Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

А. П. Лопухин

Промысл Божий в истории человечества

Глава VI

3аключение

Приведенные факты составляют лишь немногие факты из великой книги истории, раскрывающей перед нами судьбы народов и всего человечества. Но и их достаточно для тoгo, чтобы видеть, что не слепые силы необходимости управляют историей, которая в таком случае превратилась бы в мертвый, бездушный механизм, бесцельно воспроизводящий и беспощадно давящий выплывающие на поверхность личности и народы. Нет, в ней царствует Промысл Божий, который своею правдою и любовью обнимает весь мир, для которого дороги не только цари и народы, но и каждый отдельный человек составляет предмет Его любящего попечения, так что в собственном смысле слова, и волос с головы его не падает даром. С этой точки зрения, выражаясь словами термином бл. Августина, есть Civitas Dei, град Божий, в котором с чудесною, единственно возможною только при отношении личного верховного Существа к личным же существам последовательностью все представляют собою цепь взаимоограничивающихся целей, сливающихся наконец в общий синтез, который есть согласие воли человечества с волей Бога, есть идеал, ставящий для человека целью достижение совершенства божественного, т. е. совершенного подобия Богу, по слову самого Христа: «Будьте совершенны как совершен Отец ваш небесный» (Матф. V, 48). И к этой великой цели, несмотря на противоречия личной свободы, все направляется с чудесною последовательностью. Даже то, что на поверхностный взгляд кажется противоречием ей, различные непредвиденные случайности, бедствия войны, язвы или голода, составляющие часто источник столького горя и слез для переживающих их лиц или поколений, в конце концов служит все той же конечной цели, представляя собою удары любовно воспитывающего жезла. Достаточно указать на пережитое (в 1891 г.) одною из наших окраин бедствие неурожая, чтобы убедиться в этом. Помимо своего чисто экономического значения, оно ясно вывело на свет Божий все таящиеся в нашем обществе добрые и злые элементы, пред всеми обнаружило недостатки нашего социального строя, доныне скрывавшиеся под прикрытием либеральных фраз, указало, кто враги и кто друзья нашего народа и конечно вообще дало нам такой урок, который будет долго не забыт нами [1]. В этом великом процессе домостроительства даже явно враждебные ему силы, сознательно идущие против него, в действительности работают для той же предопределенной Промыслом цели. Проповедники неверия несознательно для себя укрепляют веру; распространители ересей и расколов, направленных к подрыву церкви, в действительности усиливают ее, возбуждая в ней жизнедеятельность; даже разбойники, производя разбои и убийства, несознательно служат усовершению общественного благоустройства, побуждая принимать меры к ограждению безопасности своих граждан. Конечно, только неразумие может вменить им это в заслугу, и в действительности они вполне заслуживают известной общественной кары за свою злую волю. Из того, что зло часто оказывается содействующим добру, вовсе не следует еще, что оно по самому существу составляет полезный и необходимый момент в историческом процессе, а следует лишь то, что оно сделалось таковым вследствие грехопадения человека, самовольно нарушившего нормальный ход своего развития, и потому в сущности этот факт есть лишь поразительное свидетельство греховности человека, сказывающейся во всей его жизни. Подобно тому, как в жизни отдельного человека самые естественные его процессы часто сопровождаются страданиями, и величайшим из них — самый процесс рождения человека в силу проклятия: «в болезнях будешь родить детей«, так равным образом подобные же страдания сделались неизбежными и в исторической жизни народов и человечества, и главные исторические процессы часто совершаются с невообразимыми муками, в которых погибают не только единицы, но часто целые города и государства. В силу греховности этот болезненный процесс сделался неизбежным, и отсюда даже самое торжество добра достигается страданиями. Нет такого победоносного войска, которое бы могло одерживать победы, не искупая их ужасными страданиями и даже смертью отдельных своих членов; так, равным образом и человечество, достигая своего высшего блага, в силу той же греховности необходимо должно искупать его страданиями и даже гибелью многих своих членов — как отдельных лиц, так и народов. И если не смотря на все эти страдания, все-таки достигается высшая цель, которой содействует самое зло, то этот факт лишь показывает, как дивно все устроено в великом граде Божием как все в нем сливается в одну великую цель, которая есть высшее благо человечества. С этой точки зрения становится наконец понятным высшее значение тех блужданий мысли, которые пережиты были и еще переживаются нашим веком. Если он, злоупотребляя свободой мысли, увлекался всяким ветром учений, доходивших до отрицания всего святого и великого, стараясь обосновывать самые чудовищные теории на данных научного и философского знания, то это был лишь новый великий опыт воспитательного попущения для человечества, чтобы оно наконец убедилось, что даже весь научный гений новейшего времени, даже все великие научные открытия, которыми так гордится наш век, в сущности никогда не в состоянии удовлетворить требований бессмертного духа. Рано или поздно, сколько бы ни питали его разными самоизмышленными измами, он опять возжаждет высшей духовной истины, и этой истины во всей ее полноте не даст ему никакая, даже caмая гениальная теория, и поэтому он опять с необходимостью и с усиленною жаждою и любовью обратится туда, где истина живет в своем немеркнущем свете. И если этот поворот замечается yжe теперь, если эта духовная жажда возгорается в миллионах душ, дотоле находившихся в рабстве бездушных теорий (а это факт, не подлежащий больше никакому сомнению), то в этом и будет существенная характеристика нашегo века. 3аключительное слово его будет состоять в том, что Христос есть единственный источник истины, жизни и светa для миpa.

И вот ввиду этой дивной гармонии исторического процесса с точки зрения идеи Промысла становится жалким утверждение эволюционизма, который, путаясь в самопротиворечиях, приходит наконец к безотрадному убеждению, что в истории нет никакого плана и не может быть никаких исторических законов, так как-де все движется куда-то в неопределенную даль под давлением какой-то роковой или полусознательной тяги [2]. Нет, в истории не только есть план, а есть даже своего рода божественное художество, развивающее по особым дивным зaконам, следы которых мы явственно можем видеть и в самом процессе и особенно в его результатах. И поэтому-то прав бл. Августин, который, обозрев весь исторический процесс с высоты своего великого гения, пришел к убеждению, что весь мир и история есть как бы «превосходнейший стих, украшенный своего рода антитезами« [3], или как бы картина, на которой свет и тени содействуют красоте целого [4]. Прав поэтому Боссюэт, который, заканчивая свое знаменитое «Рассуждение о всемирной истории», говорит что Бог свыше содержит в своих руках судьбы царств и народов. «То, что на наш взгляд может показаться случаем, есть определенное намерение, состоявшееся в высшем совете, т. е. в том вечном совете, который сводит все причины и все следствия в один и тот же порядок. И тaк-то все сводится к одной и той же цели, и только по недостатку своего разумения мы можем находить случай или неправильность в частных противоречиях» [5]. Прав наконец знаменитый американский историк Банкрофт, который говорит: «мировой порядок есть божественная поэма, которая развивается от вечности и которой не могут нарушить вмешательства людей. События развертываются в нем по предопределенному порядку, в величественной гармонии, и подобно тому, как искусный артист извлекает гармонические звуки из струн своей apфы, тaк и история отмечает божественные аккорды, звучащие на великой лире времен. Но эта гармония не может быть воспринята в тот самый момент, когда совершаются события. По следам событий идет философия, чтобы показывать причины и описывать результаты… События складываются в последовательную цепь. Люди, системы, народы, все человечество — все это повинуется божественной воле, и когда завершается часть судеб человечества, мы открываем в них пути Промысла. Да, под каждой страницей в летописях мира можно написать: царствует Бог. События, по мере своего совершения, поведывают о Его верховном плане, и когда мы прислушаемся внимательно, то услышим, как века, удаляясь в темные бездны исчезающих времен, своим бесчисленным хором поют хвалебную песнь: Те Deum laudamus! Тебе Бога хвалим!» [6]

 

ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА:

[1]. Подробнее об этом см. в наших «Размышлениях на праздник Рождества Христова», «Церковный Вестник» №51, 1891 года.

[2]. По теории Спенсера, главного представителя эволюционизма.

[3]. О Граде Божием, ХI, 18.

[4]. «Ибо как картина с черным цветом, положенным на надлежащем месте, так и совокупность вещей (в мире и истории), если кто сможет окинуть ее взором, представляется прекрасною даже с грешниками, хотя безобразие их, когда они рассматриваются сами по себе, делает их гнусными». Там же XI, 23.

[5]. Ouevres de Bossuet, p. 297, t. I, изд. 1858 г.

[6]. Из рассуждения Банкрофта, прочитанного в 1856-м году в историческом обществе в Нью-Йорке. La libre Recherche, t. II, p. 424. Перевод: в Laurent, La Philosophie de sur l?histoire, Paris, 1880 (2 изд.), стр. 1 и 2.

 


 «Мои конспекты: История церкви, патрология, богословие...»