Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Еввул.
Единственное место, в котором упоминается имя Еввула — это во 2-м послании
к Тимофею. «Целуют тя, писал св. ап. Павел к Ефесскому епископу, Еввул
и Пуд, и Лин, и Клавдия» (2 Тим. IV. 21). Еввул, по греческим Менологиям
(Синаксарь
Никодима), причисляется к 70 Апостолам, но его имени нет ни в списке 70
Апостолов у Дорофея, ни в Четьи Минеях славянских (митрополита Макария
и святителя
Димитрия), ни в службе Собору св. 70 Апостолам в январской Минее (4 января);
нет св. Еввулу особой службы в служебных Минеях и даже не встречается его
имени в месяцесловах, календарях и святцах, издаваемых в России за исключением
только полных месяцесловов, составленных по указаниям греческих Менологиев
или же лучше — переведенных с греческого, как например в Полном Месяцесловe,
изданном в Симбирске, в 1880 году. В Богослов. Словаре протоиерея Ф. Солярского
замечено: «в святцах он, т.е. Еввул, не упоминается» (т. I, стр. 503),
тем не менеe его следует включить в число 70 Апостолов, каковым он в греческой
церкви считается. Архиепископ Серий в Полном Месяцеслове Востока (т. 3,
в
заметке под 4 января, 8 стр.) пишет, что «28 февраля в Греческих Минеях
Нимф и Еввул называются апостолами» — в Синаксаре Никодима сказано: «в
той же
день (28 февраля) святые апостолы Нимф и Еввул в мире скончались», но в
выноске к этим словам прибавлено: «о сих двух [апостолах Павел упоминает
в своих
посланиях. О Нимфане так: «Целуйте Нимфана и его домашнюю церковь» (Колосс.
IV. 15), а об Еввуле пишет к Тимофею: «Целует тебя Еввул» (2 Тим. IV, 21)
и более ничего, и даже не сказано, что они родом Римляне. Преосвященный
Феофан в толковании 21 стиха IV главы послания к Тимофею пишет: «об Еввуле
не сохранилось
никакого предания. Довольно для славы его того, что его поминает св. Павел»
(Москва, 1894. 651 стр.). «Целуют тя Еввул и Пуд, и Лин, и Клавдия». «Все
лица, замечает святитель Феофан, носят римские имена и были поэтому верующие
из римлян. Познакомиться с св. Тимофеем они могли в первые узы св. Павла,
когда был с ними и Тимофей. Что нет приветствий от верующих из евреев,
подает мысль, что их не было налицо — иные замучены, а другие разбежались».
(Там
же 651 стр.). В Библейской Энциклопедии архимандрита Никифора (вып. 1-й,
204 стр.) сказано: «Еввул (благорассудительный, 2 Тим. IV, 21) — один из
благочестивых римских христиан, на которого указывает ап. Павел в означенной
цитате и о котором больше ничего неизвестно. В Cursus completes Sacrae
Scripturae (XXV. 1706 p.) сказано о св. Еввуле: «из того, что св. ап. Павел
в предсмертном
своем послании (втором к Тимофею) ставить во главе римских христиан, видно,
что он более других был в это время близок к столу и, вероятно, оказывал
особенное благорасположение к нему. Упоминаемые в 21 стихе 4-й главы второго
послания к Тимофею с Еввулом Пуд, Лин и Клавдия приветствовавшие Тимофея
из Рима, пользовались особенным уважением не только у христиан, по и у
язычников; некоторые из них занимали почетное положение в Римском обществе.
Так, Пуд,
или Пудент, был знаменитейшим мужем у римлян по своему положению, сенатор,
Клавдия же, по мнению католических писателей, была супруга св. Пуда. Лин
был поставлен от самого ап. Петра епископом в Риме. «Еввул же ап. Павлом
поставлен выше всех этих лиц (Лина, Пуда и Клавдии), из чего можно заключить,
что он в Риме (и у язычников) пользовался большим почетом; может быть как
и Пуд был сенатором или придворным у Кесаря, и в христианском обществе
он был одним из выдающихся славных деятелей (членом церкви) и замечательными,
сотрудником ап. Павла; иначе трудно понять, почему Апостол поставил его
имя
выше других знатных в Риме христиан. Вероятно, св. Еввул имел какие-либо
особенные отношения к св. Тимофею. Может быть он во время пребывания в
Риме пользовался гостеприимством Еввула, материальными пособиями для своих
путешествий
и т.п., но все это догадки, на кои нет ответа ни в Св. Писании, ни в церковном
Предании. В 3-м послании ап. Павла к Коринфянам (не находящемся в Новозаветных
книгах) в начале (в приветствии) находится имя Еввула: «Стефан и священники
с ним сущии: Дафн, Еввул, Феофил и Зинон — Павлу, нашему отцу Евангелисту,
верному и учителю во Христе Иисусе — радость». Это Послание весьма древнее;
оно было известно прп. Ефрему Сирину († 378 г.).
Православный собеседник, 1906. т.3. с. 580–582.
|