству. И для людей в христианстве «несть пророка», нет чуда, нет Христа как Бога. Как у домашних нет горизонта в оценке своего человека, родного и близкого, и их глаза застилаются житейскими мелочами, которые движутся в их мысли на первом плане, так же точно в оценке христианства, Церкви людям мешает отсутствие горизонта и масштаба… Человеческая мысль путается в ближайших, видимых мелочах… Она пленена ими и не в силах из них выбраться… А надо смотреть шире… За людьми, за их суетливостью, за мелочами ничтожных интересов, за борьбой самолюбий и тщеславий надо находить Всемогущую Божию Руку, ведущую жизнь в целом и направляющую события к своему концу. Тогда поймешь текучесть событий, найдешь свое место в них и поймешь, что требует от тебя Господь. Только тогда может быть ясность в жизни и спокойствие в деятельности.

52

И не мог (Господь) совершить там (на Своей родине, среди своих) никакого чуда (Мк. 6, 5) по неверию их (Мф. 13, 58).

Какие слова! «Не мог совершить»! Не сказано: «не совершил», а «не мог совершить», как будто ограничено было Божественное Всемогущество!.. Это новое и поразительное свидетельство того, что Божественная Сила как бы связывается человеческой немощью (срав. Мк. 5, 25-34). Бог бессилен спасти человека без человека. Божественная Сила всегда готова излиться на человека… Но со стороны человека требуется порыв души и открытость души, чтобы воспринять Божественную Силу. Употребим аналогию: как в материальных вещах, для того, чтобы тот или иной аппарат уловил какие-либо атмосферные токи, надо, чтобы был открыт и действовал его приемник (как, например, в радиоаппаратах), так же точно для того, чтобы человеческой душе включиться в контакт с Божественной Силой, надо, чтобы приемник души был открыт и действовал. Тогда он уловит токи Благодатной Силы.

Если же души закрыты, глухи, если они неспособны принять Божий дар, то не расточать же Господу Свою Божественную Силу как бы в пространство! И Господь заключился в Себе. Это и обозначает Евангелие, когда говорит: «Не мог совершить там никакого чуда». Потому что закрыты были души. Никто не думал о Божественной Силе, и никто не обращен был к ней. Понятно, что выражение «не мог совершить» не содержит в себе и тени намека на то, что Господь не имел силы совершить чудо, а равносильно мысли, что Господь, скорбя о закрытии людских сердец, сознательно (?) не совершил на Своей родине многих чудес. Святой евангелист Матфей так и пишет: «Не совершил там многих чудес по неверию их» (13, 58).

53

И дивился (Господь)неверию их (окружающих) (Мк. 6, 6).

И как не дивиться! Чудеса кругом, чудеса на каждом шагу! И все видят их! А оценка чудесного — своя оценка недомыслия и духовной слепоты: «Откуда у Него это?.. Не плотник ли Он?» (ст. 2 и 3)… Так всегда!.. Божьи знаменья есть в каждой жизни… Если быть внимательным, они на каждом шагу, они кругом… А оценка их — оценка недоумения и духовной слепоты: «Это всё пустяки». И человек остается со своими «пустяками». И остаются закрытыми глаза и заткнутыми уши… А Господь уходит с его пути.

54

Сказал им (Христос ученикам): пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного (Мк. 6, 31).

Отдых души — в молитвенном одиночестве. Тогда душа отходит от расслабляющих влияний извне и устанавливает контроль над своим внутренним миром, чтоб ничто не посмело расхищать ее богатства. Тогда же она входит в соприкосновение с неисчерпаемым источником своей силы — Богом, и крепнет, и ширится, и зреет в совершенство!

55

Иисус.. увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много (Мк 6, 34)

Пастырь Христос: «Аз есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11). И не послушались Пастыря, и разбрелись овцы!.. А так как были слепы, то заблудились и погибли… «И сжалился над ними», потому что «слепы овцы»«! И начал открывать им души, чтобы прозрели у них очи сердец и чувственные глаза их стали видеть ясно! Начал открывать им души, чтобы познали они Свет Истины и правда жизни воссияла им. «И начал учить их много».

56

Отпустив их (учеников), (Господь) пошел на гору помолиться (Мк. 6, 46).

Уходит молиться «на гору». «На горе» ближе к Отцу. И Господь поднимается телом с долины как бы затем, чтобы быть над жизнью земли и оторваться от нее.

Здесь образ молитвы к Отцу. Такова должна быть молитва к Отцу Небесному. Пусть душа уходит «на гору», оторвется от земного, поднимется над ним, забудет о нем, чтобы не связывала ее тяжесть земных дум, забот, интересов, чтобы не влачилась молитва в жиже земных помыслов и не обескрыливала в рассеянности, перебегая по земным вещам…

Никогда же не забывай уходить молиться «на гору».

57

Жители (земли Геннисаретской), узнав Его (Христа), обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных… и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись (Мк. 6, 54-56).

С такой ревностью ищут Его.

И ты, когда почувствуешь нужду в Боге, с ревностью ищи Его. Обегай всю человеческую «окрестность», осмотри человеческие пути жизни, облазай все закоулки человеческой мысли, и ты дойдешь до Христа, дойдешь, если будешь честно искать Его.

И когда придешь к Христовым путям, положи при них свою больную душу и моли Христа, чтобы влил в тебя силу «коснуться» Его… Потому что Христа надо «коснуться» и надо Его «осязать», чтобы принять Его Божественную поддержку (срав. Мк. 3, 10).


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»