Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина

[содержание]

Евангелие от Луки

ГЛАВА V.

1. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретскаго,

2. увидел Он две лодки, стоящия на озере; а рыболовы, вышедши из них, вымывали сети.

3. Вошед в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега, и сев учил народ из лодки.

4. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, в закиньте сети свои для лова.

5. Синон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть.

6. Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так-что оне начинали тонуть.

8. Увидев это, Симон Петр припал в коленам Иисуса и сказал: выйди от Меня, Господи, потому что я человек грешный.

9. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10. также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11. И вытащивши обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

12. Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

13. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

14. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.

15. Но тем более распространялась молва ο Нем, и великое множество народа стекалось к Нему — слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

16. Но Он уходил в пустынныя места и молился.

17. В один день, когда Он учил, в сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, в сила Господня являлась в исцелении больных, —

18. вот, принесли некоторые на постели человека, который был разслаблен, и старались внести его в дом и положить пред Иисусом;

19. и не нашедши, где пронесть его, за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.

20. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

21. Книжники и фарисеи начали разсуждать, говоря: кто это, Который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

22. Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?

23. чтР легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

24. во чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он разслабленному: тебе говорю: вставь, возьми постель твою и иди в дом твой.

25. И оп тотчас встал пред ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

26. И ужас объял всех, и славили Бога; и бывши исполнены страха, говорили: чудныя дела видели мы ныне.

27. После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левия, сидящаго у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

28. И он, оставив все, встал я последовал за Ним.

29. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

30. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

31. Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

32. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

33. Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?

34. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачнаго поститься, когда с ними жених?

35. но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

36. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.

37. И никто не вливает молодаго вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи и само вытечет и мехи пропадут;

38. но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.

39. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодаго; ибо говорит: старое лучше.

 

V.

Призвание Симона (1—11). Исцеление прокаженнаго и разслабленнаго (12—26). Пиршество у мытаря Левия (27—39).

1. Во время проповеди, которую держал Христос, стоя на самом берегу Генисаретскаго озера (см. Матф. IV, 18), народ так стал теснить Его, что дольше Ему трудно было держаться на берегу (ср. Матф. IV, 18 и Марк. I, 16).

2. Вымывали сети. Ев. Лука обращает внимание только на эту работу — другие евангелисты говорят и ο починке сетей (Марк. I, 19) или же только ο закидывании сетей (Матф. IV, 18). Промывать сети нужно было для того, чтобы освободить их от попавших в них ракушек а от песку.

3. Симон был уже учеником Христа (см. Иоан. I, 37 и сл.) — только не был еще призван, как и другие апостолы, к постоянному следованию за Христом и продолжал заниматься рыболовством. — О положении Христа в лодке во время проповеди см. Марк. IV, 1.

4—7. Господь предлагает Симону проплыть подальше на глубокое место и там закинуть сети для ловли рыбы. Симон, обращаясь к Господу как к «наставнику» (ἐπιστάτα! — вместо часто употребляющагося у других евангелистов обращения «равви»), замечает, что улова вряд ли можно ждать: он по своими товарищами пробовал ловить даже ночью — в самые хорошие часы для рыбной ловли — и однако ничего не поймали. Но всетаки по вере в слово Христа, которое, как знает Симон, имеет чудодейственную силу, он исполняет волю Христа и получает в награду огромную добычу. Добыча эта так велика, что начали уже в некоторых местах прорываться сети, и Симон с своими спутниками стали подавать знаки руками рыбакам, оставшимся в другой лодке у самаго берега, чтобы те поскорее ехали к ним на подмогу: кричать же было излишне по дальности разстояния лодки Симона от берега. «Товарищи» же, очевидно, все время следили за лодкою Симона, так как слышали то, что сказал Христос Симону.

8—9. И Симон, и прочие бывшие тут чрезвычайно испугались, а Симон дажестал просить Господа выйти из лодки, так как чувствовал, что его греховность может пострадать от святости Христа (ср. I, 12; II, 9; 3 Цар. XVII, 18). — От этого лова —точнее: «улова, который они взяли» (по русск. пер. неточно: «ими пойманных»). Чудо это особенно поразило Симона не потому, чтобы он раньше не видал чудес Христовых, а потому, что оно совершилось по каким то особым намерениям Господа, без всякой просьбы со стороны самого Симона. Он понял, что Господь хочет дать ему какое то особое поручение, — и страх пред неизвестным будущим наполняет его душу.

10—11. Господь успокаивает Симона и раскрывает пред ним цель какую имел, когда чудесным образом послал Симону богатейший улов рыбы. Это было символическое действие, которым Симону указывалось на тот успех, какой он будет иметь, когда начнет обращать своею проповедью ко Христу целыя массы людей. Евангелисту очевидно предносилось здесь то великое событие, какое совершилось благодаря главным образом проповеди ап. Петра в день Пятидесятницы — именно обращение ко Христу трех тысяч человек (Деян. II, 41). — Оставили все. Хотя Господь обращался только к одному Симону, но очевидно и другие ученики Господа поняли, что для всех них наступило время оставить свои обычныя занятия и путешествовать вместес их Учителем. — Впрочем это не было еще призванием учеников к апостольскому служению: таковое совершено было после (VI, 13 и сл.). Отрицательная критика указывает на то, что у первых двух евангелистов ничего не сказано ο чудесном улове рыбы, и делает заключение, что ев. Лука здесь слил в одно событие два совершенно различныя по времени: призвание учеников быть ловцами людей (Матф. IV, 18—22) и чудесный лов рыбы после воскресения Христа (Иоан. XXI гл.). Но чудесный лов в ев. Иоанна и чудесный лов в ев. Луки имеют совершенно разный смысл. Первый говорит ο возстановлении ап. Петра в его апостольском служении, а второй — только еще ο подготовлении к этому служению: здесь у Петра еще только возникает мысль ο той великой деятельности, к которой его Господь призывает. Поэтому несомненно, что это совсем не тот улов, ο котором сообщает ев. Иоанн. Но в таком случае как же примирить между собою двух первых евангелистов и третьяго? Почему первые два евангелиста ничего не говорят об улове рыбы? Некоторые толкователи (напр. Кейль), сознавая свое безсилие разрешить этотвопрос, утверждают, что ев. Лука имеет в виду вовсе не то призвание, ο каком разсказывают первые два евангелиста (Толков. на ев. Матф. гл. ІІ-я). Но вся обстановка события не позволяет думать, чтобы оно могло повториться и чтобы ев. Лука говорил не ο том моменте евангельской истории, какой имеют в виду евангелисты Матфей и Марк. Поэтому лучше будет сказать, что первые два евангелиста не придавали такого важнаго значения этому символическому лову рыбы, какой он имел в глазах Луки. В самом деле ев. Луке, описывающему в книге Деяний проповедническую деятельность ап. Петра и, очевидно, давно уже интересовавшемуся всем, что имело отношение к этому апостолу, весьма важным казалось и в евангелии отметить то символическое предуказание на успех будущей деятельности ап. Петра, какое содержится в истории ο чудесном улове рыбы.

12—14. См. Матф. VIII, 2—4 и Марк. I, 40—44. Ев. Лука более следует здесь ев. Марку.

15—16. О непослушании прокаженнаго ев. Лука умолчал (ср. Марк. I, 45). — Тем более, т. е. в еще большей степени чем прежде (μᾱλλον). Запрещение говорить толькоеще более побуждало людей распространять слух ο Чудотворце.

17—26. (См. Матф. IX, 2—8 и Марк. II, 3—12). Ев. Лука к повествованию двух первых евангелистов делает некоторыя прибавления. — В один день — т. е. в один из тех дней, именно во время предпринятаго Господом путешествия (см. IV. 43 исл.). — Законоучители — см. Матф. ХХІІ, 35. — Из всех мест — выражение гиперболическое. Мотивы прибытия книжников и фарисеев могли быть весьмара знообразны, но, конечно, среди них преобладало недружелюбное отношение коХристу. — Сила Господня, — т. е. сила Бога. Ев. Лука где называет Господом Христа, пишет слово κύριος с членом (ὀ κύριος), а здесь поставлено: Κορίου — без члена. —Сквозь кровлю, т. е. чрез черепицы (διὰ τ. κεράμων), которыми была выложена крышадома. Черепицы эти они разобрали в одном месте (у Марк. II, 4, кровля представляется такою, которую нужно «прокапывать»). — Оказал человеку тому: прощаются… —правильнее: «сказал ему: человек! прощаются»… Христос называет разслабленнагоне «чадом», как в других случаях (напр. Матф. IX, 2), а просто «человеком»,вероятно имея в виду его прежнюю греховную жизнь. — Уразумев помышления их. Некоторые критики указывают здесь на противоречие ев. Луки себе самому: только что он сказал, что книжники между собою разсуждали в слух, так что Христос мог слышать их разговоры, а теперь он говорит, что Христос проник в их мысли, которыя они держали про себя, как отметил ев. Марк. Но противоречия здесь нет никакого. Христос мог слышать разговор книжников между собою, — об этом Лука умолчал, — но в то же время Он проник мыслью в тайныя мысли, которыя они скрывали: они сл., по евангелисту Луке, не все высказывали, что думали… — Впечатление, оказанное этим чудом на народ (ст. 26), было, по ев. Луке, сильнее, чем изобразили его Матфей и Марк.

27—39. Призвание мытаря Левия и устроенное им пиршество ев. Лука описываетсогласно с Марком (II, 13—22; ср. Матф. IX, 9—17), только изредка восполняя егоразсказ. — Вышел — из города. — Увидел — правильнее: «стал смотреть, наблюдать» (ἐϑεάσατο). — Оставив все, — т. е. свою контору и все, что в ней было. — Последовал — точнее: следовал (прош. нес. ἠκολοὐϑει, — по лучшему чтению — означает постоянное следование за Христом). — И других, которые возлежали с ними. Так ев. Лука заменяет выражение Марка: «грешники» (II, 15). О том же, что за столом были «грешники», — он говорит в ст. 30-м. — Почему ученики Иоанновы… Ев. Лука неупоминает, что с вопросами ко Христу обращались и сами ученики Иоанна (ср. Матф. и Марк.). Это объясняется тем, что он сокращает эту картину, которую первые два евангелиста разделяют на две сцены, в одну сцену. Почему ученики Иоанна очутились на этот раз вместе с фарисеями, это объясняется сходством в их религиозных упражнениях. На самом деле, конечно, дух фарисейских постов и молитв был совершенно иной, чем у учеников Иоанна, который в свое время не мало обличал фарисеев (Матф. гл. ІІІ-я). Молитвы, которыя творили ученики Иоанна — об этом упоминает только ев. Лука — были, вероятно, положенныя для разных часов дня иудейския так называемыя шма (ср. Матф. VI, 5). — При сем сказал им притчу…Разъяснивши, что фарисеи и ученики Иоанна не могут высказывать претензий по поводу несоблюдения учениками Христа постов (о молитве речи нет — потому что, конечно, иученики Христа молились), Господь далее разъясняет, что с другой стороны неследует ученикам Его сурово осуждать фарисеев в учеников Иоанновых за то, что те строго держатся ветхозаветных постановлений или, лучше, привычек старины. Нельзя в самом деле взять один кусок из новой одежды для того, чтобы починить старую: к старой одежде кусок от новой не подойдет, а новая тоже будет испорчена такою вырезкою. Это значит, что к ветхозаветному миросозерцанию, на почве котораго продолжали стоять даже ученики Иоанна Крестителя, не говоря уже ο фарисеях, не следует приставлять только одного кусочка новаго, христианскаго миросозерцания, ввиде свободнаго отношения к постам, установленным иудейским преданием (не Законом Моисеевым). Что будет, если ученики Иоанна заимствуют от учениковХристовых только эту свободу? В остальном ведь их миросозерцание ни в чем не изменится, а между тем они нарушат этим цельность своего собственнаго взгляда, и вместе новое учение, христианское, с которым они после должны же будут познакомиться, утратит для них впечатление цельности. — И никто не вливает… Здесь другая притча, но совершенно одинаковаго содержания с первой. Новое вино нужно вливать в новые мехи, потому что оно должно бродить, и мехи будут растягиваться очень сильно. Старые мехи не выдержат этого процесса брожения: они разорвутся, — а к чему жертвовать ими напрасно? Они могут к чему нибудь и пригодиться… Ясно, что Христос опять здесь указывает на безполезность заставлять, неподготовленных к принятию Его учения вообще, учеников Иоанна усвоять одно какое нибудь правило христианской свободы. Пусть пока носителями этой свободы будут люди способные ее воспринять и усвоить. Он, так сказать, извиняет учеников Иоанновых в том, что они все еще составляют какой-то отдельный кружок, стоящий вне общения с Ним… Такое же извинение ученикам Иоанна содержится и в последней притче ο том, что старое вино вкуснее (ст. 39). Господь хочет сказать этим, что для Него вполне понятно то обстоятельство, что люди привыкшие к известным порядкам жизни и усвоившие себе давно уже определенныя воззрения, держатся за них всеми силами и что старинное кажется им приятным…


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»