Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Аристовул.
Имя св. Аристовула также, как и вышеупомянутых, находится в послании к Римлянам
(XVI, 10), где ап. Павел приветствует не самого Аристовула, а «сущыя
от Аристовула» (приветствуйте верных из дома Аристовулова), т.е. близких,
его родных, живущих
в его доме. Одни из толкователей св. Писания думают, что апостол не приветствует
Аристовула потому, что он находился с ними и, по его прошению, св. Павел
пишет приветствие его домашним (см. Четьи Минеи 16 марта); другие же
предполагают,
что сам Аристовул не принимал ещё христианства, но его семейство уже
было в церкви Христовой, а иные думали, что во время написания ап. Павлом
послания
к Аристовулу его уже не было в живых. Св. Иоанн Златоуст под словом «сущыя
от Аристовула» разумеет благородных женщин от дома Аристовулова. «Смотри,
пишет, святитель, как апостол обращается к знаменитым женщинам, сказав:
„Целуйте сущыя от Аристовула”» (Беседа 31 на послание к Римлянам)… В греческих
Минеях
об Аристовуле, как одном из 70-ти апостолов, под 31 октября сказано кратко:
«Аристовул был посвящен во епископа и был пастырь словесного стада, проповедуя
везде Христа и после трудов благовествования мирно скончался». Под 16
марта о том же Аристовуле в греческих минеях сообщаются более подробные
сведения:
«Аристовул был из 70 апостолов, следовал ап. Павлу в его путешествиях,
служил ему и проповедовал Евангелие Христово, в разных местах. Затем
он был поставлен
ап. Павлом во епископа на остров Британский (εν τη Νηςω των Βρετανων τη Αγγλια),
где тогда обитали дикие и звероподобные люди, от которых он терпел многие
истязания, но великодушное перенесете оных убедило многих язычников обратиться
и уверовать, но Христа. Впоследствии Аристовул устроил там церкви, рукоположил
диаконов и пресвитеров и скончался мирно» (Синаксарь Никодима, 16 марта).
«Аристовул святый, его же Павел святый в римской епистолии воспоминает,
бе апостол Христов от 70, родом от Кипра, брат св. ап. Варнавы». По вознесении
Господа он последовал ап. Павлу и вместе с ним проходил разные страны,
проповедуя
о Христе. Ап. Павел вспоминает Аристовула в послании к Римлянам (XVI, 10).
«Целуйте сущыя от Аристовулова дома или рода, ибо неции от сродник Аристовуловых
Варнавовых обитаху в Риме. Бывшу убо Аристовулу с Павлом в то время, егда
Павел к Римляном писаше епистолию, написа в ней, да и Аристовуловых сродников
от него и от Аристовула. Целуют, сие есть поздравляют. Егда же Павел свитый
поставляй многий епископы, посылаше их во вся грады и страны возвещати
слово истины, тогда и Аристовула епископом постави во Бретанийскую страну,
к людям
неверным, жестоким мучителям, идеже Аристовул святый трудися в благовестии
Христово, много пострада от свирепых человеков, овогда бо биен бысть без
милости, оногда же по улицам влачимый с поруганием бесчисленные пакости
и озлобления от них подъя, дондеже благодатно Христовою просвети их, и
веровати
во Христа научи, и крести и церковь сооружив, пресвитеры и диаконы освяти
и скончася тамо». По изложении сего жития, св. Димитрий продолжает: «некоторые
(Софроний) думают, что Аристовул был отец ап. Иакова и Иоанна, так как
он имел проименование Зеведей». «Но сие несть известно». Достовернее же
есть,
яко ин бе сей св. Аристовул, родом от Кипра, с братом своим Варнавою, а
ин Зеведей, отец Иакова и Иоанна, иерусалимлянин, а не Кипрянин, ему же
то именование
Зеведси не бе прозвание, но самое истое имя». Некоторые (Иероним) предполагают,
что Аристовул был тесть aп. Петра, но как о том, что Аристовул был брат
св. Варнавы так и о том, что св. Петр был женат на его дочери в Священном
Писании
нет указаний. Есть, говорит Минь (Migne) и другие сказания об Аристовуле,
но по замечанию ученых отзываются вымыслами (Dictionnairj de la Bible,
t. I. 577). Память св. Аристовула отдельно совершается 16, а по другим
15 марта,
31 октября вместе со св. Стахием, Амплием, Наркиссом и др., а также января
в соборе св. 70 апостолов. У католиков память св. ап. Аристовула 15 марта,
по западному сказанию он скончался мучеником.
Православный собеседник, 1906. т.2. с. 392–394.
|