Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Толковая Библия
или комментарий на все книги Св.Писания
Ветхого и Нового Заветов
под редакцией
А. П. Лопухина
[содержание]

Послание к Филимону


Источник:Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Издание преемников А. П. Лопухина. Том одиннадцатый. Петербург. Безплатное приложение к журналу „Странник“ за 1913 год. 1913. С. 427—429.
(Сохранена орфография оригинального издания кроме неиспользуемых в современном русском языке букв).

Интернет-источник: http://www.russportal.ru/

Предварительныя замечания.

Филимон, котораго Церковь причисляет к лику семидесяти Апостолов, жил в городе Лаодикии или, как некоторые полагают, в Колоссах (см. Кол. IV, 15). Он был другом и сотрудником Ап. Павла. В его доме имелась христианская церковь, и у него находили приют странники-христиане. Повод, по которому Апостол обратился с посланием к Филимону, был следующий. Онисим, раб Филимона (Кол. IV, 9), чем-то не угодил своему господину и, из боязни наказания, бежал от него. В это время он встретился с Ап. Павлом, и последний обратил его ко Христу, а несколько времени спустя послал Онисима, в сопровождении Тихика, к его господину. При сем он обратился к Филимону с посланием, чтобы расположить его к прощению бежавшаго раба. Послание это написано, вероятно, в скором времени после написания послания к Колоссянам, именно во время первых римских уз Ап. Павла.

 

Глава I.

1. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему,

2. и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:

3. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

4. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих,

5. слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым,

6. дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякаго у вас добра во Христе Иисусе.

7. Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

8. Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно,

9. по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа;

10. прошу тебя о сыне моем Онисиме, котораго родил я в узах моих:

11. он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его;

12. ты же прими его, как мое сердце.

13. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование;

14. но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.

15. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе призвать его навсегда,

16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленнаго, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти, и в Господе.

17. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.

18. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.

19. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.

20. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе: успокой мое сердце в Господе.

21. Надеясь на послушание твое, а написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю.

22. Α вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.

23. Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Иисуса Христа, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.

24. Благодать Господа Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.

I.
Вступление и приветствие (1-3). Похвала Филимону (4-7). Просьба за Онисима (8-12). Павел охотно удержал бы Онисима у себя, но не хочет этого сделать без соизволения Филимона (13-20). Заключительныя замечания и приветствия (21-24).

1. Узник Иисуса Христа — см. посл. к Ефес. III, 1.

2. Апфии сестре. Известна надгробная надпись какой то Апфии из Колосс на памятнике, находящемся близ Бальбура, в поселке Тримелиском: «Ерм — Апфии, своей жене, дочери Трифона, родом Колоссянки, в память» (Дибелиус. Толкование на посл. к Филимону стр. 132, 1912 года на нем. яз.). — Архипп — см. Кол. IV, 17.

4-7. Все, что до сих пор Апостол слышал о Филимоне, возбуждало в Апостоле благодарность к Богу и побуждало его молиться за Филимона. Именно до Апостола дошли слухи о вере, какую имеет Филимон в Господа Иисуса, и о любви, какую он питает ко всем христианам (в 5 ст. имеется фигура, так называемаго, хиазма). Поэтому Апостол молится, чтобы вера Филимона, которую он имеет, — такая же твердая, какова и вера Ап. Павла (общение веры твоей), — сказалось бы в делах, а именно прежде всего привела бы его к совершеннейшему познанию того, какия великия блага он получил вместе с своею домашнею церковью во Христе Иисусе и вместе для Иисуса Христа, т. е. для споспешествования делу Христову (εἰς Χριστόν Ἰησοῦν). При этом (ст. 7) Апостол указывает, почему он называл веру Филимона общею с его верою: Апостолу, страдавшему в узах, доставили утешения известия о заботливости, какую проявил Филимон в отношении к другим христианам, находившимся в тяжелых обстоятельствах.

8-12. Вследствие этого Апостол обращается к Филимону не с приказаниями, а, как к другу, с просьбою, в духе христианской любви. Пусть Филимон исполнит его просьбу, — просьбу Павла (Апостола языков), просьбу старца (старцев вообще следует слушать с уважением) и просьбу узника Христова (котораго нужно всячески утешать). Апостол умоляет Филимона, чтобы он принял своего раба, Онисима, который из негоднаго сделался полезным и для Филимона, коему теперь будет служить как верный слуга-христианин, и для Апостола, которому он доставил утешение своим обращением ко Христу.

13-14. Чтобы внушить Филимону самое лучшее чувство и расположение к исполнению просьбы своей, Апостол говорит, что он так был уверен в расположении к нему Филимона, что даже хотел было оставить Онисима при себе, чтобы этот последний заменил Апостолу своего господина, который, если бы это было возможно, наверно не отказался бы послужить Ап. Павлу в узах. Но — прибавляет Апостол — я не хотел, чтобы это сделалось как бы по принуждению с моей стороны.

15-20. При том, может быть, и самое разлучение Онисима с Филимоном совершилось для того, чтобы повести за собою их соединение на веки. Итак, Апостол не захотел нарушить прав Филимона, но теперь он убеждает его принять Онисима с такою же дружбою, с какою тот принял бы самого Апостола. При этом он берет на себя возместить тот материальный убыток, какой причинил Онисим своему господину.

21-22. Апостол уверен, что Филимон исполнит его просьбу, и, в знак своей благодарности, он поручает Филимону приготовить ему помещение, так как он надеется быть освобожденным из уз и отправиться в долину реки Лика, где жил Филимон.

23-24. Ср. Кол. IV, 10 и сл. — Благодать Господа... см. Гал. VI, 18.


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»