Святой апостол Фортунат.

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.

 

Святой апостол Фортунат.

Фортунат, или Фортунит, упоминаемый ап. Павлом в 1-м послании к Коринфянам. Он писал к христианам Коринфской церкви: «я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика; они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых» (1 Кор. XVI, 17—18). Вскоре, по оставлении Коринфа ап. Павлом (Деян. XVIII), там появились лжеучители (из иудействующих), которые желая унизить авторитет апостола в глазах Коринфян стали распространять о нем несправедливые слухи, что он невежда в слове, слабохарактерен, и что он как не самовидец Христа, не мог сообщить им истинного учения о Нем, и тем возбуждали у многих Коринфских христиан желание называться учениками других учителей, и появилось в Коринфской церкви разделение на партии, последователей ап. Петра (Кифы), Аполлоса, Павла, и самого Христа. Между ними были бесполезные споры о превосходстве одного учителя над другим, и каждая из партий стремилась к преобладанию над другой. Между тем неокрепшие еще в истинах веры и нравственности коринфские христиане под губительным влиянием лжеучителей стали уклоняться от чистоты жизни до того, что у них появились такие преступления, о каковых не слышно и у язычников (I Кор. V, 1). Некоторые, злоупотребляя христианской свободой, открыто ели идоложертвенное и даже присутствовали при языческих жертвоприношениях (VIII), другие неправильно понимая воскресение мертвых, отвергали оное, считая принятие нового учения духовным воскресением (XV); тяжущиеся между собою христиане обращались за решением споров к языческим судьям (VI), были большие беспорядки на вечерях любви (агапы), богатые отделялись от бедных, сами пресыщались, а бедных оставляли без достаточной пищи (XI); женщины на общественных богослужениях являлись с непокрытыми головами (XI), были недоумения о брачной жизни и безбрачии (VII) и многое другое, что смущало благочестивых христиан и побуждало некоторых из них, более близких ап. Павлу, написать к нему письмо, в котором, описавши вкравшиеся в их церковь беспорядки, просили у него совета и разрешения возникших вопросов (I Кор. I, 2; V, 1, VII, 1 и др.). Письмо это, не сохранившееся до настоящего времени, от Коринфской церкви было доставлено ап. Павлу Фортунатом, Ахаиком и Стефаном. Но кто они были, пресвитеры ли коринфские, или выдающиеся своим авторитетом и благочестием миряне, неизвестно; во всяком случае, они были лучшие из коринфских христиан, заслуживающее особого уважения («таковых почитайте»), писал к ним сам ап. Павел. К сожалению, никаких более о них сведений не сохранилось в новозаветных книгах. Впоследствии св. Климент, епископ Римский отправлял свое послание к Коринфянам (97 г.) также с Фортунатом (пресвитером); одно ли это лице с ап. Фортунатом, или другое — составляет открытый вопрос. Церковное предание св. Фортуната, упоминаемого в Послании aп. Павла к Коринфянам (XVI, 17), причисляет к 70 Апостолам. В славянской Четьи Минее (св. Димитрия) о Фортунате (или Фуртуните) сказано: «Фуртунат святый, его ап. Павел святый в послании первом к Коринфянам воспоминает, кончину блаженную в проповеди слова Божия получи» (4 января л. 47). В службе собору св. 70 Апостолов (4 янв.) упоминается в 9 песни вместе с Ахаиком, Лукием и Акилою без всяких о них сведений (см. Ахаик). Память св. Фортуната и Ахаика в греческой церкви 15 июня, а в нашей — в Соборе св. 70 апостолов, но особого дня для чествования ему нет. Нигде нет сведений о том, занимал ли он (а равно и поминаемый с ним Ахаик), епископскую кафедру.

 

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 576—578.