Святой апостол Евод.

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.

 

Святой апостол Евод.

В книгах Нового Завета не упоминается св. Евод если не подразумевать его под именем Еводий в поcлaнии ап. Павла к Филиппийцам [1]. Но церковное предание согласно причисляет св. Еводия к 70 апостолам, считая его учеником ап. Петра, который и поставил его епископом Великой Антиохии: Ο αγιος αποστολος Ευοδον ητον εις απο Ευδομηκοντα Αποστολων και εγινεν Επισκοπος εις την μεγαλην Αντιοχειαν υστρον απο τον αποστολον Πετρν (Никодим, Синаксарь 7 сент. 1868. I, 28). Св. Димитрий Ростовский митрополит в Четьи Минее (под 7 сентября) сообщает, на основании сказания Симеона Метафраста о св. Еводе следующие сведения: «Евод святый бе един от седмидесяти апостол в великой Антиохии, по св. Петре первый бысть епископу великий словесе Божия проповедник, его же св. Игнатий Богоносец в Послании своем к Антиохийцам поминает, глаголя: поминайте блаженнаго Евода, отца вашего, иже первый вам от апостолов пастырь поставлен бысть: убо да не постыдится вас ради отец, истиннии будете сынове, а не прелюбодейцы; сей св. Евод о пречистой Деве написа, яко в пятьнадесятое лето жития своего от Рождества ради Спаса Mиру. В триех летех, рече, введена бысть в церковь Господню, идеже пребысть единонадесять лет: таже дванадесятому наставшу лету, священническими руками Иосифу в сохранение дана бысть, у него же пребываше четыре месяца, от ангела радостное прия благовестие, и породи свет миру Христа в пятьнадесятое лето своего жития». Кроме сего св. Евод оставил много полезных сочинений, но все они погибли в те многобедственные времена, когда церковь Божия подвергалась гонениям, и посему до нашего времени не дошли. В настоящее время известна только книга его под названием «Светило» о которой у поминает греческий историк Никифор (жил в 14 веке). Римские Мартирологи (мученические акты) говорят, что св. Евод пролил свою кровь за Христа и скончался мучеником в Антиохии в 66 году при императоре Нероне. В то время в Антиохии одним иудеем, по имени Антиохом, было произведено возмущение, для прекращения коего прибыл сюда в Антиохию полководец Веспасиан (впоследствии император), тогда же многие из иудеев приняли христианскую веру и св. Евод, как епископ г. Антиохии, был умерщвлен по подозрению в сочувствии к возмутителям. Предание приписывает св. Еводу наименование последователей Иисуса Христа «христианами», но едва ли это верно, так как название христиан верующим в Иисуса Христа было дано ранее (Деян. XI, 26). Память св. Евода в Православной церкви совершается 7 сентября, вмеcте с Онисифором, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов.

 

Примечание

1. В Послании к Филиппийцам (IV, 2) ап. Павел пишет: «Еводию и Синтихию молю тожде мудрствовать о Господе умоляю Еводию, умоляю и Синтихию мыслить тоже о Господе «Ευοδιαν παρακαλω και Συντυχην το αυτο φρονειν εν Κυριο«. Но в некоторых манускриптах имя Еводия поставлено в мужском роде: Evodum, Evodium, Ευοδιον, из этого заключали, что упоминаемые в послании к Филиппийцам Еводий — муж, а Синтихия — его жена. Эразм (Erasmus) предполагает, что между ними происходили какие-то семейные несогласия и ап. Павел умоляет их примириться (Migne. Dictionnaire de la Eible. II, p. 416). Гроций предполагает, что Еводий и Синтихий оба мужчины, а не женщины (Commentar. in Sacra Scriptura 24 t., p. 1213). Баур в Еводии и Синтихии усматривает две борющиеся между собою христианские партии из иудеев и язычников, т.е. партии-Петра и Павла, каковое мнение у протестантских писателей в большом ходу… Но большинство манускриптов новозаветных священных книг говорят о двух женах Еводии и Синтихии. Из греческого текста послания к Филиппийцам видно, что оне женщины (βοηθει αθτας? αιτινες) помоги им (т.е. Еводии и Синтихии), который трудились со мною в благовествовании (Сказано: αιτινες, а не οιτινες).

 

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 237–239.