Святой апостол Филимон.

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.

 

Святой апостол Филимон.

Св. апостол Филимон был богатый и знатный житель города Колосс, или Хон (Филим. I). Он жил вместе с супругою своею Апфией (Филим. 2 ст.) и семейством, к которому принадлежал св. Архипп (вероятно их сын — Филим. 2, Кол. IV, 17) к христианству обращен был Епафрасом епископом гор. Колосс, или вернее самим ап. Павлом (Филим. 19), вовремя пребывания его в Колоссах, или Ефесе. Св. Филимон так был предан новой вере, что обратил свой дом в место собрания верующих во Христа, почему ап. Павел называл его дом домашнею церковью (Филим. 2). У Филимона путешествующие христиане и особенно проповедники Евангелия находили радушный прием и пристанище (7 ст.). Супруга его, Апфия, отличалась великим благочестием и гостеприимством. В доме св. Филимона ап. Павел, желал, при случае посещения Колосс иметь помещение (22 ст.). Из наимененования ап. Павлом Филимона своим сотрудником («споспешником» ст. I), видно, что он немало содействовал к обращению своих сограждан, жителей г. Колосс в христианство. Павел, вероятно, чрез Епафраса, познакомился с Филимоном во время своего долговременного пребывания в Ефесе, а этот город находился в близком расстоянии и нужно Думать, что в этом городе он был обращен в христианскую веру. Между ап. Павлом и Филимоном, вероятно, были нередкие сношения, может быть и письменные. Сохранилось одно послание ап. Павла к Филимону. Оно написано во время первых в Риме уз ап. Павла. В это время один из рабов Филимона, Онисим, спасаясь от наказания за какой то проступок, (вероятно, за похищение чего-либо из имущества своего господина, ст. 18), бежал из Колосс в Рим и здесь был обращен ап. Павлом к Христу (ст. 10). Чувствуя свою вину против господина и наученный от апостола искать свободы в духе и благочестии, Онисим решился возвратиться к Филимону и просил св. Павла принять участие в прощении и примирении его с господином. Снисходя к просьбе Онисима, и желая воспользоваться сим случаем для утверждения в одном (Онисиме) чувства покорности и готовности страдать по заслугам, в другом (Филимоне) чувства снисхождения и любви, прощающей и врагов. Ап. Павел пишет к Филимону краткое послание, полное отеческой любви и христианского мира, прося господина принять беглого раба не как раба, но выше раба, как брата возлюбленного (ст. 16), как принял бы самого его Павла. Нужна была необыкновенная сила апостольской любви для того, чтобы решиться не только мирить господина с рабом, но и требовать от него братского приема человеку, заслужившему по крайней мере заключения в темницу и при том рабу, нанесшему имущественный ущерб своему хозяину. С одной стороны должна быть чудная вера христианина первых веков, чтобы решиться идти с повинною (головою) к оскорбленному им господину. И наконец, нужна была вся простота христианского незлобия и братской любви, чтобы в беглом рабе принять брата и апостольского духовного сына (А. Иванов. Рук. по изуч. Св. Послан. 459). Время написания послания к Филимону падает на 62 или 63 год. Филимон ради ходатайства ап. Павла, простил Онисима и принял его в свой дом, и уже не как раба, а как брата о Христе, возрожденного одним духовным отцом, ап. Павлом. Из послания невидно, что бы Филимон в это время был лицом в священном сане, но впоследствии, согласно церковному преданию, он был епископом, по мнению одних (Апостольские Постановления, VII, 49) в Колоссах (после Епафраса), а по другим (Четьи Минеи 19 февр. 22 нояб.) в г. Газе. Он, равно и св. Апфия побиты были от язычников камнями. Место мученической кончины их считают (некоторые) г. Колоссы, во время какого то эллинского празднества по приказанию Ефесского градоначальника Артоклиса, в царствование Нерона (Четьи Минеи 19 февр.). Память ап. Филимона в православной церкви совершается 22 ноября, а также 19 февр. вместе с св. Архипом и 4 января в соборе св. 70 апостолов.

 

Православный собеседник, 1906.т.1.с. 381—383.