Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Пастырския послания Ап. Павла


Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Издание преемников А. П. Лопухина. Том одиннадцатый. Петербург. Безплатное приложение к журналу „Странник“ за 1913 год. 1913. С. 375—384.
(Сохранена орфография оригинального издания кроме неиспользуемых в современном русском языке букв).

Пастырския послания и их значение.

Два послания Апостола Павла к Тимофею и послание к Титу называются пастырскими посланиями, потому что содержат в себе наставления Апостола Павла к двум вышеназванным его ученикам ο том, каковы должны быть пастыри церковные и в чем должна состоят их деятельность в Церкви. Наставления эти были предназначаемы Апостолом Павлом не только для Тимофея и Тита, но и для пастырей всех последующих времен. Церковь Христова всегда в этих посланиях почерпала правила и указания для упорядочения пастырской деятельности ея служителей, разсматривала эти послания как настольное руководство для пастырей. В особенности же важны эти послания в том отношении, что в них дается вполне определенное представление ο том, что Церковь Христова состоит из двух элементов — пастырей, управляющих жизнью Церкви, и пасомых, идущих за пастырями. Отсюда мы имеем полное основание заключать, что иерархическое устройство Церкви не есть что либо привносное, явившееся в Церкви во втором веке или даже позже, как думают некоторые сектанты, а существовало в ней от начала ея жизни.

 

Подлинность пастырских посланий.

Протестантские богословы давно уже стали высказывать сомнение в подлинности пастырских посланий, которыя, конечно, своим содержанием опровергали создавшееся в протестантстве представление ο позднейшем происхождении церковной иерархии. В особенности резко выражено было сомнение в подлинности этих посланий известным Бауром в его сочинении: «так называемыя пастырския послания Апостола Павла» (1835 г.). По мнению Баура, ересь опровергаемая в пастырских посланиях, есть гностицизм 2-го века, а церковное устройство, изображаемое в них, есть церковное устройство также 2-го века. Взгляды Баура обосновал и раскрыл Гольцман в сочинении: «пастырския послания» (1880 г.). По представлению Гольцмана, пастырския послания появились в половине второго века, когда Церковь с одной стороны была раздираема борьбою разных лжеучений, а с другой — преследуема римским языческим правительством. Среди христиан того времени почувствовалась сильная потребность в непререкаемом церковномь авторитете, в сильной церковной объединяющей власти, и вот в ответ на такой запрос появились послания, написанныя от имени Павла и утверждающия в Церкви авторитет пастырей как руководителей церковнаго общества. Таким образом, по Гольцману, Тимофей и Тит — лица фиктивныя, а Павел не мог быть автором пастырских посланий, потому что он и не боролся с тем лжеименным знанием, какое опровергается в пастырских посланиях, и не проводил в жизнь тех начал, какия устанавливаются в означенных посланиях. Такое же предположение ο позднейшем происхождении пастырских посланий и с такими же обоснованиями высказывается и в наступившем 20-м веке (см. напр. толкование на пастырския послания Франца Келера в «Писаниях Новаго Завета» изд. I. Вейсом 1908 г.).

Но все возражения против подлинности пастырских посланий не выдерживают критики. Так прежде всего неправильно критики и в особенности Юлихер указывают на то, будто бы в пастырских посланиях обстоятельства церковной жизни и собственно ея устройство изображаются совершенно иными, чем в подлинных посланиях Апостола Павла (а такими критика считает послания к Римл., Кор. и Гал.) и в кн. Деяний. Если по 1 Кор. (12-14) религиозным потребностям церкви удовлетворяют харизматические учители, а в пастырских посланиях — определенныя, поставленныя Апостолом, лица, то это не может служить основанием для признания пастырских посланий неподлинными, потому что такия поставленныя Апостолами лица упоминаются и в кн. Деяний (ХІV, 23). Затем и в пастырских посланиях еще употребляются в одинаковом значении (по местам) наименования «епископ» и «пресвитер», подобно тому как в таком же одинаковом значении эти оба термина употребляются в кн. Деяний (XIV, 23; XX, 17 ср. 28) и в посл. к Филипп. (I, 1). Не удивительно нисколько и то, что в пастырских посланиях институт вдовиц и диаконисс является совершенно сложившимся, чего будто бы не могло быть в дни Павла. Как можно заключать из посланий к Тимофею, христианство в Ефесе утвердилось уже рано — до написания посланий к Тимофею оно существовало в Ефесской общине более десяти лет. Разве не могли за такой период времени возникнуть в Ефесской церкви разные вопросы ο диаконниссах, которые решает Апостол в послании (первом) к Тимофею? Точно также Апостол Павел мог в Ефесе употреблять некоторые особые обряды посвящения на священныя должности, что, по мнению отрицательной критики, могло будто бы делаться только во втором веке.

Не менее легкомысленно поступает отрицательная критика и в том случае, когда объявляет, что лжеучения, опровергаемыя в пастырских посланиях, позднейшаго происхождения, что это именно не иное что, как известный «гносис» второго века. Дело в том. что в пастырских посланиях нигде не употребляется термин «гносис», как технический термин для обозначения известной ереси гностицизма. Если Павел здесь и опровергает «знание», то понимает под ним то же, заходящее за свои пределы, человеческое ведение, какое он имеет в виду и в других своих посланиях (напр. в посл. к Кор. и к Колосс.). В пастырских посланиях не придается «гносису» самаго характернаго его признака — разделения между Богом Ветхаго и Богом Новаго Завета. Важно еще отметить то обстоятельство, что в пастырских посланиях «мифы» и «родословия», какия имеет в виду Апостол, называются «иудейскими» (Тит. I, 14). Это свидетельствует ο том, что гносис, обличаемый Апостолом Павлом, не похож на языческий гносис второго века. Наконец, лжеучители, упоминаемые в пастырских посланиях, еще принадлежат к церкви, за исключением Именея и Александра, а гностическия секты 2-го века уже отделились от церкви и мыслились как враги ея. Можно сказать с решительностью: обличаемые в пастырских посланиях лжеучители соединяли в себе иудейское законничество и соблюдение преданий, по раввински толковали закон Моисеев, думали извлечь из Торы особыя тайны, вместе с тем унижая учение о спасающей всех людей благодати Христовой. Они обращали также особое внимание на различие чистых и нечистых яств и стремились усилить значение аскетизма. Но в тоже время им не чуждо было и корыстолюбие.

Указывают еще на то, будто бы язык пастырских посланий очень сильно разнится от языка других Павловых посланий. Но во первых, различий в языке между теми и другими вовсе уже не так много, чтобы это бросалось в глаза, а, во вторых, почему бы Апостол Павел и не мог несколько изменить способ выражения своих мыслей в позднейших своих посланиях? Подобное изменение языка наблюдается и у некоторых великих писателей — напр. Лютера, Клопштока, Шиллера, Гете. Апостол Павел тоже в конце своей жизни должен был ознакомиться близко с латинским языком (во время заключения в Кесарии и в Риме), а это должно было оказать влияние и на его греческую речь, так как его материнским, родным и незабываемым, языком был язык еврейский, а не греческий: последний, как изученный им уже в годы юности, легко мог подвергнуться изменениям под напором новаго языка — латинскаго.

Вообще все возражения отрицательной критики против подлинности пастырских посланий в высшей степени неосновательны. Что же касается исторических свидетельств ο происхождении означенных посланий от Апостола Павла, то их вполне достаточно. Так уже Поликарп, в своем послании к Филипп., обнаруживает знакомство с первым посланием к Тимофею (IV, 1 и 1 Тим. VI, 10 и 7 и др. места). Встречаются повторения выражений пастырских посланий у Варнавы, Климента, Егезиппа, Иринея и др. древнейших отцов и учителей Церкви. Странным только представляется, что известный еретик Маркион (2-го в.) не упомянул об этих посланиях в своем каноне новозаветных книг. Но и это обстоятельство не должно особенно смущать нас: Маркион в этом случае мог руководиться тем соображением, что пастырския послания написаны к отдельным лицам, а не к целым церквам (послание же к Филимону он упомянул, может быть, потому, что оно было присоединяемо к какому либо другому посланию, напр. к посл. к Колоссянам).

 

Лица, к которым написаны пастырския послания.

Тимофей. Из кн. Деяний известно, что Павел, в сопровождении Силы, во время своего второго миссионерскаго путешествия, т. е. около 52- го года, взял себе в ученики жителя г. Листры, юнаго Тимофея, который вероятно обратился в христианство в первое пришествие Павла в этот город. Павел называет его «возлюбленным и верным в Господе сыном» (1 Кор. IV, 17), своим «истинным сыном в вере» (1 Тим. I, 2 ср. ст. 18 и 2 Тим. VI, 12). Очевидно, что тогда, при вступлении в число спутников Павла, Тимофей принял крещение и дал пред свидетелями «доброе исповедание своей веры» (1 Тим. VI, 12). Из 2 Тим. (Ι, 5) мы узнаем имя матери Тимофея — Евники и имя его бабки - Лоиды, которыя обе были добрыми христианками из израильтянок. Евника, а может быть и Лоида, при первом путешествии Апостола Павла по Галатии, обратилась в христианство. Тимофей, стоявший под влиянием своей матери, — отец его был грек — также, очевидно, в это время, принял истинную веру, вероятно, возбужденный к тому учением и чудесами Апостола. Как греку, ему не трудно было отрешиться от привязанности к закону Моисееву, в котором он был воспитан своею матерью и бабкою, и Павел нашел в нем подходящаго для себя помощника во всем. Однако, чтобы не соблазнить живших в той стране иудеев, он совершил над Тимофеем обрезание. После этого на Тимофея в Листре же было возложено проповедническое служение, при совершении молитв и руковозложении старейшин церковных и прежде всего, конечно, самого Апостола Павла. Α местные христианские пророки предвозвестили Тимофею успех в его служении.

После этого Тимофей с Павлом и Силою отправился в Европу. В Троаде к этому проповедническому кружку присоединился Лука. В Греции Тимофей оказал немало услуг Апостолу Павлу в его сношениях с церквами Солунской и Коринфской, к которым Апостол отправлял Тимофея, как человека, пользовавшагося там особым доверием. Как ни трудно было успокоить мятущихся Коринфян, однако Тимофей достиг этого и получил одобрение от Павла (I Кор. XVI, 10 и сл.). Тимофей таким образом до 58-го года был вместе с Павлом, как видно из заметок посланий Апостола, появившихся до этого года, а затем на много лет он исчезает из круга нашего зрения. Затем упоминания ο Тимофее мы находим в посланиях к Колоссянам и Филиппийцам, написанных Павлом из Рима (первыя узы). Павел хочет послать находящагося при нем Тимофея в Филиппы, чтобы верный его ученик принес ему самыя точныя сведения ο состоянии столь дорогой Павлу церкви Филиппийской (Фил. II, 19 и сл.). Из послания к Евреям (ХIII, 23) видно, что Тимофей был также в заключении, но потом получил свободу. К какому времени относится это заключение — неизвестно. Из 1-го посл. к Тим. Видно, что во время написания этого послания он находился в Ефесе. Предание церковное говорит, что Тимофей был епископом в Ефесе (Евсевий Церк. Ист. СХІ, 4, 5), что он долго пребывал в общении с Апостолом Иоанном и при императоре Нерве, в проконсульство Перегрина (97 г.) 22-го Января претерпел мученическую смерть. В 356-м г. останки его были перенесены в Константинополь.

Тит. Об этом сотруднике Апостола Павла книга Деяний ничего не сообщает. Первое упоминание ο нем мы находим в послании к Галатам (II, 1,3) и, потом, следующее — во 2 к Кор. (II, 13; VII, 6, 13 и сл.; VIII, 6; XVI, 23; XII, 18), Как видно из посл. к Галатам, Павел взял с собою Тита из Антиохии на Апостольский собор в Иерусалим — следов. Тит уже ранее был призван Апостолом к сотрудничеству. Он был грек, и на соборе приверженцы Моисеева закона принуждали его принять обрезание, но Апостол Павел в этом случае не уступил таким требованиям, потому что не хотел подать христианам из язычников повода думать, что для них неизбежно принятие Моисеева закона. В течении нескольких лет после собора Тит постоянно находился при Павле как его помощник в деле проповеди. Павел посылал его в Коринф для ознакомления с настроением Коринфских христиан (2 Кор. XII, 17, 18), и Тит, несомненно, много своими речами содействовал успокоению Коринфян. И второе послание к Коринфянам было поручено отнести в Коринф Титу. Затем мы находим упоминание ο Тите только в написанном к нему послании. Церковное предание сообщает, что Тит был епископом на о. Крите и скончался в г. Гортине, предварительно пострадавши за исповедание Христа (25 Августа). Глава его находится в Венеции, в соборе св. Марка.

 

Содержание пастырских посланий.

Не во всех пастырских посланиях соблюдается строго логическое расположение, но первое послание к Тимофею несомненно имеет такое расположение. Именно после краткаго вступления (I, 1-2), Апостол в первой части своего послания представляет Тимофея как попечителя над церковью Ефесскою в ея целости (I, 3-4, 5) — сначала 1) как проповедника и защитника спасительной истины в борьбе против отлучающих многих членов церкви от единства веры лжеучителей (I, 3-20), затем 2) как поддерживающаго порядок в церковной жизни (II, 1-3, 13), и ближе всего а) в богослужении (II, 1-15) и б) в церковном устроении: в епископы, диаконы и диакониссы Тимофеем должны быт избираемы вполне достойные люди (III, 1-13) и 3) наконец как охранителя спасительной истины против имеющих явиться лжеучителей (III, 14; IV, 5): Церковь изображается здесь как столп и утверждение истины. Вторая главная часть содержит в себе вразумления Тимофею относительно его личнаго поведения, которое должно быть таким, чтобы Церковь видела в нем добраго служителя Христа (IV, 6-16). Третья главная часть, наконец, изображает пред нами Тимофея как советника и пастыря для Ефесской церковной общины (V, 1-6, 10), именно, а) для старых мужчин и женщин (V, 1, 2), б) для вдов (V, 3-16), в) для служителей Церкви (V, 17-20). Во всех этих случаях Тимофей обязан проявлять должную заботливость и не бояться прибегать к мерам строгости. Далее, после г) заключения к сделанным увещаниям, относящагося более к самому Тимофею (V, 21-23), следует, предваряемое указанием на различие между грехами и добрыми делами, д) увещание к тому, чтобы Тимофей учил рабов, как они должны держать себя в отношении к своим господам (V, 24; VI, 2), е) увещание не стремиться к обогащению, имеющее отношение и к самому Тимофею (VI, 3-16) и, наконец, ж) указание относительно того, как увещевать богатых (VI, 17-19). Заключение послания содержит наставление Тимофею соблюдать в чистоте доверенное ему сокровище истиннаго учения и пожелание мира всей Ефесской Церкви.

В послании к Титу расположение мыслей гораздо проще чем в первом к Тимофею. Послание разделяется на две части со вступлением (I, 1-4) и заключением (III, 12-15). В первой части Апостол внушает Титу чтобы он ставил в пресвитеры и епископы таких людей, которые бы были в состоянии бороться за благополучие Церкви с иудействующими лжеучителями (I, 5-15), и затем во второй части Апостол сначала указывает Титу, как он должен применять требования «здраваго учения» к различным возрастам, полам и состояниям (II, 1-10), а также и ко всем людям (II, 11-14). Затем, во втором отделе второй части, Апостол (III, 1-11) внушает чрез Тита всей Критской церковной общине, как она должна держаться по отношению к нехристианам, среди которых она живет, в частности в отношении к языческим властям (III, 1, 2), причем указывается принципиальное основание для такого, а не для иного поведения верующих в отношении к нехристианам (III, 3-7) и с другой стороны рекомендуется самому Титу воздерживаться от участия в пустых словопрениях с лжеучителями и более времени посвящать на поучение паствы (III, 8-11). Заключение (III, 12-15) содержит в себе личныя сообщения и приветствия Апостола. — Таким образом, в первой части Тит выступает пред ними как иерарх, посвящающий вполне годных для церковнаго служения предстоятелей Церкви, а во второй — как учитель практически-здраваго христианства, вполне правильной христианской жизни.

Второе послание к Тимофею особенно богато личнаго характера замечаниями, которыя составляют в общем одну пятую часть послания (Ι, 15-18: IV, 9-21; III, 10 и 11). Оно, можно сказать, представляет собою лебединую песнь Апостола, идущаго на встречу смерти и соединенному с нею небесному прославлению. Главною темою первой части послания является мысль ο необходимости для Тимофея потерпеть страдания вместе со Христом и Павлом и верными свидетелями (I, 3; II, 14а). Вторая часть рисует пред нами образ Тимофея как учителя христиан. В частности, в первой части Тимофей призывается сохранять доверие к Апостолу и надежду на свои собственныя силы в то время как выступает на порученное ему служение (I, 3-7), не стыдиться свидетельства Христова и брать пример с своего учителя — Павла (I, 8-12), сохранять прекрасное сокровище, ему порученное (I, 13-14), остерегаться дурного примера Фигела и Гермогена (I, 15) и подражать мужественному страдальцу Онисифору (I, 16-18) и, наконец, передавать спасительную истину верным ученикам, которые были бы способны научить ей и других, не заботясь особенно ο земном, страдая со Христом, чтобы с Ним и прославиться, как и другие верующие христиане (II, 2-14). Затем, во второй части Апостол учит Тимофея, как он должен держаться по отношению к современным ему лжеучителям; он не должен вступать в мелкия пререкания с ними, а говорить по самому существу вопроса и притом тихо, спокойно (II, 14- 26). Далее Апостол говорит об имеющих выступить лжеучителях: в спорах с теми Тимофей главным своим руководством должен иметь Священное Писание, которое он изучал с самаго младенчества (III, 1-17). Наконец, Апостол призывает Тимоефя помнить ο втором пришествии Господнем как пришествии Судии мира и предстоящем отшествии из этой жизни самого Апостола (IV, 1-8). Послание заключается приглашением, обращенным к Тимофею, поскорей придти к Павлу — до наступления зимы — и различными сообщениями и поручениями (IV, 9-22).

 

Когда были написаны пастырския послания.

Принимая во внимание то обстоятельство, что события, ο которых упоминают пастырския послания, никак нельзя отнести к тому времени, какое обнимает собою книга Деяний Апостольских, заканчивающаяся изображением пребывания Апостола Павла в узах в Риме (первыя узы), а также обращая внимание на данныя относительно жизни Апостола Павла, Тимофея и Тита, имеющияся в посланиях к Филиппийцам и Филимону, а также и на свидетельства церковнаго предания, необходимо предположить, что пастырския послания написаны были после освобождения Апостола Павла из первых уз. Второе послание к Тимофею, несомненно, написано незадолго пред мученической кончиною Апостола Павла, а оба остальныя пастырские послания — ранее его.

Дело происхождения этих посланий можно представить в таком виде. Оканчивались два года перваго римскаго заключения Апостола Павла. Он намеревался прежде всего, по освобождении, посетит основанныя им на востоке церкви (весна 63-го года). По всей вероятности, Апостол исполнил свое намерение, и во время римскаго пожара (18-24 Июля 64-го г.) и начавшагося после него гонения на римских христиан Павла уже не было в Риме. Он спешил посетить восточныя церкви и проездом через о. Крит оставил там епископом Тита. В это время он написал первое послание к Тимофею в Ефес, а потом в скором времени и послание к Титу на о. Крит. Второе послание к Тимофею, как видно из того, что обстоятельства Апостола очень изменились — он опять находился в узах в Риме и ожидал смерти — написано незадолго до кончины Апостола в Риме (в конце 67-го года). Более точно определить время происхождения пастырских посланий не представляется возможности.

 

Литература ο пастырских посланиях.

Из святоотеческих толкований на пастырския послания известны: Ефрема Сирина (в переводе с армянскаго на латинский 1893-го г.), Иоанна Златоуста 18 бесед, Феодора Мопсуетскаго, Феодорита Киррскаго, Амвросиаста, блаж. Иеронима (на посл. к Титу).

Из числа новейших западных толкований заслуживают внимания: Б. Вейса (в Комментарии Мейера 1903 г.), Бельзера (католич. 1907 г.), Рамзая (на англ. яз. 1909) и Воленберга (в Комментарии Цана 2-е изд. 1911 г.).

Русских сочинений ο пастырских посланий немного. Таковы: А. Клитина. Подлинность посланий св. Апостола Павла к Тимофею и Титу. Критико-исагогический опыт. Киев 1887 г. — П. Полянский. Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетическаго изследования. Сергиев Посад 1897 года. — Епископа Феофана. Толкование пастырских посланий св. Апостола Павла. — Пастырское послание или — догматическия и нравственныя размышления на второе послание Апостола Павла к Тимофею (пер. с франц.). Киев 1874. — Троицкий. Послания св. Апостола Павла к Тимофею и Титу. Казань 1884.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»