Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Епафродит.
Св. Епафродит был родом из г. Филипп в Македонии, обращен к христианству
ап. Павлом, вероятно, во время пребывания его в этом городе. В 52 году
св. Павел
с Силою, Лукою и другими спутниками, по особенному откровению, прибыл
в Филиппы и, пробывши здесь несколько дней (Деян. XVI. 12.), обратил ко
Христу
многих
из жителей этого города и в числе их Епафродита. Филиппийская церковь
преимущественно пред другими пользовалась особенным благорасположением
ап. Павла и заслужила
от него такую похвалу, что он называет её свою радостью, своим венцем
(Филип. I, 8; II, 12; IV, 1) и в своем послании к Филиппийцам выражает
свою великую
радость за их твердость в вере, за горячую к нему любовь и преуспеяние
в добрых делах. «Бог свидетель, писал к ним св. апостол, что я люблю
всех вас
любовью Иисуса Христа и молюсь, чтобы вы были чисты и непреткновенни
в день Христов. Вся братия мои возлюбленные, радость и венец мой» (IV,
I).
Со своей
стороны и филиппийская церковь чувствовала к ап. Павлу особенную благодарность
за обращение их ко Христу, за указание им пути к верному спасению и по
мере возможности старалась отплатить ему своими услугами; и св. Павел,
всегда
бескорыстный проповедник. соглашался принимать от Филиппийских христиан
приношения, как бы опасаясь опечалить отказом своих добрых и чистых чад
Божиих. «Я писал
к ним св. Апостол, возрадовался о Господе, что вы уже вновь начали заботиться
о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства…
вы знаете, филиппийцы что в начале благовествования, когда я вышел из
Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием,
кроме, вас
одних» (IV, 10, 15). Ап. Павел в это время находился вдали от них, содержался
в узах и терпел большую нужду в содержании с опасностью даже для своей
жизни. Услышав о таком тяжелом положении своего учителя и благодетеля,
верующие
в Филиппах отправили к нему Епафродита, дав ему поручение передать Апостолу
иескудно собранное им вспомоществование, послужить учителю своему в его
тяжком положении. Ап. Павел глубоко был тронут таким вниманием филиппийцев
к себе
и к делу Евангелия, а потому, когда Епафродит возвращался домой он вручил
послание к возлюбленными, своим филиппийцам. Послание это заключает в
себе много доказательств что церковь в Филиппах особенно выдавалась ревностью
в деле распространения Евангелия, потому Апостол так много заботился
извещением
об успехе своей проповеди, о состоянии здоровья дорогого им и любезного
ему их посланника (Апостола) Епафродита. Епафродит, отправленный от Филиппийцев
в Риме к св. Павлу, заключенному там в темницу за благовествование о
Христе, без сомнения прежде всего сообщил ему (Апостолу) об их беспокойстве
за
участь
своего любимого учителя и сильное желание получить обо всем этом известие
от самого Апостола и св. Павел удовлетворяет с удовольствием их просьбу
и сообщает, что, по видимому, тяжелые обстоятельства, в каких он находится,
послужили к большому успеху благовествования, так что узы его сделались
известными
всей претории; из дома Кесарева есть уже христианская братия (IV, 22).
«И верно знаю, писал ап. Павел в утешение Филиппийцев, что я останусь
в живых
и пробуду со всеми вами для вашего успеха и для вашей радости в вере»
(I гл. 25), но прежде чем состоится личное свидание с дорогими братиями,
ап.
Павел решился послать к ним любимейшего своего ученика Тимофея (II и
19). «Я, писал Апостол, уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам»
(II,
24). «Потребите же, продолжает Апостол, возмнех Епафродита брата и споспешника
и своинника моего, вашего же посланника и служителя потреби моей послати
к вам; понеже желанием желаше видеть всех вас, и тужаше, зане слышасте,
яко
боле. Ибо боле близ смерти, но Бог помилова его; не же токмо, но и мене,
да не скорбь прииму. Скорее убо послах его, да видевше его паки, возрадуетеся,
и аз беспечален буду. Приимите убо его о Господе со всякою радостью и
таковыя честны имейте, понудив себе вседушно, да исполнит ваше лишение
службы,
яже ко мне» (Филип. II, 25–30). В своем послании к Филиппийцам св. Павел
выставляет
особенно пять похвальных в Епафродите черт, из коих первые три (брат о
Господе, сотрудник в проповеди и своинник), а два последних — посланник
и служитель
— в отношении к самому ему ап. Павлу. В наименовании Епафродита — сотрудником
и своинником можно усматривать, что он помогал св. Павлу в насаждении христианской
веры в Филиппах и, по отшествии апостола от туда, продолжал это святое
дело и способствовал процветанию Филиппийской церкви, и, конечно, при этих
трудах
он перенес не мало лишений и страданий, что и дало ему право на наименование
«своинника». В наименовании Епафродита «посланником» (апостолом) и служителем
(диакон) усматривается то, что он «послан» из Филипп в Рим к ап. Павлу,
где служил в его тяжелом положении в узах. Апостол Павел ускорил отправлением
Епафродита в Филиппы, потому что он сильно желал видеть всех (Филиппийцев)
и тяжко скорбел о том, что до них дошел слух об его болезни (II, 26). И
весть
эта о болезни Епафродита, к сожалению, была верна, ибо он был болен при
смерти (близок был к смерти), но Бог помиловал его, и не его только, но
и самого
Павла, чтобы не прибавлять печали к печали (II, 27). В выздоровлении Епафродита,
Апостол видит особенную милость Божию не только для выздоровевшего (Епафродита),
но и для себя; и эта милость дана была Богом, вероятно, по особенной молитве
о нем св. Апостола. Слова: «чтобы не прибавилось мне печали к печали» (в
случай смерти Епафродита) показывают, как близко к сердцу Апостол принимал
болезнь Епафродита; печальный исход (смерть) его усугубил бы печаль св.
ап. Павла. Под печалью, которая усилилась бы новою печалью, многие толкователи
разумеют тяжелое положение Апостола в узах, которые хотя и радовали его
(I,
12), но и печалили, потому что не давали ему возможности к более широкой
деятельности для благовествования. Посему, продолжает апостол в послании
к Филиппийцам, я скорее отправил Епафродита, чтобы вы, увидевши его, возрадовались
и я был бы менее печален (II, 28). Примите же его (Епафродита) в Господе,
с всякою радостию и таковых имейте в особом почете (II, 29). Выражением
«в Господе» обозначается христианский характер приема; увещание же принять
Епафродита
«со всякою радостию» обосновано на цели отправления к ним его, чтобы доставить
Филиппийцам радость. Далее, апостол представляет и основание к такому приему
Епафродита, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности
жизнь, чтобы восполнить недостаток ваших услуг (II, 3). А в чем состояло
это дело, можно видеть из контекста (ст. 25: вашего посланника и служителя
в нужде вашей): оно именно состояло в содействии распространению Евангелия
Христова чрез вспомоществование благовестнику оного, т.е. ап. Павлу и Епафродиту,
если в Риме лично и не проповедовал Христа, то содействовал делу Христову
в своем служении апостолу, и если пострадал при этом служении то с полным
правом можно сказать, что он пострадал за дело Христово. «Неустрашимый
Епафродит презрев всякую опасность, только бы придти, и послужить Павлу
и сделать все,
что нужно было». Апостол не сказал: «для меня», но говорить: «за дело Божие»,
ибо не для меня, а для Бога он был близок к смерти… Умереть же для Павла,
пишет св. Иоанн Златоуст, было тоже, что умереть для проповеди» (Толкование
на послание к Филиппийцам, М., 1857. 171–2). И это понятно Епафродит не
служил бы ап. Павлу, если бы он (апостол) не был тем, чем он был; если
бы он дело
Христа не считал бы своим делом (гл. 22). Ап. Павел служение Епафродита
усваивает Филиппийцам и говорить, что все то, что должны вы сделать для
апостола лично,
то сделал за них Епафродит и сделал с избытком. «Жители (Филипп) не были
со мною, но оказали всякую услугу чрез Епафродита, своего посланника. Следовательно,
недостаток личного (Филиппийцев) служения Епафродит восполнил. И потому
имеет право получить великую честь; так он один за всех сделал, что следовало
сделать
всем» (Златоуст). Горячее участие Филиппийцев, в тяжелом положении апостола
не само в себе, не как материальное вспоможение в нужде, имеет в его глазах
свою ценность, но оно ценно, как выражение деятельного участия в нем со
стороны Филиппийцев. Апостол радуется не тому, что Филиппийцы прислали
ему вспомоществование, но тому, что они чрез эту присылку чрез Епафродита
приняли деятельное участие
в его тяжелом положении. Епафродит терпит ради служения Евангелию, то чрез
участие в его положении они принимают участие в деле Христа: «Опять, замечает
св. Иоанн Златоуст, великая похвала Филиппийцам, что он св. Павел, находясь
в столице, получает содержание от Филипп». Я, пишет Апостол в Послании
к Филиппийцам, получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита
посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную и благоугодную
Богу
(IV, 17–18). Свою благодарность филиппийцам за их дары, полученные чрез
Епафродита, Апостол заключает благословением им. «Бог мой да восполнить
всякую нужду
вату по богатстве своему в славе Иисус Христом» (IV, 19. 20). О дальнейшей
жизни и деятельности св. Епафродита в св. Писании нет сведений. Предание
же церкви о Епафродите скудны. Списки о 70 Апостолах (Дорофея, Адона, св.
Димитрия и др.) согласно признают Епафродита в их числе. Об епископской
кафедре, какую занимал св. Епафродит различны мнения. По сказанию Дорофея:
«в Адрианополе
бысть епископ»; в Мартирологе Адона — в Адрии или Адриаке (в Италии); по
Метафрасту — епископ Терракоты, или Терацины (в Италии); в Синаксаре Никодима
— в Колофоне; по Синаксарю, был епископом в Кипре, называемом иначе Адриания,
у св. Димитрия — «бысть епископ в Адриании», в римском мартирологе — в
Терацине — близ Черного Моря. В Полном Православном Месяцеслове (Симбирск,
I860) —
в Адриании Памфилийской; у блж. Феодорита Епафродит был епископ Филипп.
Западные ученые (Герцог, Фаррар и другие) равно как и русские архим. Никифор
считают
Епафридита епископом Филипп. Св. Димитрий Ростовский, по изложении жизни
св. ап. Петра (в Четьи Минее 29 июня), делает такое замечание: в Метафрастовом
о св. Апостоле Петре повествовании воспоминаются два Епафродита, един в
Адриатийской Ликии — епископ поставлен, а другий в Террасконе. Перваго
убо Епафродита
святаго память в наших прологах положена декембрия в 8-й день и ианнуария
в 4-й, между 70 Апостолами, а другого св. Епафродита память в Мартирологе
Римстем 22 марта (вероятно, под вторым Епафродитом следует разуметь св.
aп. Епафраса, опущенного в списке св. 70 и в Православных Месяцесловах
— (смотри
выше об Епафрасе). В истории Фессалоникского (Солунь) экзархата И. Лепорского.
(С. Петербурга 1902, стр. 305) сказано, что св. Епафродит из 70 был первым
епископом Фессалоники (Солуни), а также у Лекеня 67 р. Епископ Феофан в
Толковани на Послание к Филиппийцам (М. 1883, 93 стр.). Его преемником
был св. Ераст
от 70; но из содержания послания к Филиппийцам, вероятнее всего, можно
думать, что Епафродит был в родном городе Филиппах (о сем св. Епафродите
см. архиеп.
Димитрий. Собор св. 70 Апостолов, вып. 2, стр. 105–128). Службы сему Апостолу
особой нет, но он прославляется в службе 70 Апостолам.
Православный собеседник, 1906. т.3. с. 400–406.
|