Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Ерм.
Этот апостол упоминается в послании св. ап. Павла к Римлянам:
«приветствуйте Асигкрита,… Ерма… и других с ними братьев» (Римл. XVI, 15).
Многие церковные
писатели полагают, что этот св. Ерм одно лицо с Ермою, писателем книги «Пастырь».
Если св. Ерма не считать автором книги «Пастырь», то о нем ничего кроме имени
неизвестно. Можно предполагать, на основании упоминания его имени в послании
к Римлянам, что он принадлежала к обществу христианской церкви и, может быть
был один из выдающихся членов её, в виду того, что ап. Павел называет его
по имени и включает в число «братии». Имя этого апостола — Ерм греческое, но
в то
время многие и из природных иудеев нередко носили греческие имена (в числе
апостолов были: Петр, Андрей, Филипп и др.) и с большею вероятностью можно
думать, что он был по своему происхождению римлянин. Кем был обращен из язычества
в христианство, св. Павлом или другим апостолом, неизвестно. Церковное предание
считает ап. Ерма епископом Филипп (или Филиппополя), того ли города, где
епископствовал ап. Епафродит или другого одноименного города, неизвестно. У
Дорофея (греческ.
Минеях) сказано, что св. ап. Ерм был епископом Филипп во Фракии. В Четьи
Минее св. Димитрия Ростовского (под 31 мая) сказано: «св. ап. Ерм в послании
св.
ап. Павла с прочими, иже от 70 апостолами воспоминается сице: „целуйте Асигкрита,..
Ерма… и сущую с ними братию“ (Римл. XVI, 14). Сей Ерм в Филиппополе бысть
епископ и многие во Христовом благовестии показа подвиги и труды, а ныне наслаждается
покоя, но благих Господа своего» (142). Как можно заключить из слов святогорца
Никодима (греч. Синаксарь), св. Ерм, скончался в мире, а не мучеником (см.
под 8 марта). Церковная служба (8 апр. и 4 янв.) не сообщает исторических
сведений
о св. ап. Ерме. Если же св. Ерма считать составителем «Пастыря», то некоторые
хотя скудные сведения об его жизни можно извлечь из этой книги. В пользу
того, что «муж апостольский», ученик ап. Павла, один из 70-ти был писателем
«Пастыря»,
много свидетелей, начиная с Оригена (Περι των αρχων стр.
44, Казань). Евсевий пишет, что ап. Павел в послании к Римлянам (XI, 14)
упоминает и об Ерме, которому, говорят, принадлежит книга «Пастырь» (Церк.
история III,
3), блаж. Иероним называет Ерма, упоминаемого в послании к Римлянам, составителем
означенной книги (Пастырь) и ставит её наравне с книгами Премудрости Соломона,
Юдифи и др., св. Афанасий Великий (Творения его, Сергиев Посад, 1902, I т.
196 и др.); ещё раньше на книгу «Пастырь», без указания на автора, ссылались:
Ириней Лиоиский (т 190), Тертуллиан, Климент Александрийский и др. По свидетельству
Евсевия, книга Ерма «Пастырь» читалась в церквях при богослужении наравне
с каноническими книгами Нового Завета (Церков. история, Спб. 1858 г., с.
105).
В Синаксаре Киев 1874 о св. Ерме сказано: «св. ап. Ерм бяше един от 70-ти
его же и божественный Павел в послании своем к Римлянам воспоминает. Бе родом
грек,
но живяше в Риме. Супруга язычница и недобрыя дети много оскорбляху его,
и лишися богатства, еже име, и терпяше скорби. Тако пишет сам в книге „Пастырь“,
юже написа в гонение Домициана, и юже последи читаша в церквах. Бe епископ
Филиппополя, во Фракии, и ту пострада» (л. 327). Есть мнение, что эту книгу
написал Ерм, брат папы Пия (см. архиеп. Димитрия: Собор св. 70 апостолов,
вып.
2). Из книги Пастырь видно, что Ерм был житель Рима и это видно из того,
что Рим во всей книге представляется местом событий и откровений, бывших
Ерму (1-е
видение); самые откровения Ерма предназначались для церкви римской, предстоятелю
её Клименту, а от него уже должны распространяться в церквах других городов
(2-е видение). Хотя Ерм был постоянный житель Рима, но не природный римлянин
(латинянин), а грек (может быть иудей эллинист), хорошо усвоивший книги Ветхого
Завета и в совершенстве владевший греческим языком. Самая книга «Пастырь»
первоначально была написана на греческом языкτ,
а потом переведена на латинский. Думают, что Ерм был пресвитер и старший
между членами римского клира. Из книги «Пастырь» видно, что Ерм отличался
сердечною
простотою, незлобием, благодушно переносившим житейские невзгоды; но, к сожалению,
он не отличался твердою волей и по своей излишней доброте, а также по чрезмерной
отеческой любви не имел должного влияния на своих детей и жену. Супруга Ерма
отличалась злым языком (2-е видение); а особенно много скорби доставляли
ему дети неблаговоспитанные, увлекавшиеся дурными страстями. Расстройство
в семье
Ерма произошло и от излишнего пристрастия к земным благам. Ерм был человек
богатый и, может быть, занимался обширными торговыми делами, по, вдавшись
в неверные и неблагопристойные предприятия, он в скором времени из богача
превратился
в бедняка и, вместо прежнего изобилия стал нуждаться в средствах к жизни.
Наказание Божие обрушилось на Ерма, но он не понимал причины перемены в своем
внешнем
положении, не сознавал своей виновности перед Богом, а как человек благочестивый
и среди мирских невзгод не мог совершенно забыться и угасить в себе дух благодати
Божией; постигшие его бедствия возбуждали в его душе чувство глубокого сердечного
раскаяния. Ерм стал часто поститься и молиться и просил Бога открыть причины
постигшего его несчастья. От своей личной жизни Ерм нередко переносил свой
взор и на жизнь христиан в современной ему римской церкви. Некоторые из христиан,
вдавшись в мирские, суетные дела, впали в беспечность о служении Богу (4
подобие) и были из них такие, которые во время гонения от язычников из-за
приверженности
к сокровищам миpa оказывались не верными Богу (Под. 8); многие преданы были
чувственным удовольствиям, а иные, но надменно своему, завлекались всезнанием
и принимали на себя роль учителей. (Под. 19) и во всем этом видел печальное
состояние церкви, согласно словам ап. Павла (2 Рим. III, 1), указывавшее
на последние времена пред пришествием Христа, судии мира. Подобные думы переносили
Ерма в мир высший, откуда и ожидал разрешения своих тяжких недоумений. Пламенная
молитва Ерма была услышана и является ему Ангел в виде пастыря, и по повелению
Божию открывает ему чрез старицу (церковь) Божественные тайны (подробный
анализ
видений, подобий и притч, сообщенных Ерму см, в Православном Обозрении прот.
П. Преображенского 1862. и в отдельном издании «Писания мужей апостольских»,
а также Д. Гусева в Православном Собеседнике 1896 и отдельно; Архиеп. Димитрий
Собор св. 70 апостолов, вып. 2, стр. 195 — 258, apхиеп. Филарет и др.). Творение
Ерма все проникнуто почти исключительно одним нравственными характером; книга
его «Пастырь» есть ничто иное, как призыв к покаянно, нравственному очищению
и исправлению всех верующих в Иисуса Христа, живущих во всем христианском
мире. Как по форме, так и по содержанию «Пастырь» Ерма резко отличается от
всех других
произведений апостольского времени и представляет собою своеобразный памятник
древне-христианской письменности во всей святоотеческой литературе. Писание
апостолов и апостольских мужей имеют епистолярную форму, писаны в форме посланий,
а книга Ерма имеет форму апокалипсическую, содержание её развивается в виде
целого ряда последовательно идущих откровений, сообщенных ему из миpa сверхъестественного,
духовного, то ангелом покаяния (Пастырь), то таинственною женщиною, под образом
которой являлась ему церковь, то — великим ангелом и др. Память ап. Ерма
в православной церкви — 8 апреля вмеcте с св. Асигкритом, Флегонтом, Руфом,
Ермием
и Патровом,
а также 4 января в соборе св. 70 апостолов и отдельно — 31 мая (Но в некоторых
Месяцесловах этого числа Ермий, а не Ерм). Служба на этот день (ни ап. Ерму,
ни ап. Ермию нет) о св. муч. Еремею (Ермию). В службе 8 апреля св. Ерм смешивается
с ап. Ермием. У католиков память ев. ап. Ерму 9 мая.
Православный собеседник, 1906. т.2. с. 403–407.
|