Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина

Евангелие от Иоанна

ГЛАВА XV.


1. Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь;
2. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам.
4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне.
5. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего;
6. кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такия ветви собирают и бросают в огонь, и оне сгорают;
7. если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам;
8. тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками.
9. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей;
10. если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас;
13. нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам;
15. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
18. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел;
19. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше;
21. но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшаго Меня.
22. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем,
23. ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего;
24. если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего;
25. но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно (Псал. 68, 5).
26. Когда же приидет Утешитель, Котораго Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне,
27. а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

 

XV.

Продолжение прощальной беседы Христа с учениками: взаимныя отношения между Христом и Его учениками, отношение учеников друг к другу и к миру (1—27).

В XV-й главе содержится вторая утешительная речь Христа к ученикам, заканчивающаяся в XVІ-й главе 11-м стихом. Здесь Господь сначала (1—17) внушает ученикам мысль о необходимости поддерживать постоянное жизненное общение со Христом и между собою. Только при этом условии они могут исполнить свое назначение в мире. Затем (18—27). Господь призывает учеников к терпеливому перенесению тех гонений, какия воздвигнет на них ненавидящий Христа мир.

1. Я есмь истинная виноградная лоза… Речь Христа о Себе, как о виноградной лозе, есть такая же аллегория, как и речь Его о Себе, как двери во двор овчий, и Добром Пастыре (X, 1—10). Подобныя аллегории, имеющия своим содержанием идею развития Царства Божия на земле и изображающия это Царство под видом виноградника или виноградной лозы, встречаются и в Ветхом Завете (Ис. V, 1—7; Иер. II, 21; Иез. XV, 1—6 и др.). Но очень вероятно, что Христос, предлагая ученикам такую аллегорию о виноградной лозе, имел в виду не только эти ветхозаветныя параллели, но и только что закончившуюся Тайную Вечерю, на которой Он пил с учениками своими вино и под видом вина же преподал им Свою собственную кровь. Замечательно, что в запричастной молитве, сохранившейся в «Учении ХІІ-ти апостолов» (IX, 2), имеется выражение «святая Лоза Давидова», относящееся ко Христу. — Почему Христос называет Себя лозою истинной? Разве обыкновенныя лозы не истинныя? Здесь прилагательное «истинный (ἀληϑινός) имеет несомненно значение: «принадлежащий к вышнему миру, но действующий в этом мире среди людей подобно подчиненной закону органической жизни лозе» (Гольцман). Господь этим хочет сказать, что Его отношение к людям всего лучше (истинная) сравнить с отношением ствола виноградной лозы к ея веткам. — Отец Мой виноградарь, т. е., как показывает употребленное здесь греческое слово (ὁ γεωργός), не простой работник, а хозяин. Он насадил истинную виноградную лозу — Христа, пославши Его в мир,

2. Ветви лозы-Христа это все верующие или обратившиеся в христианскую веру (Господь здесь взор Свой обращает на далекое будущее). Среди христиан будет не мало таких, которые будут христианами только по имени, внутренно же будут далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном последнем суде. Наоборот, ветви добрыя Бог очищает, удаляя из них все, что портит чистоту и вкус получаемаго из лоз вина: это, так называемыя, водянистыя ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует также. Он очищает, конечно, путем тяжелых испытаний (1 Петр. I, 6, 7) их от всего, что мешает им идти по пути духовнаго самоусовершенствования.

3. Апостолы уже очищены чрез слово Христово (ср. XIII, 8—11), т. е. чрез учение Христа, которое они принимали с верою (ср. Деян. XV, 9). Это дает им силу отражать вредныя для их духовнаго организма влияния грешнаго мира.

4—5. Апостолы должны сохранять такую чистоту и пребывать только во Христе, как в истинной благородной лозе. Если они думают, что могут сделать что нибудь, не получая живительных соков из этой лозы, то они ошибаются: ничего добраго без Христа они не сделают.

6. Здесь указано, как обыкновенно виноградари поступают с засохшими ветвями. Так на страшном суде будет поступлено и с отступниками от Христа (ср. Матф. XIII, 30, 40, 41). — Но как согласить с явлением отпадения от Христа, какое здесь представляется возможным, то, что Господь говорил раньше (VI, 39 и сл.; X, 28, 29) о безопасности, какую Он обещает уверовавшим в Него? То Он утверждает, что Отец хочет, чтобы Сын не потерял никого, то — теперь — говорит об имеющих отпасть от Него и погибнуть… Вопрос этот разрешается легко, если припомнить, что Иоанн считает отпадающих от Христа не-истинными Его последователями. «Они вышли от нас, но не были наши» — говорит Иоанн о противниках христианства — бывших христианах (1 Иоан. II, 19).

7. Господь только что говорил о необходимости для Апостолов пребывать во Христе. Теперь же Он указывает и на пользу, какую получат они от этого: их молитвы будут услышаны (ср. XIV, 13—14). Господь говорит это, конечно, имея в виду, что человек, пребывающий в Нем, будет молиться о том, чего желает для людей и Христос.

8. Чтобы побудить учеников к совершению добрых дел (плоди), Христос говорит им, что они прославят чрез это Отца Его и станут в полном смысле учениками Христа. Очевидно, Христос знает, что ученикам этот мотив представляется весьма сильным, что им хочется прославить Бога и быть не по имени, а на деле учениками Христа.

9—10. Как Отец любит Христа за то, что Он исполняет Его волю, так и ученики могут сохранить за собою любовь Христа, исполняя Его волю, выраженную в Его заповедях.

11. Все, что говорил выше (ст. 1—10) Христос, сказано с тою целью, чтобы апостолы могли усвоить себе радость Христову — ту радость, какую Он имеет в Себе всегда, даже и в настоящий предсмертный час. Эта радость, конечно проистекает от того, что Он сознает Свое единство с Богом. И апостолы будут иметь совершенную или полную радость, когда пребудут в общении со Христом.

12—13. Общение любви апостолы должны поддерживать и между собою. Они должны любит друг друга, как Христос возлюбил их (объясн. см. к XIII, 34), и самопожертвование за братьев считать высшим проявлением этой любви (ср. X, 11). Господь пока говорит здесь только о самопожертвовании для друзей, а не для всех людей (какое Он проявил Сам. Ср. Рим. V, 6, 8, 10). Это ограничение объема самопожертвования объясняется тем, что Господь жалел Своих смущенных предстоящею с Ним разлукою учеников и не хотел предъявлять в то время к ним требования, для них слишком тяжелыя. Со временем ученики и сами, под действием Св. Духа, поймут всю силу ранее предложенной им от Христа заповеди о любви и к врагам (Матф. V, 44).

14—17. Чтобы побудить учеников к исполнению Его заповедей, Христос говорит, что исполняя эти заповеди, апостолы не будут подобны рабам, которым их господин отдает разныя приказания, а, напротив, они покажут себя друзьями Христа. Есть большое различие в том, с каким чувством исполняется поручаемое вам дело. Можно смотреть на него только как на нашу обязанность и потому исполнять его без увлечения, а можно делать его из любви к тому, кто поручил нам это дело. Понятно, что в последнем случае это дело будет сделано гораздо лучше чем в первом. Ученики и должны исполнять заповеди Христа как друзья Его. — Я уже не называю вас рабами. Господь называл так учеников прежде (XIII, 16), но Он называет их и ниже таким же именем (ст. 20), — как же Он говорит, что не называет уже? Несомненно, что здесь выражение «называть» нужно понимать не в буквальном смысле слова, а в переносном. Господь может и называть учеников рабами, но относится к ним Он не как к рабам: Он вводит их в понимание всего плана божественнаго домостроительства, тогда как обыкновенным рабам их господин не открывает своих планов, заставляя их без всяких разсуждений исполнять свои приказания. — Не вы Меня избрали, а Я вас избрал. Здесь — еще мотив к тому, чтобы ученики всегда исполняли заповеди Христа, всегда служили Ему. Тогда как у евреев было в обычае, чтобы желающие учиться Закону Моисееву сами избирали себе учителей-раввинов, апостолы стали учениками Христа только тогда, когда Он Сам избрал и призвал их к Себе. Но они заключила с Ним союз дружбы и не в их воле поэтому расторгнуть этот союз (Вейс). — И поставил вас. Здесь указывается на особое иерархическое положение апостолов в Церкви (ср. Деян. XX, 28; 1 Кор. XII, 28). — Дабы вы шли — шли как Мои апостолы (ср. Матф. XXVIII, 19) и приносили плод, т. е. распространяли евангелие и прочно утверждали его на земле (чтобы плод ваш пребывал). Это — первая цель избрания апостолов. Другая цель указана в словах: дабы чего ни попросите… Господь, избирая учеников,хотел сделать много полезнаго и им самим, хотел, чтобы молитвы их были исполняемы Богом.

18—21. Переходя теперь к речи о той ненависти, с которою будут в мире встречены апостолы избранники Христа, идущие исполнять Его повеления, Господь утешает их прежде всего тем, что в этом случае апостолы будут испытывать со стороны мира ненависть, с какою еще раньше мир относился ко Христу. Во вторых (ст. 19), эта ненависть совершенно естественна, а все естественное, обыкновенное не должно пугать человека. Напротив, этой ненависти апостолы должны еще быть благодарны, потому что существование ея ясно свидетельствует о том, что они стоят на правильном пути, что они не заражены грехами мира: ненависть к Церкви представляет собою, так сказать, ручательство в том, что Церковь стоит на высоте своей задачи, которую Ей поставил Ея Основатель. (Мир у Иоанна везде мыслится как стоящий под властью греха ср. XIV, 30). — Мысль эту Господь повторяет (ст. 20 и 21), употребляя при этом те же выражения, в каких Он говорил о судьбе учеников, когда отправлял их в первый раз на проповедь Евангелия (см. Матф. Х, 22—25, 28). — Не знают Пославшаго Меня. Здесь указана причина ненависти мира к проповедникам евангелия, требующим от людей веры во Христа (за имя Мое). Эта причина указывалась и раньше (см, VIII, 19).

22—25. Так как мир мог в свое оправдание выставить неведение, о котором говорит здесь Христос, то Христос разъясняет, что такое самооправдание совершенно неосновательно. Самое это неведение является несомненным грехом после того, как Христос учил иудеев и совершал пред их глазами Свои великия дела или чудеса. Нет, если они не воспользовались этими средствами к приобретению истиннаго познания о Боге, Пославшем Христа, то ясно, что они питают в сердце своем ненависть не только ко Христу, но и к Богу. — Но да сбудется слово… Ученикам такое неверие мира могло казаться чем то неожиданным для Самого их Учителя, поэтому Господь указывает в этом неверии, в этой ненависти к Нему со стороны мира исполнение ветхозаветнаго пророчества. Ближе всего Господь, повидимому, говорит здесь о словах Давида, содержащихся в псалме 68-м ст. 5-й. Здесь Давид изображает обрушившияся на него гонения со стороны его врагов, но Господь усматривает в Давиде Свой прообраз и в отношении к Давиду его врагов — предуказание на те отношения в какия станет мир к истинному Царю Израилеву, потомку Давида по плоти (Псал. 68-й поэтому принято называть мессиански- прообразовательным). Такия же мысли находятся в псалмах 34, ст. 19 и СХVІІІ, ст. 161. — Псалмы названы здесь законом в общем смысле, так как вообще все Св. Писание считалось у евреев руководственным началом в жизни. Называя закон их, т. е. еврейским, законом Господь этим не хочет отвергнуть обязанность закона и для Своих последователей, а указывает только на то, что иудеи слишком часто ссылаются на закон как на свое священное достояние. Вот эта—то их опора и говорит теперь против них, обличая их в несправедливом отношении их ко Христу.

26—27. Об этой виновности мира, возненавидевшаго Христа будет свидетельствовать Дух Утешитель и сами апостолы, которые могут припомнить миру многие факты из деятельности Христа, так как апостолы были се Христом с самаго начала Его служения. — От Отца исходит. Здесь содержится учение о вечном исхождении Духа Св. от Отца. Это видно из того: 1) что здесь об исхождении говорится как о чем то настоящем и постоянном (глагол ἐκπоρεύεσϑαι стоит в наст. времени), между тем как о временном послании Духа в мир Христос говорит как о чем то будущем (пошлю ср. XIV, 16, 26). 2) Если понимать выражение «исходит», в смысле будущаго: «изойдет», то это выражение будет совершенно лишним повторением первых слов 26-го стиха «приидет» и «пошлю». Западные толкователи (Лютард, Гетстенберг, Гольцман и др.). всетаки настаивают на том, что здесь речь идет только о временном послании Духа Отцом, так как — говорит напр. Гольцман, — точкою, на которую устремляется или нисходит Дух является земля. Но скорее всего можно сказать, что здесь об исхождении Духа говорится безотносительно: слово «исходит» прибавлено для того, чтобы обозначить отличительное свойство Духа в вечности. Иначе Христос, во избежании всяких недоразумений, мог бы сказать — если бы имел в виду только временное исхождение Духа с неба: — «Мы, т. е. Я и Отец пошлем Духа». Ведь обобщил же Он подобным образом пришествие Свое и пришествие Отца в выражении: «Мы придем к нему»… (XIV, 23.) — А также и вы… Так как, собственно говоря, свидетельство апостолов вообще совпадает с свидетельством действовавшаго с них Духа Св., то здесь, раз их свидетельство выделяется, нужно видеть уже указание на их служение как евангелистов, т. е. на передачу ими истории жизни Христа, причем более всего имела значение их сила воспоминания…


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»