Христианская   библиотека 
Главная Именной указатель Систематический указатель Хронологический указатель Книги в архивах
 

Архимандрит Никифор (Баженов)

Библейская энциклопедия

 

Иерихон

Иерихон (по Еврейски произносится Йерихо) — известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный, но, по мнению некоторых толкователей, оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона. В первый раз Иерихон упоминается в Чис 22:1 в следующих словах: "и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона", каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге. Гора Нево, в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона (32:49, 34:1). Из третьего стиха 34 главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм, название встречаемое и в Судей 1:16, 3:13, но вероятно не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность в Синайском полуострове, по другим — на Еп-Гедди. Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза (2Пар 28:15). Прежде чем Израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услыхав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеною, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене, — обстоятельство много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину (Нав 2:1-24). После того И. Навин перевел народ через Иордан против Иерихона (Ис Нав 3:16), и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где Евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером (4:19, 5:10). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению (Нав 6). "Верою пали стены Иерихона, говорит ап. Павел, по семидневном обхождении" (Евр 11:30). По завоевании города, И. Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. "На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его" (ст. 25). Так и исполнилось, именно, — когда, во дни царя Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце, своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его (3Цар 16:34). При разделении; земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему (Нав 16:7, 18:12, 21). Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида (2Цар 10:5), хотя быть может он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; по близости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие (4Цар 2:4,5,15), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми (4Цар 2:19-22). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной. Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен Иудейского царя Седекию на равнинах Иерихонских (25:5). Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена (1Езд 2:34) и помогали в восстановлении стен Иерусалимских (Неем 3:2). Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. "Я возвысились, как пальма в Енгадди, говорит Премудрость, и как розовые кусты в Иерихоне" (Прем. Иисуса, сына Сирахова 24:15. см. также 1Мак 9:50, 2Мак 12:15 и др.). При Римлянах Иерихон был царскою резиденциею, и здесь умер Ирод Великий. Указания на Иерихон в Новом Завете не многочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (Мф 20:29, Мк 10:46, Лк 18:35, 19:1). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном Самарянине, начинающуюся так: "некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойника" (Лк 10:30-38). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, через так называемую пустыню Иерихонскую, по свидетельству путешественников, и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений. Об Иерихона упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же — на удивительное плодородие Иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала Христианская церковь с епископом во главе. Теперь по близости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая Арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и Иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.


 Христианский портал My studies