Христианская библиотека
|
Главная | Именной указатель | Систематический указатель | Хронологический указатель | Книги в архивах |
---|
Толковая
Библия
|
ГЛАВА XIX.1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него. 2. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; 4. и забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его потому что Ему надлежало проходить мимо нея. 5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. 8. Закхей же став сказал Господу: Господи! половину имения коего а отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; 10. ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. 11. Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. 12. Итак сказал: некоторый человек высокаго рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; 13. призвав же десять рабов своих, дал им десять мин *) и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. *) фунтов серебра. 14. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказавши: не хотим, чтоб он царствовал над нами. 15. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. 16. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. 17. И сказал ему: хорошо, добрый раб; за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. 18. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пят мин. 19. Сказал и этому: а ты будь над пятью городами. 20. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок; 21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. 22. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб: ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; 23. для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтоб я пришед получил его с прибылью? 24. И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. 25. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. 26. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющаго отнимется и то, что имеет; 27. врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. 28. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. 29. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, 30. сказав: пойдите в противолежащее селение; вошедши в него, найдете молодаго осла привязаннаго, на котораго никто из людей никогда не садился; отвязавши его, приведите; 31. и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. 32. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. 33. Когда же они отвязывали молодаго осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? 34. Они отвечали: Он надобен Господу. 35. И привели его к Иисусу; и накинувши одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. 36. И когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. 37. Α когда Он приблизился в спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какия видели они, 38. говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! 39. И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. 40. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. 41. И когда приблизился в городу, то, смотря на него, заплакал ο нем 42. и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих; 43. ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, 44. и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего. 45. И вошед в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих. 46. говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы; а вы сделали его вертепом разбойников (Исаия 56, 7. Иерем. 7, 11). 47. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, 48. и не находили, что бы сделать с Ним, потому что весь народ неотступно слушал Его.
XIX.Закхей мытарь (1-10). Притча ο минах (11-27). Вход в Иерусалим и очищение храма (28-48).1-4. История Закхея мытаря составляет особенность евангелия Луки. У других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходилчрез Иерихон (об Иерихоне см. Матф. XX, 29), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось не мало пошлин с производства и от вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с евр. чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. (Кто он, — т. е. кто из проходящих именно Иисус). Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом. Забежав вперед, — т. е. в ту улицу, которую еще Христос не прошел, но должен был пройти, (по лучшему чтению: εἰς ἔμπροσϑεν, а по Т. R. простоἔμπροσϑεν). Взлез на смоковницу — дерево это очевидно было довольно высокое. — Мимо нея. В греч. тексте стоит слово δι᾽ἐκείνης, но предлог διὰ здесь лишний: его нет в лучших кодексах. 5-6. Знал ли Господь Закхея раньше неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве, Сегодня надобно быть Мне Господь указывает Закхею на особенную важность Для него нынешняго дня: Христос, согласно высшему определению (ср. ст. 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεῖναι = быть с Иоан. I, 39). 7. Все — гиперболическое выражение. Речь идет об иудеях, которые сопровождали Христа до дома Закхея и видели, как Закхей встретил Господа привходе. Зашел — точнее: вошел для того, чтобы здесь остановиться (εἰσῆλϑεκαταλῦσαι). 8. Вероятно, беседа, какую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь: к нему пришел Сам Мессия. — Обидел —(ἐσυκοφάντησα) т. е., если я кому повредил в материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как глава мытарей, иметь большоез начение в деле оштрафования торговцев, не внесших узаконенную пошлину затовар. Вчетверо. Он разсматривает свой поступок как воровство: за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимость украденнаго (Исх. XXII, 1). 9. Сказал ему правильнее: в отношении к нему, Закхею (πῤὸς αὐτόν), обращаясь при этом к ученикам Своим и к бывшим в доме гостям. Дому сему, — т. е. всей семье Закхея. И он сын Авраама, — т. е. несмотря на свое презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известныя теократическия права на спасение чрез Мессию. О нравственном его достоинстве здесь речи нет, и следующий стих подтверждает ту мысль, что Закхей, действительно, принадлежал к людям, которых не напрасно называли «погибшими». 10. Здесь Господь подтверждает истинность сказаннаго Им в 9-м ст. Действйтельно, семье Закхея пришло спасение, потому что пришел Мессия, чтобы отыскивать и спасать подпавших вечной погибели (ср. Матф. XVIII, 11). 11. Притча ο минах сходна с приведенною у ев. Матфея в ХХІ-й гл. ст. 14-30 притчею ο талантах. Ев. Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение ο спасении дома Закхея (ст. 9) слышали ученики Христа и вероятно бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что теперь скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, какого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы разсеять такое ожидание Господь и сказал нижеследующую притчу. 12. Очень может быть, что когда Господь говорил ο человеке, хлопотавшем ο получении себе царской власти, то имел в виду иудейскаго царя Архелая, которыйчрез путешествие в Рим добился утверждения своего в царском достоинстве, несмотря на протесты его подданных (И. Флавий. Древн. XVII, II, 1). Так и Христос, прежде чем подучить славное царство, должен будет уйти в «дальнюю страну» на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль обосуждении лукавых рабов (ст. 26-27). 13. Человек призвал десять своих собственных (ἑαυτοῦ) рабов, от которыхмог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Матф. XXV, 14). Мин. Мина еврейская равнялась ста сиклям, т. е. 80 рублям. Аттическая мина равнялась ста драхмам если это была мина серебряная, т. е. 20 рублям. Но мина золотая равнялась 1250 рублям. В ев. Матфея счет ведется более крупный на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь ο человеке, отправлявшемся искать себе царство. Употребляйте их в оборот, — т. е. за ведите на них торговлю. — Под рабами, конечно, нужно разуметь учеников Христовых, а под минами — разныя полученныя ими от Бога дарования. 14. Под гражданами, не пожелавшими упомянутаго выше человека иметь своим царем, нужно разуметь единоплемеников Христа, неверующих иудеев. 15. (См. Матф. XXV, 19). Кто что приобрел — правильнее: кто что предпринял. 16-17. См. Матф. XXV, 20-21. 18-26. См. Матф. XXV, 22-29. 18-26. См. Матф. XXV, 22-29. 27. Здесь царь отводит свой взор от лукаваго раба и вспоминает ο врагах своих, ο которых шла речь в 14-м стихе. Избейте предо мною — образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть. Притча таким образом касается как судьбы неверующих во Христа иудеев, так и это главный ея предмет будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дав известный дар, каким Он должен служить Церкви, и если он неиспользует как должно этот дар, Он будет наказан исключением из царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшия награды вэтом царстве. 28-38. Здесь ев. Лука говорит ο входе Христа в Иерусалим согласно с ев. Марком (см. Марк. XI, 1-10; ср. Матф. XXI, 1-16). Но при этом он делает кое где прибавления, а где и сокращения. Пошел далее — точнее: шествовал впереди (ἐπορεύετο ἒμπροσϑεν) Своих учеников (ср. Марк. X, 32). К горе называемой Елеонской — правильнее: к горе Елеон (ἐλαίων значит: масличная роща. Иосиф Флавий также употребляет название: Елеон гора Древн. VII, 9, 2). Когда приблизился к спуску с горы Елеонской. Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Понятен поэтому внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшаго Христа как своего царя, вступавшаго в свою столицу. — Учеников. Это ученики в самом широком смысле этого слова. Какия видели они — конечно раньше, когда ходили за Христом. Благословен Царь. Царем обозначают Господа ученики только у ев. Луки и у Иоанна (Иоан. XII, 13). Мир на небесах и слава в вышних! Этими словами (у ев. Луки заменено восклицание: «осанна в вышних» (Матф. и Марк.) Он так сказать разделяет «осанну» на два восклицания. Мир на небесах, — т. е. спасение на небесах, у Бога, Который и будет раздавать теперь ею спасение чрез Мессию и затем 2) слава в вышних, т. е. Бог будет прославлен за это ангелами в вышних, на высоте. 39-44. Этот отдел находится только у одного еванг. Луки. Некоторые фарисеи, выйдя из толпы народа, в которой они находились, обратились ко Христу спредложением запретить Своим ученикам так кричать. Господь отвечал на это, что такого взрыва хвалы, обращенной к Богу, нельзя остановить. При этом Он употребил поговорку ο камнях, которая встречается и в Талмуде. Затем когда Он приблизился к городу, то, поглядев на него, заплакал заплакал ο нем громко (ἒκλαυσεν ὲπ᾽αὐ., а не ἐδάκρυσεν, как при гробе Лазаря. Иоан. XI, 35). — Если бы и ты Речь обрывается, как «бывает с плачущими» (Зигабен). К миру или к спасению Иерусалиму должна была, конечно, послужить вера в Христа как в обетованнаго Мессию (ср. XIV, 32). И ты — подобно Моим ученикам. В сей твой день, — т. е. в этот день, который мог бы быть для тебя днем спасения. Ныне т. е. но при настоящих отношениях это ненозможно: Богом сокрыто осталось от тебя это спасение (ἐκρύβη указывает на Божие определение ср. Иоан. XII, 37 и сл.; Рим. XI, 7 и сл.). Ибо придут на тебя дни Господь только что сказал, что от Иудейскаго народа скрыто то, что служить к его спасению. Теперь Он доказывает эту мысль, ссылаясь на несомненно ожидающую этот народ кару. Обложат тебя окопами. Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною. Разорят тебя — точнее: сравняют тебя с землею (ἐδαφιοῡσι). Побьют детей твоих в тебе. Город в Св. Писании часто представляется под образом матери (см. Иоил. II, 23; Ис. ХХХХІ, 8), а поэтому под детьми нужно разуметь обитателей города. Времени посещения твоего, т. е. определеннаго пункта времени, когда Бог проявил ο тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение (τ. καιρὸν τ. ἐπισκοπῆς ср. 1Петр. II, 12). 45-48. Об очищении храма ев. Лука говорит согласно с Марком (Марк. XI, 15-17) и отчасти с Матфеем (Матф. XXI, 12-13). И учил каждый день в храме. Ев. Лука отмечает факт ежедневнаго появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это «учение» намекает и ев. Марк (XI, 18). Неотступно слушал. Внимание, с каким слушал народ Христа, являлось препятствием для врагов Христа в их замыслах против Него. |
|