Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Андроник.
Ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 7) пишет: «приветствуйте
Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся
между апостолами и прежде всех меня уверовавших во Христа».
На основании этих слов видно, что Андроник и его супруга Иуния (Юния)
были сродниками ап. Павла по плоти, следовательно были природные иудеи,
и, может быть из одной с ним страны Киликии (из г. Тарса),
что они прежде его (Апостола) уверовали во Христа, но когда и где — не сказано.
Так как впервые Евангельское слово об Иисусе Христе, как Сыне Божием,
раздалось из уст св. Петра в день праздника Пятидесятницы, в день
сошествия св. Духа на Апостолов, то и предполагают, что Андроник
и Иуния были в это время в Иерусалиме, и, вероятно, обратились
ко Христу и пронесли благовестие о Мессии в столицу тогдашнего
мира в Рим. К сожалению, ни в греческом Синаксаре, ни Славянских
Четьи Минеях нет исторических сведений о жизни и деятельности св.
Андроника и Юнии. Под 17 числом мая у Никодима Святогорца (Греч.
Четьи Минеи) сказано: «сей апостол Христов и мученик, как крылатый
(орел) облетел вселенную, спасая людей от нечестия и заблуждений
идолопоклонства; за ним следовала предивная Юния, которая, презревши мир,
жила только во Христе. Они оба многих язычников обратили к богопознанию,
построили храмы, низложили идолов и везде благоустрояли церковь Христову,
изгоняли бесов и исцеляли недуги и, отдав общечеловеческий долг — смерти,
отошли к жизни вечной». В Четьи Минеях славянских сказано о св.
Андронике и Иунии почти тоже самое, что и в греческих, с добавлением
того, что «они приняли венцы апостольства и мученичества, так как
много пострадали от неверных и мощи их впоследствии обретены
были в Евгенийских селениях в царствование Аркадия» (см. Четьи
Минеи 22 февр. 396 г.). Евгении — это предместье (восточное) Константинополя,
где, вероятно, был храм св. Евгении (равно как и другие части этой столицы
назывались от храмов, напр, εν τη Βαρβαρα по церкви
св. вел. Варвары (см. месяцеслов Русск.-Слав.; 4 декабря). Где Андроник
и Юния были «ошейниками», узниками с св. ап. Павлом,
ни сам он (Павел) не сказал, ни церк. предания о сем
не сообщают. Св. Климент Римский в 1-м своем
послании к Коринфянам пишет, что ап. Павел «семь раз был в узах
темничных», а св. церковь, прославляя апостол, труды св. Павла,
восклицает: «кая темница не име тя юзника? Кая же церковь
не имать тя витию?» (29 июня: Ипакои, по 3-й песни
канона); но из всех темничных заключений ап. Павла более других
известны его узы в Риме, вероятно, там сродники его, Андроник и Юния
разделяли его узы, — так как они проживали в этом городе
(Рим. XVI, 7); во время каких уз (первых или вторых) с большею
вероятностью можно предполагать, во время первых (62 г.). Освобожденные
от темничного заключения Андроник и Юния с неменьшей ревностью
проповедовали Евангелие в разных странах. Св. Андроник был епископом
Паннонии (по мнению Ипполита и других). По многих трудах св.
Андроник и Иуния скончались мирно, но из некоторых церковных
песнопений службы в честь их можно предполагать, что они пострадали
за имя Христово до смерти (8-й песнь канона, 8-й ст.).
Память св. Андроника и Юнии в православной церкви совершается 17 мая,
кроме того св. Андроник прославляется в службе 30 июля вместе с св.
Силою, Силуаном, Крискентом и Епенетом и в службе собора св.
70 апостолов. В христианском месяцеслове (Киев, 1875 г. и др.)
под 22 числом февраля обозначено: «обретете честных мощей св. мучеников
во Евгении», в числе коих находятся мощи св. ап. Андроника,
единого от 17-ти и Иунии помощницы его». Но в службе
этого дня нет имен их. Об этом. обретении в Четьи Минеях рассказывается,
что на месте, где были погребены тела св. мучеников, стали совершаться
многие исцеления и чудеса. Святитель (вероятно, Константинопольский
патриарх Фома) велел раскопать землю в этом месте, и обретено было
много мощей (останков) неизвестных святых (мучеников). Вскоре после этого
одному клирику (Николаю Каллиграфу), отличавшемуся добродетельной жизнью,
было откровение, что среди обретенных мощей находятся мощи и ап. Андроника.
На этом месте построен был величественный храм, в коем по молитвам
св. апостолов совершались чудесные исцеления больных. «Божественный
Андроник... и по кончине источает исцеления верою приступающим
честному его храму, и всем испрошает верным велию милость». (Седален
по 3-й песни канона в службе 17 мая).
Православный собеседник,
1906. т.2. с. 381—383.
|