Святой апостол Карп.

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.

 

Святой апостол Карп.

Имя св. Карпа упоминается в 2-м послании ап. Павла к Тимофею (IV, 13). В последнее путешествие Апостол, посетив разные города, как-то: Фессалонику, Филиппы и др., согласно обещание (Филип. II, 24), остановился в Троаде у своего ученика Карпа. Здесь, по-видимому, Апостол, может быть по доносу медника Александра (2 Тим. IV, 14), был внезапно схвачен за распространение веры христиан, ставших ненавистными для язычников и злобных иудеев, со времени гонения, воздвигнутого на них жестоким Нероном (64 г.). При таком неожиданном, внезапном аресте ап. Павел оставил у Карпа свою фелонь и книги, а может быть чиновники, схватившие апостола, не дозволили тогда взять с собой. Впоследствии апостол, заключенный в темнице в Риме, в виду наступления холодов в зимнее время написал возлюбленному своему ученику трогательное предсмертное послание — послание к Тимофею, с приглашением его придти к нему как можно скорее (IV, 9) и дает ему поручение: и когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троадe у Карпа, и книги, особенно кожанныя (IV, 13) [1]. Св. Тимофей, без сомнения, исполнил приказание своего учителя, но застал ли его в живых неизвестно. Имя св. Карпа, случайно помянутое aп. Павлом, только однажды встречается в новозаветных книгах и более о нем не осталось никаких сведений в Священном Писании. О св. Kapпе в Четьи Минее св. Димитрия (по списку Дорофея и повествованию Матафраста) сказано: «Карп святый, его же Павел святый во 2-м послании к Тимофею по Тихике святом воспоминает, глаголя: Фелонь, его же оставил в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, бысть епископ в Берии Фригийстем» (4 янв. л. 46). В Синаксаре к этим сведениям о св. Карпе прибавлено: «ученик и спутник св. ап. Павла, св. Карп благовествова Евангелие в Крите и Фракии и бысть епископом в Берии Фракийском. Ту пострада от неверных в царство Нерона» (Киев 1874, под 26 мая). По другим сказаниям, св. ап. Карп скончался в мире, в Берии (Месяцеслов прот. Д. Вершинского, 26 мая; Полн. Месяцеслов Востока, Арх. Серия, т. 2, заметки 26 мая; Солярский. Библ. Словарь, 2 т. стр. 384). В греческой церкви память св. Карпа 26 мая и 4 января в соборе св. 70 Апостолов; у католиков 13 октября (Migne, Dictionnaire de la Bible I, 996). В Великих Четьи Минеях Митрополита Макария и в Четьи Минеях святителя Димитрия (под 3 числом октября) помещено послание, написанное к Демофилу, по поводу изгнания им из храма некоего священника, который принял в общение церковное одного брата, находившегося в то время в отлучении от церкви — с приложением повести св. Дионисия (вероятно, св. Дионисия Ареопагита, память коего совершается 3 октября) о св. aп. Карпе и о двух грешниках. «Пришлось мне, пишет св. Дионисий, при посещении о. Крита остановиться в доме блаженного Карпа, ученика св. Ап. Павла. Муж сей был велик по своим добродетелям и отличался такою возвышенною чистотою ума что обладал большою, способностью к боговидениям, он, даже никогда не приступал к совершению пречистых и животворящих Тайн, прежде чем не сподобится явления ему с неба божественного видения. Сего св. мужа, — как, сам он поведал св. Дионисий, — опечалил один из неверующих. Причина печали была та, что неверующий совратил от церкви к своему злочестию одного из верующих. Сим обстоятельством был сильно огорчен!.. Ему надлежало бы, конечно, сохранять терпение и отпадшего от веры непрестанно увещевать полезными словами, а неверного покорять своим богодушием. Надлежало усердно молить Господа, дабы Он и совратившегося в нечестие обратил к своей св. Церкви и пребывающего в мраке неверия просветил светом веры. Но, никогда ни в чем прежде не обнаруживавший нетерпения. Карп на сей раз был весьма сильно огорчен в своей душе Поздно вечером, когда уже приближалась полночь, он стал на молитву. Св. Карп всегда имел обычай в полночный час вставать молиться. Стоя на молитве Карп не мог преодолеть в себе чувства сильной скорби, которую причинили два вышеупомянутые человека Ему стало представляться, что сии беззаконные мужи развращающее правые пути Господни, несправедливо остаются жить на земле: и стал он молить Бога, да ниспадет на них с неба огонь и пожжет их обоих. Когда он молился о сем, вдруг горница, в которой с стоял, потряслась и расступилась сверху на двое, что казалось ему, что он стоит на дороге, и светлый огненный пламень ниспал к нему с неба. Подняв взоры вверх, Карп увидел отверстое небо и на нем сидящего Иисуса Христа, окруженного бесчисленным множеством Ангелов в человеческом образе. Потом опустив взоры вниз он увидел рассевшуюся землю, и в ней глубокую темную пропасть; на краю же пропасти стояли те два человека, которым Карп в гневе испрашивал погибели от Бога. Они стояли с мольбой во взоре и с великим страхом и трепетом, ибо были близки к падению в пропасть, а в пропасти той пресмыкался змей, скрежеща зубами. Были здесь и другие какие-то люди, которые тех двух грешников били, толкали и влекли к страшному змею. Карп, видя, что опечалившие его готовы уже упасть в пропасть и быть съеденными змием, исполнился великой радости, и не столько он смотрел на отверстое небо и сидящего на нем Иисуса Христа, сколько на близкую погибель сих двух грешников. Когда же он возвел очи к небу, как и прежде, то увидел, что Иисус Христос, встав с небесного престола, приблизился к сим людям, стоявшим на краю пропасти и подал им руку помощи; ангелы же поддержали тех людей и, укрепляя их, отвлекли от пропасти. Карпу же Иисус Христос сказал: „для чего ты желаешь погибели братьям? Подражай Мне, и не желай смерти грешнику, ибо Я готов за спасение людей сих снова пострадать, только бы люди обратились от своих лукавых путей и возненавидели свои грехи“. Приводя сию повесть в своем послании к Демофилу, св. Дионисий поучает его, чтобы мы не были жестоки к согрешающим и желали бы для них не наказания, а покаяния обращения их, чтобы мы усердно молились о таковых Богу, не желающему смерти грешника, дабы Он Сам Своею благодатию обратил и помиловал их, ибо Он любит праведных, но и грешных милует» (Четьи Минеи св. Димитрия на русском языке. Октябрь, 83–84 стр., М. 1902).

 

Примечание

1. «Какой поток света проливает стих (13-й: когда пойдешь, принеси фелонь и книги), пишет Фаррар, на последние печальные Дни гонимого апостола. То обстоятельство, что эти необходимые принадлежности (быть может все, что апостол может назвать своею собственностью в этом мире) были оставлены в доме Карпа, может указывать на внезапный его арест или в Троаде, или на пути в нее. Узнику, которого влекут из одного места в другое недружелюбные стражники, некогда заботиться о своей собственности. Но теперь апостол нашел постоянное местопребывание, хотя и в темнице, и он ясно чувствуешь, что это пойдет для него на всю остальную жизнь. Наступила зима, а зимою в римской темнице, как он хорошо знал по опыту, могло быть очень холодно. Он желал поэтому, чтобы ему доставили его старый фелонь. Это была широкая безрукавная одежда, которую можно назвать плащом. Быть может ап. Павел сам выткал его из черной козьей шерсти своей родной области. И так как апостол был бедным человеком, то несомненно это был старый его товарищ, много раз намокавший в потоках Азии, убелившийся пылью римских дорог, забрызгавшийся пеною во время кораблекрушения, когда Эвраклидонский ураган вспенивал Адриатическое море. Под его теплым покрывалом, он, быть может, спал, на леденящих, Фригийских высотах под звездным сводом неба и им, быть может, покрывал свое изможденное и трепещущее от холода тело в темнице в Филиппах. Фелонь конечно малоценен, но теперь старец апостол, сидя в каком-нибудь мрачном холодном подвале, под дворцом, или на скалистом, каменном полу Туллианума, в виду приближения зимних ночей, невольно вспоминает о своем старом, плаще в доме Карпа и просит Тимофея, чтобы он принес его с собою: „Принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожанные“ (IV, 13). Книги — папирусные, книги немногие конечно, но также бывшие его старыми друзьями. Он может быть купил их, когда ещё учился в школе у Гамалиила в Иepyсалиме; или они могли быть даны ему его более богатыми обращенцами. Папирусные книги поэтому пусть принесет Тимофей, но особенно кожанные книги-пергаменты. Что же это такое? Быть может между ними был диплом его на право Римского гражданства, или это были драгоценные свитки книг пророка Исаии и псалмов, а также и малых пророков, которыми отец, или мать снабдили его, как сокровищем в отдаленные счастливые дни его детства в дорогом для него родном городе Тарсе. Скучны и длинны дни, а ещё длиннее и скучнее вечера в этой римской темнице; и потому с таким удовольствием почитал бы ещё раз, как Давид и Исаия при своих глубочайших жизненных невзгодах научались, и как научился он страдать и мучиться. Просьба апостола о старом плаще и некоторых книгах проста и очень трогательна. Они хотя немного облегчали бы его в страшно томительной скуке этих последних тяжелых дней. Ему, быть может, думается, что он будет иметь возможность отдать их, как завещание при расставании самому Тимофею, или скромному и преданному ему Луке, чтобы в своих преданных, сердцах, они вспоминали о нем, когда море спокойно закроется над его безмолвной могилой. Это было бы подобно тому, как столетие спустя отшельник Антоний, свой плащ из овчинных кож александрийскому apxиепископу Афанасию Великому, правда, малый дар, но в нем состояло все, что он имел. Как же беден был инвентарь имущества величайшего из апостолов!» (Жизнь св. ап. Павла, С.-Пб, 1887. 794–796 стр.). Новейшие толковники думают, что фелонь, о доставлении которого писал апостол, было даже церковное облачение, что, конечно, неверно. Св. Иоанн Златоуст (X беседа на послание к Тимофею) разумеет мешок для книг, несколько книг свитков, или св. книги, писанный на коже.

 

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 543–547.