Святой апостол Крисп.

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.

 

Святой апостол Крисп.

Св. ап. Крисп, до своего обращения в Христову церковь был начальником иудейской синагоги в Коринфе. О нем упоминается в Апостольских Деяниях (гл. XVIII, 8). Во время второго путешествия ап. Павел, оставив Афины, пришел в Киринф (Деян. XVII, 1); временно приютившись в помещении Акилы и Прискилы и с ними трудился приготовлением палаток, он во всякую субботу говорил в синагоге, убеждая иудеев и эллинов (эллинистов) в том, что Иисус — Христос, но так как слушатели противились и злословили св. Павла, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист: отныне иду с проповедью к язычникам (Деян. XVIII, 4, 6). Грозная речь св. Павла видно сильно подействала на некоторых слушателей, прежде противившихся апостольской проповеди, и Крисп, начальник синагоги, уверовал в Господа, со всем домом своим, и многие из коринфян, слушая (евангельское благовестие), уверовали и крестились (Деян. XVIII, 8). Сам св. Ап. Павел крестил Криспа (1 Кор. I, 14), не столько по отсутствие будто бы спутников апостола языков, (как некоторые думают, на основании 17 стиха, 1 гл. 1 послания к Коринфянам, сколько по уважению и благорасположению к знатному положению нового христианина (начальника Синагоги), который своим примером мог расположить и других к принятию крещения (подтверждает в Деян. XVIII, 8). По оставлении г. Коринфа ап. Павлом там вскоре образовалось среди христиан несколько партий (одни считали своим учителем Павла, другие Кифу, т. е. Петра, иные Апостола, некоторые, минуя апостолов, считали себя непосредственными учениками самого Христа. (1 Коринф. 1 по 12). Есть мнение (М. А. Голубев. Послания к Коринфянам. стр. 92). что будто бы Крисп принадлежал к партии Кифы (т. е. Петра), вероятно потому, что он (Крисп) был природный иудей, а не эллинист. Но из вышесказанного о Криспе можно заметить, что едва ли он принадлежал к партии Кифы и, по церковному преданию, остался верным учеником ап. Павла, им он был поставлен епископом в г. Егине, близ г. Афин (в Греции). В Четьи Минее св. Димитрия Ростовского сказано «(Крисп) бысть епископ к Егине острове, прилежащим Пелопонису между морями Эгейским и Ионийским» (30 июля). Егинским епископом называют Криспа и Апостольские постановления (кн. VII, гл. 46). Некоторые полагают, что г. Эгина-Aedae был в Киликии (Малой Азии) и будто бы здесь епископствовал св. Крисп (см. Солярский, Биб. словарь, т. 2-й, стр. 452. Архим. Никифор: Библейская энциклопедия. Вып. 2-й, стр. 452). Есть еще предположения, что ап. Крисп проповедовал в Далмации Далмация гористая область на восточном берегу Адриатического моря, между Македонией и верхнею Мизиею (принадлежавшая во времена апостольские к Иллирику (Солярский т. 1, стр. 456). Прп. Ефрем (в толковании на Четвероевангелие) пишет: «Марк проповедовал в Египте,… Крисп у Далматов…» (по другим кодексам творений св. Ефрема — «у Галатов» (Богословский Вестник 1898, стр. 356). Какою смертью (естественною или мученическою) и где скончался св. Крисп. не сохранилось сведений. В православной церкви нет особого дня памяти св. Криспа и он воспоминается в соборе св. 70 Апостолов 4 января. В службе (в январе Минеях) Крисп называется «боговиднейшим светильником». (1-я песнь канона 2 ст.). В римской церкви память св. Криспа совершается 4 октября.

 

Православный собеседник, 1906. т.2. с. 377—378.