Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Ермий.
Св. апостол Ермий в послании к Римлянам упоминается с
Ермой в одном и том же стихе (XVI, 14) во всех изданиях Нового Завета (греч.
славян., латин. и др.)
«Следовательно, этот св. Ермий совершенно отличное лицо от ап. Ерма, предполагаемого
автора книги «Пастырь» Ασπασατε τον Ασυγκριτον,.. τον Ερμαν… τον Ερμην…
Таким образом Ерм (Ερμας) отличается от Ермия (Ερμης)
в греч. тексте послания к Римлянам; в Вульгате: Solutate Asyncritum… Hermain…
Hermеn., также Ерм и Ермий два отдельных лица. В славянской Четьи Минее св.
Димитрия под 4 января сказано: «Ермий святый, иже в той же (Римской) епистолии
воспоминается и в 2 послании к Тимофею (IV, 10), куда по словам ап. Павла
отправился Тит, его сотрудник [1]. Никаких определенных сведений не сохранилось
о просветительной
деятельности св. ап. Ермия в Далматии, кроме общих выражений в службе ему
(8 апр.), как-то, что он был наставником Далмации и что находившихся в этой
стране
в языческой тьме (ночи) он просветил, совершил исцеления и творя знамения
великия (8 песнь канона). Из греч. Синаксаря видно, что Ермий, после многих
трудов
и скорбей, скончался мирно (апр. 267 стр.). С именем Ермия сохранилось с
древних времени (2 или 3 века) небольшое на греческом языке сочинение, под
названием:
«Обличение языческих философов». Кто был Ермий, написавший это сочинение,
где и в какое время он жил, нет никаких достоверных сведений, но так как
в христианском
мире с именем Ермия известен ап. Ермий, то некоторые и приписывают ему (ап.
Ермию) это сочинение, но без всяких оснований. (подробнее см. у apxиеп. Димитрия,
вып. 2-й стр. 180–194).
Примечание
1. В Четьи Миней греческой и славянской под 4 числом ноября
положена память святого Никандра, епископа Мирскаго (Νικανδρου επισκοπου Μυρων) и пресвитера Ермея (και Ερμιου πρεσβυτερου) которых посвятил в священный сан ап. Тит. Св. Димитрий Ростовский под 4 ноября излагает кратко жизнь и страдания св. епископа Никандра и пресвитера Ермея (Ермия) и говорит, что «сии святи верою просвещени и на священнодействия поставлени быша от св. ап. Тита» (ст. 36); Но св. Ермия (или Ермея) пресвитера, воспоминаемого 4 ноября, не следует смешивать ни с Ермою (Ερμας 5 ноября) ни с Ермием (Ερμης 8 апреля) и имя его на греческом язык Ερμαιος (а не Ερμας или Ερμης)
по различию их имен, а отчасти по времени их жизни. Ап. Ерм и Ермий, как
в службе (8 апр.), представляются последователями Иисуса Христа, выдающимися
членами Римской
церкви ещё в 59–60 г., когда написано послание ап. Павлом к Римлянам, а св.
Ермей (Ермий) 4 ноября представляется язычником обращенным ап. Титом, который
как видно
из 2 Послания к Тимофею — отправился в Далмацию, уже пред смертью ап. Павла
(66–67); к тому же в житию пресвитера Ермея ни на греческом, ни на славянском
языках нет
упоминания о Далмации, а потому мнение, что ап. Ермий епископ Далмации был
одно лицо с пресвитером Ермием, не справедливо; вероятно, этот последний
был пресвитером
Мирской Церкви, где епископствовал св. Никандр, с которым он и пострадал.
Есть ещё и четвертый Ермий, память коего в один день (31 мая) с ап. Ермою
(или по
некоторым Ермием), а потому некоторые этого последнего считают за одно лицо
или с ап. Ермою (писателем «Пастыря»), или ап. Ермием. Но св. муч. Ермий
был воин,
пострадал за имя Христово, в глубокой старости при императоре Антонине (в
166 г. по Р. X.).
Православный собеседник, 1906. т.2. с. 408–409.
|