Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Второе Соборное послание святаго Апостола Иоанна Богослова


Публикуется по изданию: Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Издание преемников А. П. Лопухина. Том десятый. Петербург. Безплатное приложение к журналу „Странник“ за 1912 год. 1912. С. 341—347.
(Сохранена орфография оригинального издания кроме неиспользуемых в современном русском языке букв).
Интернет-источник: http://www.russportal.ru/


Второе послание Иоанна Богослова, подобному третьему его посланию, а также посланию Ап. Иуды, в древней Церкви до IV века принадлежало к так называемым «пререкаемым» (ἀντιλεγόμενα) писаниям, как свидетельствуют о том Ориген (у Евсевия, Церк. Ист. VI, 25), бл. Иероним («О знаменитых муж.» гл. XIX) и Евсевий (Церк. Ист. III, 25). При этом из творений Евсевия и бл. Иеронима известно, что второе и третье послание иногда некоторыми приписывалось некоему пресвитеру Ефесскому Иоанну, упоминаемому Папием (у Евсевия, Церк. Ист. III, 39): гробницу и этого Иоанна-пресвитера показывали также в Ефесе, где была и гробница св. Ап. Иоанна Богослова (там-же, и у бл. Иеронима «О знаменит. муж.», гл. IX). На этом основании и многие новые изследователи усвояют 2-е и 3-е послания Иоанна этому пресвитеру Иоанну, иногда же Ап. Марку, называемому Иоанном в книге Деяний Апостольских (XII, 12. 25; XV, 37). Поводом к сомнениям в апостольском происхождении послания служили частью краткость послания и малоизвестность его, обусловленная назначением его к частному лицу — «избранной госпоже и детям ея» (ст. 1), частью отсутствие имени Апостола в надписании послания (Апостол называет себя только пресвитером). Но неупоминание послания в первые три века и ненахождение его, например, в Сирском переводе Пешито II века еще не говорят о сомнении древней Церкви в апостольском написании и авторитете послания. На ряду с колебаниями отдельных церковных писателей стоят авторитетныя свидетельства других представителей Церкви в пользу принадлежности послания Апостолу и Евангелисту Иоанну. Канон Муратория упоминает о нескольких посланиях Ап. Иоанна. Св. Ириней Лионский, бывший учеником св. Поликарпа Смирнскаго, ученика самаго Ап. Иоанна, приводит слова 2 Иоан. ст. 7. 8. 10-11 (о лжеучителях и воспрещении общения с ними), как подлинные слова ученика Господа (Adv. haer. III, 16. 8). Климент Александрийский написал и на это послание, как на истинно-апостольское произведение, свое толкование. Дионисий Александрийский (у Евсевия, Церк. Ист. VII, 25) и Ориген (у Евсевия, Церк. Ист. VI, 25) признают 2 Иоанна писанием св. Апостола Иоанна. К тому скланяются и сами Евсевий (Demonstr. Evang. III, 5. Церк. Ист. II, 23) и бл. Иероним (epist. ad. Euagr. 80). И хотя Сирский перевод Пешито не имеет этого послания, однако св. Ефрем Сирин цитирует его, как подлинное. Самый дух и характер послания и заметное, не смотря на его краткость, сходство содержания и языка с первым посланием тоже должны убеждать читателя послания в принадлежности его великому Апостолу любви. Включение же его в конце IV века Церковью в канон священных книг (на соборах: Лаодикийском 364 г. прав. 60 и Карфагенском 397 г. прав. 47) устраняет всякия сомнения в написании послания св. Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом.

Кто была ἐϰλεϰτῇ ϰυρίᾳ, избранная госпожа, к которой с ея детьми первоначально было направлено 2-е послание Иоанна, достоверных сведений о том не имеется. Если одни (напр., св. Афанасий Великий) считали имя Кириа собственным именем какой-либо малоазийской диакониссы, другие — греческим именем Марфы, сестры Лазаря (сирийское Марта по значению равно греч. Кириа), иные же (вслед за Климентом Александрийским) считали таким собственным именем ἐϰλεϰτή и считали эту христианку вавилонянкою, тожественною, будто бы, с упомянутою в 1 Петр. V, 13, то все это — чистыя предположения. Необходимо поэтому видеть в Кириа нарицательное имя христианки, обращенной ко Христу св. Апостолом Иоанном и наставляемой им чрез это послание. Не представляется возможным принять мнение Климента Алекс. и бл. Иеронима, разумеющих под «избранной Госпожей» Церковь — как у Ап. Петра (1 Петр. V, 13). Такой аллегоризм в адресе послания едва-ли допустим. Соборный характер послания не уничтожается частным назначением его: сходство содержания и языка второго послания с первым посланием обозначает характер соборности и за вторым посланием, каковой характер и признан за ним всею Церковию. По времени написания второе послание должно быть отнесено, как и первое послание, к старческому периоду жизни св Иоанна Богослова. Место написания — город Ефес.

 

 

1. Старец — избранной госпоже и детям ея, которых я люблю по истине, и не только я, но и все познавшие истину,

2. ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами в век:

3. да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчаго, в истине и любви.

4. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

5. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.

6. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это — та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней;

7. ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшаго во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.

8. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

9. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

10. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его;

11. ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

12. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

13. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

I.
Надписание, похвала избранной госпоже и детям ея и приветствие (1-3). Выражение радости и преподание заповеди к любви и благочестии (4-6). Предостережение от лжеучителей (7-11). Известия и приветствия (12-13).

1-3. Собственное свое имя — Иоанн — Апостол и Евангелист Иоанн Богослов называет только в Апокалипсисе (I, 9; XXII, 8); в Евангелии и первом послании он совсем не называет себя, а во втором и третьем послании он именует себя старцем, ὁ πρεσβύτερоς, — несомненно в виду своего преклоннаго возраста, старцем в собственном смысле (как подобным образом и Ап. Павел в послании в Филимону, написанном под конец его жизни, называл себя старцем, Флм. ст. 9), а не пресвитером в смысле иерархической должности. Выражение «избранной госпоже» лучше понимать, как уже сказали мы во введении к посланию, в нарицательном смысле — именно некоей благочестивой христианке, называемой избранною — в значении высоты христианскаго призвания людей в Церковь Христову (ср. 1 Петр. II, 7-10; Рим. VIII, 33 и др.). Если в названии «избранной» таким образом заключается понятие о жене-христианке, украшенной добродетелями, то наименование «госпожа» может указывать на знатность происхождения и высоту общественнаго положения этой христианки, — повидимому, вдовы (не упоминается о муже ея, а только о детях). «Пишет к верной женщине и этим нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия ни мужеский пол, ни женский» (Гал. III, 18).

Вторая половина ст. 1 и стих 2-й содержат в себе высокую похвалу благочестию «избранной госпожи» и ея детей: не только сам Апостол, но и другие истинные христиане чистою любовию во Христе, любовию дела и истины (1 Иоан. III, 18), любят богобоязненное семейство «избранной госпожи», ради вечно пребывающей в христианах истины» (ст. 2; сн. Иоан. III, 19. 24), той истины, которая пребывает с учениками Господа, по обетованию Его о Духе истины (Иоан. XIV, 16-17). Апостол преподает благословение своим первым читателям: благодать, милость и мир, — благодать (χάρις) — совокупность всех, подаваемых от Бога духовных дарований, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. Рим. III, 24; Ефес. II, 4-10); милость (ἔλεоς) — сострадающая немощному человеку любовь Божия (ср. Лук. X, 30-37); мир (εἰρήνη) — успокоение духа примирению с Богом чрез искупительную жертву Христа (ср. 1 Пет. I, 2). Источником этих великих благ является Пресвятая Троица, при чем Господа Иисуса Христа Апостол называет Сыном Отчим (τоῦ υἱоῦ τоῦ Πατρός), — «ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: «от котораго именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Ефес. III, 15) (бл. Феофилакт).

Заключительными словами ст. 3 («в истине и любви» ἐν ἀληϑείᾳ ϰαὶ ἀγάπῃ) Апостол выражает образ и цель проявления в христианах благодати, милости и мира; эта цель — дух истины и любви, как постоянное начало жизни и деятельности христиан.

4-6. После приветствия и преподания читателям благословения Апостол начинает свою речь выражением высокой пастырской радости по поводу того, что некоторые из детей госпожи, — быть может, незадолго пред тем виденные Апостолом, — ходят в истине, по заповеди Отца Небеснаго: «По истине — дело весьма радостное — найти человека, непреткновенно идущаго поприщем веры во Христа по Его заповеди». «Ходящих» сказано с мыслью — указать на преуспеяние. Ибо чем более кто действует в добродетели, тем далее уходит вперед, тем бóльший приобретает навык к добру (бл. Феофилакт). Самая заповедь Отца, возвещенная Его Сыном (Иак. XV, 15), кратко и точно выражена была Апостолом в первом своем послании (III, 23), и теперь повторяется и напоминается им отнюдь не как новая, но как слышанная читателями с самаго начала их христианской жизни (ст. 5-6, сн. 1 Иоан. II, 7-11).

7-8. Особенным поводом к усиленному апостольскому увещанию госпоже и ея детям является появление в мире и в Церкви многих обольстителей и антихристов, о которых писал Апостол и в первом своем послании (II, 18. 19. 26; IV, 1-3). Разница, повидимому, лишь та, что называемые в разсматриваемом месте ст. 8 лжеучители не исповедывали не только Иисуса Христа, во плоти пришедшаго, но и Христа, имеющаго придти, ἐρχόμενоν, т. е., не исповедывали ни перваго, ни второго пришествия Господа, отрицали самую возможность вочеловечения Сына Божия, следовательно, отрицали самую основу христианства. Из слов: «не исповедающе Иисуса Христа грядуща», а не: прошедшее (ἐλϑόντα), «во плоти» видно, что были некоторые, отвергавшие второе пришествие Христово. И Сам Господь, когда говорит, что многие придут под именем Моим, говорит не о первом Своем пришествии, а о втором. Впрочем, совершенно справедливо, что отвергающий второе пришествие не признает и перваго. Ибо, если Господь приходил уже во плоти и обещал еще придти, то, очевидно, отвергающий второе пришествие отвергает и первое. «Кто верует, что Господь приходил, тот с верою примет и обешание Его, пришедшаго. А кто отвергает обещание, тому ничто не препятствует отрицать и первое пришествие. Посему-то, полагаю, и выразился возлюбленный: «грядуща», а не «пришедша», чтобы одним словом обнять отрицающих оба пришествия Господни» (бл. Феофилакт). Понятна поэтому одинаковая суровость обличения Апостолом Иоанном лжеучителей как в первом, так и во втором своем послании. В ст. 8 Апостол указывает и ту цель, с какою Он предлагает столь настойчивыя предупреждения против обольщения со стороны лжеучителей: «чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (ср. Гал. IV, 2; 1 Сол. III, 5). Устраняет этим Апостол и возможное возражение со стороны обольщенных лжеучителями. «Иной из такого рода людей, может быть, скажет: если я не верую в пришествие Христово во плоти, но проведу жизнь в добрых делах, ужели с этими делами не могу стать на ряду с благочестивыми? ужели не могу получить награды за оныя? Апостол вперед уничтожает такое возражение. Он говорит: кто отрицает пришествие Христа во плоти, тот пусть и не думает ни о получении полнаго воздаяния за дела, какое предлежит истинноверующим, ни о причтении себя к совершенно благочестивым. Напротив, всякий, преступающий заповедь Его, т. е. Христа, пришедшаго во плоти, и не пребывающий в учении Его, не имеет Бога. Ибо если на Того, Кто пришел научить людей совершенному богопознанию, смотрит с пренебрежением, то как может быть еще благочестивым, когда презирает самого Учителя божественных предметов? Нет, такой человек безбожник» (бл. Фефилакт).

9-11. Необходимость верности всему учению Христову Апостол доказывает, ст. 9, и отрицательно, говоря, что всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога (ср. 1 Иоан. II, 23), — и положительно, утверждая, что пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына (ср. 1 Иоан. IV, 14-16). «Пребывает в учении Христовом, т. е. в евангельском, тот, кто мудрствует по оному, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю» (бл. Феофилакт).

Теперь, ст. 10-11, в виду гибельности лжеучения, отрицавшаго воплощения в Иисусе Христе Сына Божия, Апостол, настоятельно предостерегая христиан от обольщения лжеучителями, требует от своих духовных чад избегать всякаго общения с лжеучителями, — разумеется, прежде всего остерегаться их, как учителей, и бегать их гибельнаго лжеучения, а затем удаляться общения с ними и в делах житейских. Подобную осторожность в отношении лжеучителей и нечестивцев советовал христианам и Апостол Павел (2 Фес. III, 6; 1 Кор. V, 11).

12-13. Причину краткости (второго, как затем и третьяго) послания Апостол указывает в желании своем личнаго свидания с читателями, — разумеется, вероятно, одно из обычных апостольских путешествий по обозрению церквей.

Из приветствия от детей сестры избранной госпожи можно заключить, что они были ближайшими учениками Апостола и находились при нем, как при Апостоле Павле — его ученики и спутники.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»