Пилат
Пилат (Ин 19:1),
или Понтий Пилат (Мф 27:2) — был назначен Римским правителем, или прокуратором
Иудеи в 29 году по Р. Х. Жил он в Кесарии, но являлся в назначенные времена
в Иерусалиме для наблюдения за сбором податей Римскому правительству и в то
же время производил здесь и судебные разбирательства (Ин 19:20) во дворце или
претории, воздвигнутой, как кажется, именно для этой цели (Ин 18:28). Его правление
было вообще крайне неприязненно для Иудеев, так как он нисколько не колебался
продавать за деньги правосудие и произносить какой бы то ни было приговор вопреки
справедливости. Историки передают о его хищничестве, его убийствах, тех мучениях,
которыми он подвергал невинных без судебного разбирательства; кратко, по их
словам, он отличался крайне суровою жестокостью во все время своего правления
(Лк 13:1). Вызванный в Рим по делу об убийстве Галилеян по его распоряжению
в самом храме во время жертвоприношения, Пилат, по определению суда, был низложен
и сослан в заточение в Вену в Галлию, где мучимый угрызениями совести, лишил
себя жизни (Евсев. Ц. Ист. кн.
2 гл. 7; Древ. кн. XVIII, гл. 4, ї 1, 2). Личность Пилата имеет особое
значение для Христиан, потому что по суду его был предан на поругание и крестную
смерть Господь наш Иисус Христос. Явная невинность Божественного Страдальца
долго удерживала Пилата, хотя и привычного к смертным приговорам, от осуждения
Господа. Он старался уклониться от суда над Ним, несмотря на настойчивые требования
о том первосвященников и народа (Лк 23:4—11); на суде до трех
раз защищал невинность Иисуса, при чем ссылался и на засвидетельствование о
невинности Его от Ирода, решению которого Пилат попытался предоставить решение
участи Подсудимого. К заступничеству за Иисуса побуждала Пилата и жена его: не
делай ничего праведнику тому, просила она Пилата, потому что я ныне,
во сне много пострадала за Него (Мф 27:19). Первосвященники, книжники и
фарисеи отвечали на все ужасным воплем, когда-либо вырывавшимся из человеческих
уст: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25). После чего Пилат,
вероятно из опасения лишиться своей должности (Ин 19:12), велел бичевать Его
и затем, умыв руки перед народом, при чем сказал еще раз «неповинен я в
крови праведника сего», предал Его в руки разъяренной толпы на распятие.
По крестной смерти Господа Иисуса, Пилат составил форму надписи, которая была
прибита на кресте; и когда Иудеи просили его переменить надпись, чтобы представить
Иисуса важным преступником — притязателем на царство Иудейское, Пилат, быть
может сознавая, что он уже пожертвовал правосудием, решительно отказался исполнить
эту просьбу (Ин 19:19—22). Он дал Иосифу позволение снять тело
Иисуса с креста и положить его в своем гробе и наконец, по просьбе Иудеев,
поставил стражу ко гробу (Мф 27:57—66).
|