Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Апеллий.
Его упоминает ап. Павел в Послании к Римлянам (XVI, 10). «Целуйте
Апеллия, искусна о Христе». Преосвященный Феофан, в Толковании сего послания
пишет «Апеллия искусна, или искусного, хорошо умеющего и проповедовать веру
и утверждать в ней, и защищать ее и вообще все вести дела о Христе Господе;
или испытанного, так что на него во всем можно положиться; ибо он делом доказал,
что искренно верует, искренно предан делу веры и всем верующим» (Изд. 2, Москва
1890. стр. 399). «Ничто не равняется с этою похвалою, говорит св. Иоанн Златоуст,
— быть неукоризненным и даже не подавать повода к укоризне в делах по Богу.
И когда апостол называет Апеллия искусным о Христе, то выражает тем все добродетели
(Толков. св. Златоуста на Послание к Римлянам Спб. 1902). Но кто был Апеллий
(или Апеллес)? Его имя упомянуто в Новом Завете только один раз, в Послании
к Римлянам, то, думают, что он был членом христианской церкви в Риме и одним
из выдающихся, хотя может быть, и незнатного рода. В службе собору св. 70 апостолов
4 января упоминается о нескольких Апеллиях и называется то Апеллием (4 песнь
канона; имя Апеллия упоминается в службе 4 раза), то Апеллом (отличным от Аполосса,
в 3-м стихе на Господи воззвах в этом стихе упоминаются Апеллий
и Аполлос,
также и как в 2-м стихе). В греческих и славянских Минеях этот апостол
называется Апеллием, Апеллом, Апслессом. Из разнообразного и главное неоднократного
упоминания
(особенно в службе 4 января, где большинство из 70 апостолов упомянуты только
по одному разу), видно, что Апеллиев было несколько. В Синаксаре (Греческ.
Минеях) Никодим различает двух Апеллиев, одного из них считает просто апостолом,
а другого одним из 70 апостолов. «Нужно, — пишет он, — различать двух Апеллиев.
Сей (речь идет об апостоле Апеллие, память которого 7 сентября) Апеллий апостол,
а другой — Апеллий, бывший епископ во Фракии Ираклийской, воспоминается 31
октября вместе с Стахием, Амплием и др.). Первый Апеллий (10 сентября) был
светильником
и просветителем (епископом) Смирны и благочестно послужив, отошел ко Христу;
а второй Апеллий (31 октября) был епископом Ираклии, и многих приведши ко Христу,
имел блаженную кончину». В русских, более авторитетных месяцесловах, упоминается
один только Апеллий (31 октября), а другой предполагаемый 10 сентября называется
Аполлосом (Месяцесловы митрополита Евгения, протоиерея Д. Вершинского и др.)
В полном Месяцеслове Востока архиепископа Сергия — память св. Апеллия показана
7, 10 сентября и 31 октября и в Заметках к 10 сентября он пишет: Апостолы
от 70-ти: Апеллий, Лука и Климент. Алеллий — лицо отличное от Аполлоса
(8 декабря) упоминается в послании к Римлянам (XVI), епископствовал в Смирне
прежде Поликарпа.
По мнению Никодима, он отличен и от Апеллия, бывшего епископа в Ираклии Фракийской
(31 октября). Из вышесказанного видно, что в числe 70 апостолов был один Апеллий,
что же касается до второго Апеллия, то это во 1-х смешение по сходству
имен
Апеллия (Апелла и Апеллеса) с Аполлосом (Аполло, Аполлон), и под 10 числом
сентября память не Апеллия, а Аполлоса; во 2-х, если допустить двух
Апеллиев, то окажется, что второй из них (празднуемый 10 сентября), был, как
и Аполлос
епископом в Смирне, так как между епископами Смирны был Аполлос Александриец
(8 декабря) а не Апеллий (31 октября). В Мартилоге Римском под 10 сентября
положена память св. Алеллия, Луки и Климента, в Вифинии, а под 22 апреля память
св. Апеллия и Луки, бывших из первых учеников Господа, в Смирне. (Подробнее
о св. ап. Апеллие и его отличии от Аполлоса см. y архиеп. Димитрия. Собор св.
70 апостолов, вып. 1-й, стр. 63—70).
Православный собеседник, 1906. т.2. с. 390—392.
|