Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Ераст.
О св. ап. Ерасте упоминается в апостольских Деяниях (ХIХ, 22): «Послав же
в Македонию два от служащих ему Тимофея и Ераста, сам же (Павел) пребысть время
во Асии»; в послание к Римлянам (XVI, 23): «Целует вы Ераст, строитель градский»
и во 2-м послании к Тимофею: «Ераст оста в Коринфе» (2 Тим. IV, 20). Некоторые
ученые (как-то: Винер Real-Wort. Artie. «Erasmus» p. 355) различают Ераста
градского строителя (эконом Οικονομος πολεως), от имени коего ап. Павел посылал приветствие к Римлянам (XVI, 23) от других лиц, носивших тоже имя Ераста, т.е. от упоминаемых в Апостольских Деяниях (XIX, 22 и 2 Тим. IV, 20) и основанием к такому различию выставляют то соображение, что человеку, открыто исповедающему христианскую веру невозможно было сохранять за собою почетную и доходную должность эконома (или казначея) в языческом городе, а тем более, не оставляя оной, сопутствовать апостолу и всецело отдаваться христианской проповеди… Но Ераст, упоминаемый в Апостольских Деяниях (XIX, 20), есть несомненно лицо, тождественное с Ерастом, которого ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 23) называет Οικονομος της πολεως (эконом,
или строитель Коринфа, откуда было отправлено вышеупомянутое послание), и о
котором он упоминает во 2-м послании к Тимофею (IV, 20), так как ни откуда
не видно, чтобы Ераст оставался экономом (казначеем) Коринфа после своего обращения
в христианство и после присоединения к спутникам св. Павла; напротив апостол
Павел, невидимому, с тою целью и упоминает в Послании к Римлянам, что Ераст
был экономом города, чтобы показать, чем этот высокочтимый и богатый человек
пожертвовал для христианства. С каковым предположением согласны лучшие толкователи
Священного Писания. Так, блаж. Феофилакт Болгарский пишет: «упоминает св. апостол
Павел о нем (Ерасте), дабы ты знал, что ни богатство, ни чин никому не служат
препятствием к вере и правильной жизни». (Толкование на послание к Римлянам.
Казань, 1866, стр. 225). Св. Иоанн Златоуст, изъясняя 23 стих XVI главы к Римлянам:
«Целует вы Ераст», пишет: «Не просто (говорит апостол), но присовокупляет слова:
„строитель градский“. Но как апостол писал к Филиппийцам: целует вы, иже от
Кесарева дому (II, 221), чтобы показать, что проповедь его коснулась и людей
знатных, так и здесь с тою же целью упоминает и о чине Ераста, давая тем разуметь,
что внимательному к себе человеку не служат препятствием ни богатство, ни заботы
о должности, ни другое тому подобное» (Беседа 31 на послание к Римлянам, 713
стр.). Ераст был градским строителем только до своего обращения в христианство,
а затем оставил не только эту должность, но и даже родных, отечество и последовал
за ап. Павлом, сохраняя однако и за собою наименование (прежнее) «эконома».
Подобный пример можно видеть в евангелисте Матфее, который, будучи, до своего
призвания к апостольскому служению мытарем, сборщиком податей, сохранил за
собою прежнее название мытаря и по обращении ко Христу (Мф. IX, 9; X, 3). (Подробнее
о тождестве Ераста — эконома Коринфского с Ерастом — сотрудником ап. Павла
см. apxиеп. Димитрия: Собор св. 70 апостолов, вып. 2, стр. 150–152; архим.
Григория: Третье путешествие св. ап. Павла, 1892 г., стр. 99–102 и др.). Св.
Ераст, вероятно, был родом из Коринфа и по происхождению своему был не иудей,
а язычник, грек, что отчасти подтверждается и самым именем его (Ераст). Занимаемая
им в Коринфе должность городского эконома (казнохранителя) показывает, что
он происходил из знатного рода и владел большими средствами и имел уже почтенный
возраст, иначе ему не поручили бы такой важной и многоответственной должности
и особенно в таком большом и язычески цивилизованном городе, как Коринф. О
нравственных качествах Ераста ни в Деяниях, ни в посланиях ап. Павла ничего
неизвестно, но если он, не смотря на выгоду своего положения, почести, богатство,
чем он пользовался в язычестве, всем этим пожертвовал ради Христа и даже самого
себя впоследствии предал труднейшему служению на пользу христианства, то уже
одно это говорить о необыкновенной высоте его духа. Нет указаний в книгах Нового
Завета, когда Ераст познакомился с ап. Павлом и принял от него христианскую
веру. Вероятнее всего Ераст впервые благовестие об Иисусе Христе услышал от
самого ап. Павла, что могло случиться только в первое посещение им Коринфа
(Деян. XVIII, 1–18), куда он прибыл из Афин. Св. Лука замечает, что многие
из Коринфян, слушая проповедь ап. Павла, уверовали и крестились, вероятно,
в числе их был и язычник Ераст — городской эконом. К этому времени следует
отнести и начало сопутствования Ераста св. ап. Павлу. Из Апостольских Деяний
(XVIII, 12–18) видно, что после неудачной попытки злобных иудеев предать апостола
на суд проконсула Галлиона, св. Павел пробыл в Коринфе ещё довольно дней, отплыл
в Сирию и на пути посетил Ефес, где, как видно из Деяний XVIII, 21, оставив
Акилу и Прискиллу, отбыл с другими спутниками далее (в Иерусалим), между этими
спутниками был и Ераст. Этим спутникам желательно было (особенно Ерасту) побывать
в первый раз по обращении к христианству в Иерусалиме, где жил и пострадал
Иисус Христос, и там же в праздник Пятидесятницы сподобиться духовного общения
с св. апостолами и братией церкви Иерусалимской, матери других церквей. Кроме
сего, Ераст мог служить избранным от Коринфской церкви представителем для передачи братьям Палестины собранных св. апостолом Павлом пожертвований (это было в 54 и 55 г.). Подтверждением пребывания (св. ап. Павлом) Ераста в Иерусалиме может служить и то, что он у греческих и у латинских писателей называется экономом Иерусалимской церкви. В списке 70 апостолов у Дорофея сказано: «Ераст эконом бысть Иерусалимской церкви»; в греческом Синаксаре (Никодима: «Ο δε Εραστος. Λεγομενος οικονομος της εν Ιερυσαλημος εκκλησιας«).
Таким образом наименование Ераста по прежней должности осталось за ним навсегда;
но с другой стороны можно подумать, что он впоследствии был экономом в Иерусалимской
церкви. Пребывание ап. Павла в Иерусалиме со своими спутниками было непродолжительно;
апостол отправился с ними обратно, посещая церкви прежде насажденные; св. Лука
кратко описывает это путешествие св. апостола и «прошед верхния страны они
дошли до Ефеса» (Деян. XIX, 1).где пробыл около двух лет. (Деян. XIX, 10).
В Ефесе апостол получил, неблагоприятные вести о раздорах между христианами
Коринфской церкви, о появлении там лжеучителей; в виду чего он предварительно
отправил в Македонию, (а оттуда и в Коринф) двух своих спутников Тимофея и
Ераста. (Сам же на время остался в Асии (Деян. XIX, 21). Выбор св. апостола
пал на них, потому что Тимофей был любимейший его ученик, о котором писал к
Коринфянам, что «Тимофей делает, дело Господне, как и он сам» (1 Кор. XVI,
10), а Ераста отправил в Коринф, как природного жителя сего города, который
хорошо знал характер и настроение главных лиц, произведших там беспорядки.
Ераст, кроме, того, пользовался особенным уважением в Коринфе не только у тамошних
христиан, но и у язычников, а потому мог своими благоразумными советами ослабить
и устранить вредное влияние на других, произведенное противниками ап. Павла
и приверженцами разных партий. Вероятно вскоре по получении от Ераста и Тимофея
верных сведений о положении церкви Коринфской св. ап. Павел написал первое
послание к Коринфянам (58). Отправленные в Коринф Тимофей и Ераст с успехом
выполнили возложенное на них ап. Павлом поручение; нарушенные порядки в Коринфской
церкви были восстановлены; возбужденные лжебратиею споры о превосходстве христианских
проповедников улеглись и авторитет его (Павла), как их апостола и истинного
ученика Христова, был признан и недоброжелательными к нему лицами, что видно
из 2 послания его к Коринфянам (гл. 7), написанного в том же (58) году. После
бунта, произведенного среброковачем Димитрием, ап. Павел, оставив Ефес, отправился
оттуда в Македонию (Деян. ХXI и прожил в Елладе три месяца (Деян. XX, 2). Под
Елладою разумеется Греция и в это-то время он, по обещанию (2 Кор. II, 3, 7,
9; IV, 5; X. 2. и др.), посетил Коринф и здесь без сомнения имел свидание с
Ерастом, который, со времени оставления его Павлом проживал в Коринфе; о пребывании
же Ераста в этом городе свидетельствует посланное св. Павлом приветствие христианам
Римской церкви: «Целует вас Ераст, градский строитель» (XVI, 23). Послание
же к Римлянам написано было в Коринфе (в 59 г.). Из упоминания Ераста в этом
послании видно, что его с отличной стороны знали и уважали в Риме. После сего
в Священном Писании (ни в Деяниях, ни в Посланиях ап. Павла) не упоминается
ап. Ераст, а это дает обширное поле для разных предположений о дальнейшей его
деятельности. Вероятно, по смерти ап. Павла (67 г.), ап. Ераст посетил Иерусалим
где, может быть, апостолами избран в экономы великой (Иерусалимской) церкви,
о чем согласно утверждает церковное предание; вскоре пред разрушением Иерусалима
Титом в 70 году, все члены иерусалимской церкви во главе с епископом Симеоном,
по особенному откровению, отправились в Пеллу. Таким образом служение его иерусалимской
церкви было непродолжительно. По церк. преданию Ераст был епископом Панеадским.
Панеада город в северной Палестине у подножия горы Ермона, у источника реки
Иордана. Название свое город получил от языческого божества, называемого Паном,
которого культ греки отождествили с Ваалом. В греческ. Минеях (Никодима Святогорца)
говорится, что Ераст, о коем пишет ап. Павел в послании к Римлянам, именуемый
экономом иерусалимской церкви, был епископ города Панеады (10 ноября). У св.
Димитрия Ростовского (в Четьи Минеях 4 января): «Ераст святый, бысть эконом
иерусалимской церкви, потом же епископом Панеады». Преосвященный Феофан (в
толковании на послание к Римлянам пишет: «Ераст из 70-ти сперва был экономом
в церкви иерусалимской, а потом епископом Панеадским» (Москва, издание 2-е,
ч. 2, 1890. стр. 411). По преданию восточной церкви, Ераст скончался мирно
(εν ειρηνη) в глубокой старости; по
римскому Мартирологу он скончался мучеником, (Martyrio vitam fmivit) и у католиков
считается епископом г. Филипп преемником Епафродита; память его 26 июля; в
Восточной церкви память св. Ераста совершается 10 ноября и 4 января в Соборе
св. 70 апостолов (Подробные сведения о св. Ерасте у apxиеп. Димитрия, Собор
св. 70-ти апостолов, вып. 2, 146–180 стр.).
Православный собеседник, 1906. т.3. с. 230–236.
|