Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина

[содержание]

Евангелие от Марка

ГЛАВА II.

1. Чрез несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2. Тотчас собрались многие, так-что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3. И пришли к Нему с разслабленным, котораго несли четверо;

4. и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал разслабленный.

5. Иисус, видя веру их, говорит разслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твоя.

6. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7. что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8. Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9. что легче? сказать ли разслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»?

10. но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит разслабленному:

11. тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми, так-что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

13. И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.

14. Проходя увидел Он Левия Алфеева, сидящаго у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он встав последовал за Ним.

15. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники; ибо много их было, а они следовали за Ним.

16. Книжники и фарисеи, увидевши, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17. Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

18. Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят в Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

19. И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачнаго, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься;

20. но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

21. Никто в ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от стараго, и дыра будет еще хуже.

22. Никто не вливает вина молодаго в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

23. И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24. И фарисеи сказали Ему: смотри, чтР они делают в субботу, чего не должно делать?

25. Он сказал им: неужели вы никогда не читали, чтР сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с нии?

26. Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27. И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28. посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

 

II.

Исцеление разслабленнаго в Капернауме (1-12). Призвание мытаря Левия (13-14). Трапеза в доме Левия (15-17). Разговор ο посте (18-22). Срывание колосьев в субботу (23-28).

1. Об исцелении разслабленнаго сообщает и ев. Матфей (см. объяснение ев. Матф. IX, 1-8). Но ев. Марк здесь дает некоторыя подробности, каких нет у Матфея. Так, уже в первом стихе он разъясняет, что Христос, придя к Капернаум взошел в дом, конечно, принадлежащий Петру. Заметить нужно, что этот стих в русск. перев. передан неточно. Именно выражение «чрез несколько дней» неудачно поставлено вначале: не «несколько дней» провел Христос вдали от Капернаума, а несомненно несколько недель — иначе непонятным остается указание стиха 35-го первой главы на проповедь Христа во всей Галилее. Поэтому точнее этот стих нужно перевести так: «когда Иисус опять вошел в Капернаум (по лучшему чтению: καὶ εἰσελϑών π., а не: καὶ π. εἰσῆλϑεν), то по истечении нескольких дней стало известно, что Он вошел в дом (εἰς οἴκον — вин. п.). Пребывание Христа в уединении могло иметь своею целию научение евангелию учеников, которых Он обещал сделать ловцами людей (I, 17 1).

1) Эдершейм объясняет это тем, что в то время уже наступила зима, а зимою путешествовать с проповедью из города в город было чрезвычайно затруднительно. Об этом говорится и у Матф. XXIV, 20 (стр. 630).

2. Ев. Марк замечает, что Господь к собравшемуся народу говорил слово, но содержания этого «слова» или речи не сообщает.

3. Несших разслабленнаго было четверо. Следов. больной, был человек взрослый.

4. Один ев. Марк сообщает об особенной энергии, какую обнаружили принесшие разслабленнаго. Они взобрались на крышу или по лестнице, какая вела туда снаружи дома, или же перешли туда с крыши соседняго дома, так как крыши восточных домов часто соприкасаются между собою. Ев. Марк говорит, что принесшие раскрыли кровлю и прокопали ее для того, чтобы спустить постель с разслабленным. Это значит, что они сначала на довольно большом пространстве сняли кирпичи или плиты, из которых была устроена крыша, а потом прорыли или проделали отверстие в легко устроенном срубе, который поддерживал эти кирпичи или плиты. Это было дело сравнительно легкое (Эдершейм, стр. 633). Все это свидетельствовало ο необыкновенном доверии к любви и силе Господа, какое имели принесшие и сам разслабленный, котораго принесли сюда, конечно, не без его согласия.

7. Здесь ев. Марк прибавляет, что книжники сказали: «кто может прощать грехи, кроме одного Бога»? У иудеев не предполагалось возможным, чтобы человеку, даже и праведному, Бог дал власть объявлять прощение грехов. Это может делать или Сам Бог, или особо уполномоченное от Бога лицо, напр., ангел (Ис. VI гл.; Зах. III гл.). Иоанн Креститель получил право совершать крещение во оставление грехов «с неба» (II, 31). Да притом книжники не верили и Иоанну.

8. Христос, по замечанию Марка, узнал мысли книжников Своим Духом. Пророки познавали тайное Духом Божиим, а не своим. Христос же все узнавал Сам, по Своему Божескому всеведению.

9. Здесь прибавлено к находящемуся в ев. Матфея выражение: «возьми свою постель».

12. Здесь ев. Марк прибавляет, что исцеленный «вышел пред всеми». Он должен был показаться собравшемуся у дверей народу, чтобы засвидетельствовать ο силе Христа. Затем, по словам ев. Марка, народ заявил, что ничего подобнаго доселе не видел. В самом деле, хотя Христос и прежде исцелял больных, но не отпускал при этом грехов, как было здесь.

13-14. (См. Матф. IX, 9). В истории призвания Левия ев. Марк точно указывает, что Христос вышел из дома и опять пошел к морю, где учил и раньше, и здесь стал учить пошедший за Ним народ. Конечно, Левий уже раньше знал Христа и был предан Ему, как и первые четыре ученика (I, 16 и сл.). Мытаря-ученика ев. Марк называет не Матфеем, как ев. Матфей, а Левием Алфеевым. Так как в ев. Матфея к имени призваннаго мытаря прибавлено выражение называемаго (λεγόμενον, по русск. пер. не точно: «именем»), то можно думать, что настоящее, первоначальное, имя апостола указывает ев. Марк, а ев. Матфей сообщает то, какое дал ему Христос, когда Левий стал Его апостолом. Кто был Алфей — неизвестно.

15-17. (См. Матф. IX, 10-13). Ев. Марк от себя замечает, что трапеза была устроена в доме мытаря Матфея и что в ней участвовали мытари и грешники потому, что они в большом числе обыкновенно следовали за Христом. Замечание ученикам, по ев. Марку, сделали не только фарисеи, но и книжники. Это выражение впрочем лучше заменить выражением некоторых кодексов «книжники из фарисеев», т. е. принадлежавшие к фарисейской партии.

18-22. (Объяснение см. в ев. Матфея гл. IX, ст. 14-17). Ев. Марк только указывает с своей стороны на то, что вопрос Христу был предложен не учениками Иоанна и фарисейскими, а кем то другим (приходят и говорят — безличное выражение) об учениках Иоанна и фарисейских. Вероятно, это были книжники, но не из фарисейской партии, которые интересовались тем, как Христос решает вопрос ο соблюдении традиционных постов (ср. ст. 16). Затем в 19-м ст. ев. Марк употребляет прямое обозначение «поститься» вместо описательнаго выражения ев. Матфея «печалиться». Другия особенности, касающияся только стиля, не имеют нужды в изъяснении.

23-28. (Объясн. см. в ев. Матфея гл. XII, ст. 1-8). Ев. Марк прибавляет к разсказу Матфея, что Господь упомянул имя первосвященника, который дал хлебы предложения Давиду: это был Авиафар (ст. 26). Так как в 1 Цар. XXII, 20 и сл. первосвященник, с которым вступил в дружеское общение Давид, назван не Авиафаром, а Ахимелехом, — Авиафар же был его сыном, то многие толкователи считают эту прибавку в ев. Марка вставкою, сделанною рукою мало сведущаго в Писании читателя евангелия (Stanton The Gospels… II, 145). Другие же, признавая это выражение подлинным, предполагают, что первосвященник носил оба упомянутыя имени (Злат., Виктор), или же, что главную роль во всем происшедшем играл Авиафар, как говорило иудейское предание, котораго здесь держится Христос, а в В. Зав. упомянуто имя тогда правившаго богослужебными делами первосвященника, ответственнаго за все поступки священников (Лагранж). Один ев. Марк приводит также (ст. 27) изречение Христа ο том, что «суббота для человека, а не человек для субботы». Это значит, что суббота, как учреждение, принаровленное к творению, вместе со всем сотворенным, поставлена в служебное отношение к человеку, назначена для того, чтобы приносить ему пользу. Человек таким образом имеет свободное право распоряжения субботою: она не есть самоцель, не есть властитель, который налагает свое ярмо на подчиненнаго ему человека. Подобныя выражения встречаются и у раввинов. Так, слова Исх. XXXI, 14 ο субботе: «она должна быть свята» раввин Ионафан толкует как обозначение того, что суббота должна быть подчинена иудеям, а иудеи не должны ей подчиняться. Равви Иуда говорил: «законы, по словам Писания, даны для того, чтобы человек чрез них жив был (Лев. XVIII, 5), а не для того, чтобы погибал» (трактйома и др.) — Наконец, последнее изречение ο Сыне Человеческом, как «господине субботы», (ст. 28), которое в ев. Матфея является основанием для высказаннаго выше положения ο невиновности учеников Христовых, нарушивших субботу (ст. 7), у Марка приводится как следствие: посему (ὥστε) по отношению к праву Христа разрешать Своим ученикам нарушение субботы, Христос хочет сказать этим, что Он-то, как Мессия и, следовательно, как совершенный человек, не имеющий в Себе греха и, след., сохранивший все права над творением и субботою, какия были предоставлены Творцом первозданному человеку при самом его сотворении (такой смысл имеет здесь выражение Сын Человеческий), есть уже несомненный владыка и субботы, может разрешать и не соблюдать ее, когда это нужно для благополучия людей. Прочие же люди сами могут добиться этого права только тогда, когда, в общении с Ним, снова приобретут утраченное ими первоначальное человеческое достоинство.

Заметить нужно, что вопрос ο постах и субботе был весьма важен для читателей ев. Марка, христиан из язычников, которые, живя среди христиан из иудеев, слышали с их стороны требования особаго почтения к упомянутым иудейским установлениям. Такое решение вопроса снимало с них огромную тяжесть.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»