ПРИЛОЖЕНИЯ
дополнительных замечаний по отдельным вопросам из Библейской
истории Ветхого Завета
VIII. Валаам
Валаам представляет собою одну из замечательнейших личностей в Библейской
истории по той раздвоенности духа и смеси в нем истины и заблуждения,
которые он обнаруживает в своих действиях. Он происходил из города Пефора,
лежавшего на берегу Евфрата, в северной части Месопотамии. Город этот
был центром всякого рода волхвов и прорицателей, и пользовался обширною
известностью во всех окружающих странах. Самым замечательным из них был
Валаам, который обладал знаниями, далеко превосходящими познания обычных
языческих прорицателей. В некоторых своих изречениях он прямо обнаруживает
знание истинного Бога и даже тех обетований, которые даны были Аврааму
и последующим патриархам избранного рода. Это, несомненно, объясняется
прежде всего тем, что на р. Евфрате среди населения сохранялись предания
о бывших откровениях Аврааму, вышедшему именно из этой местности, но затем
и самым характером положения Валаама. Как прорицатель, пользовавшийся
обширною известностью у различных соседних народов, он для поддержания
своей славы, очевидно, должен был следить за ходом религиозных воззрений
этих народов, изучать их, чтобы при случае не обнаружить своего невежества
пред прибегавшими к его помощи царями. Отсюда, если сравнить его изречение
в Числ. 23:10 с обетованием Божиим Аврааму в Быт. 13:16, и особенно Числ.
23:24; 24:9 с Быт. 49:9; Числ. 24:17 с Быт. 49:10, то сразу будет видно,
что Валаам хорошо был знаком с религией Иеговы и историей избранного народа.
Это знакомство не могло не иметь на него благотворного влияния, и он в
глубине своей души носил искру истинного боговедения и убеждения в превосходстве
Иеговы над всеми языческими богами; но внешнее его положение в качестве
прорицателя и особенно обычное у волхвов корыстолюбие не давали разгореться
этой искре в нем и заглушили ее до того, что он противился прямым внушениям
Божиим. Ввиду этого, самые взгляды на него двоятся. Одни, как напр. Тертуллиан
и блаж. Иероним, считают его истинным пророком, но только погрешившим
чрез свою корысть и честолюбие; другие, как напр. Филон, св. Амвросий
и блаж. Августин, видят в нем ложного пророка и язычника, который только
сделался орудием благословения для израильтян. Само св. Писание скорее
дает основания в пользу последнего взгляда, так как он называется не словом наби, прилагаемым
к истинным пророкам, а только косем, т.е. прорицателем, волхвом,
что обыкновенно прилагается только к людям, занимающимся волхвованием,
запрещенным в законе (Втор. 18:10 и сл.; 1 Пар. 15:23 и др.).
Вопреки своим глубочайшим убеждениям, он за «мзду неправедную» хотел
проклясть Израиля, но в самый торжественный момент, под влиянием Духа
Божия, истина в нем восторжествовала над ложью и он превратился в истинного
пророка, изрекшего одно из самых возвышенных пророчеств о Мессии: «Вижу
Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова
и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов
Сифовых» (Числ. 24:17). Эта звезда, восходящая от Иакова, этот жезл,
поражающий Моава и всех врагов Израиля, есть именно Мессия, как на это
указывает самая торжественность тона, возвышенная иносказательность, отдаленность
самого времени и единогласное предание как иудеев, так и христиан. Мнение,
что под звездою здесь разумеется Мессия, было столь распространено среди
иудеев, что один из лжемессий, именно являвшийся при Адриане, называл
себя прямо «сыном звезды» (Бар-Кохба). Отцы и учители церкви
единогласно разумеют Мессию.
|