Святой апостол Амплий.

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.

 

Святой апостол Амплий.

Имя св. ап. Амплия, как и св. Стахия, упоминается только однажды в Новом Завете и именно в послании к Римлянам (XVI, 8): «целуйте (приветствуйте) возлюбленного моего (Амплия) о Господе». Изъясняя эти слова, св. Иоанн Златоуст пишет: «Апостол обращает в похвалу любовь свою, потому что Павлова любовь была любовь для Бога и заключала в себе бесчисленные блага. Ежели за великое почитается заслужить любовь царя, то какая похвала быть возлюбленным Павла! Кто не обладал многими добродетелями, тот не привлек бы его любви к себе. Апостол живущих худо и беззаконно не только не любил, но даже предавал проклятию». (30 беседа на послание к Римлянам). Но кто был Амплий совершенно неизвестно. Видно, что он принадлежал к римской христианской церкви, отличался между членами оной особенными добродетелями, трудился над распространением евангельского учения в столице тогдашней всемерной Империи. Вероятно, сам Амплий ко Христу обращен был ап. Павлом и, как видно, был из любимых его учеников. Некоторые думают, что он принадлежал к рабам Императорского двора в Риме (был от «Кесарева дома» Филипп. IV 22) и был умерщвлен при Нероне после пожара (в 64 г. Фаррар На заре христианства, 105, 525 стр.). Скудны о св. Амплии и церковные предания. В Синаксаре Никодима под 31 октября об Амплии и Урбане замечено, что они были епископами и посвящены ап. Андреем Первозванным: «Амплий в Одиссополь, а Урбан в Македонию». В статье, И. И. Малышевского, профессора Киевской академии («Спутники ап. Андрея», между его учениками и спутниками не встречено имени Амплия, а есть Аппиан (Труды Киев. акад. декабрь, 1889). Не разумеется ли под этим именем св. Амплий? В Синаксаре, изданном в Щево-Печерской Лавре в 1874, при перечислении св. 70 апостолов, Амплий назван Амфиатом («Амплий иначе Амфиат»), но почему не сказано. В упомянутом Синаксаре (под 31 октября) сказано: «Амплий и Урбан от св. ап. Андрея Первозванного епископами поставлены, Амплий в Одиссе, нижней Мизии, Урбан же в одном из городов Македонии, и понеже Христа проповедающе, идолы потребляху, от Иудей и Еллинов побиени бывши» (74 ст.). В полном месяцеслове Востока архиепископа Сергия, (в примечании к 4 числу января) сказано, что Амплий, епископ Одиссы — Македонской, но Одисса не в Македонии, а в Мизии, ныне г. Варна. В Библейск. Словаре протоиерея П. Солярского о Св. Амплии замечено, что он, по преданию, «был епископом в Диосполе, что в Вифинии, при Черном море» (т. I, стр. 98). В Четьи Минеях св. Димитрия под 4 числом января: «(Амплий) бысть епископ, проповедуя Христа в Диосполе, и во Одиссе граде, и тамо от еллинов убиен бысть». (В сказании о 70 апостолах А. С., 1900 г. стр. 282 — сказано: «умерщвлен в городе Одиссе (?) язычниками…» В службе св. апостолам — 4 января св. Амплий называется «божественным иерархом, яко воистину сущим служителем Слова, паче (выше) ума» (1-й песнь канона), что он (Амплий) «крепостью божественнаго духа укрепляем, живущыя во тме сынами света показал и сладкою солию учения очистил гнилость лести» (4 января, канон 31 октября). Память св. ап. Амплия в православной церкви совершается 31 октября вместе с Стахием, Апеллием, Урбаном и Наркиссом, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. У католиков св. Амплий (Ampletus) вместе с Урбаном и Наркиссом воспоминаются 31 октября (подробнее см. apxиеп. Димитрий. Собор св. 70 апостолов, вып. 1-й, стр. 30—34 стр.).

 

Православный собеседник, 1906. т.2. с. 385—387.