Мои конспекты
И с т о р и я ц е р к в и, п а т р о л о г и я, б о г о с л о в и е . . .
|
В начало | Имена | Тематический раздел | Хронологический раздел | Географический раздел | Библиотека |
---|
Михаил
Поснов
|
Из среды предстоятелей епископально-парикийного строя некоторые возвысились и получили власть над другими за свои высокие личные качества, а иные — благодаря важным городам, где они занимали кафедры. Но не обошлось и здесь дело без участия или вмешательства человеческих страстей, главным образом, честолюбия. Еще ап. Павел предвидел, что некоторые, получив слишком скоро высокий иерархический сан, могут возгордиться и подпасть осуждению с диаволом (См. 1 Тим. 3:6). Немного спустя, ап. Иоанн обличал уже какого то «первенствалюбца» — Диотрефа, который очень властно распоряжался в Церкви и «извергал из Церкви» (3 Ин. Но злоупотребление вещью — в данном случае властью, — не исключает законного
пользования ею. Церковь постепенно организовывалась в течение столетий и власть
в ней централизовалась. Местность, составлявшая провинцию в гражданском делении,
и в церковном отношении получила особое законченное устройство — одного епископа
большой общины над всеми епископами данной провинции. Епископ целой провинции
обыкновенно назывался папою (Кипр. ер. 8.30.31.36), примасом, πρωτος, επίσκοπος (Апост.
Постанов. VIII, 4), primae sedis, или primae cathedrae episcopus (Ельв. Собор
305 г. К. 58). Примас πρωτος созывал соборы подведомственных
ему епископов и совместно с ними решал дела и выдвинутые жизнью церковные вопросы,
но едва ли он утверждал новоизбранного епископа. Во II половине III века церковная организация развивается так, что к началу IV в. появляются высшие епископы, или митрополиты над целою областью — таковы были римский, александрийский и антиохийский. Имя митрополита впервые встречается на первом Вселенском Соборе, но оно звучит здесь весьма твердо. Права митрополитов уже древний обычай, и на Соборе подтверждаются. Первые намеки на группировку Церквей представляют известия Евсевия о пасхальных спорах с 196 г. На Соборах, созванных по этому поводу, председательствуют (V, 23) — на палестинском: Феофил Кесарийский и Наркис Иерусалимский (ср. VI, 25 Наркис и Феофил), на Галльском — Ириней Лионский, в Греции — Бакхилл Коринфский. Значит, выдвигаются предстоятели главных городов; но личный принцип еще с успехом держится против территориального. Митрополитанская система развивалась из тех же естественных причин, которые располагали апостолов начать свою проповедь с политических центров. Большие города, как сосредоточие гражданской жизни, естественно привлекали к себе массу верующих из провинции: Церковь главного города часто была ecclesia matrix в отношении к провинциям. Шестое правило I Вселенского Собора гласит: «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и Пентаполе, дабы александрийский епископ имел власть над всеми ними. Понеже и римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей…» 7 правило: «Понеже утвердися обыкновение, и древнее предание, чтобы чтити епископа, пребывающего в Элии: то да имеет он последование чести, с сохранением достоинства, присвоенного митрополии». Здесь несомненно идет речь о 4 выдававшихся митрополитах древности — александрийском, римском, антиохийском и иерусалимском (и других менее значительных, в «иных областях»). О них то по отдельности мы и скажем. |