Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Ученые (Неандер, Целлер и др.), на том основании, что ему наравне с другими ап. Павел в Послании к Римлянам шлет приветствие, не самому Наркиссу, а его домашним («Целуйте же от Наркиса о Господе» (XVI, 11). Приветствуйте из домашних Наркиса тех, которые в Господе) Предполагают, что Наркисс или Нарцисс был известный любимец Нерона, вольноотпущенник, который, благодаря своему патрону, имел много рабов, среди которых были и христиане, которым ап. Павел посылает свое приветствие. Есть, пожалуй, достаточные к такому предположение основания:
1) посылая им приветствие сущим от (дома) Наркисса, а не самому Наркиссу, подобно, как тоже апостол в послании к Филиппийцам написанном, им в Риме, шлет христианам Филиппийской церкви от дому Кесаря (т. е. Императора, IV, 22);
2) ап. Павел приветствует «сущим от Наркиссова» (его дома) не всех, а только
тех, которые веруют в Иисуса Христа, что обозначается словом «о Господе». Как
из Кесарева дома некоторые писатели (Дорофей Тирский и др.) сделали собственное
имя Кесаря, так и из домашних придворного Наркисса (Нарцисса) образовали новое
лицо Наркисс. Как Кесаря, так и Наркисса те же писатели обратили в апостолов
от 70. Имя Наркисс (Нарцисс) было весьма употребительное в век апостольский.
В Риме из придворных — вольноотпущенных носили имя Нарцисса, кроме любимца
Неронова, также любимец императора Клавдия. Между учениками и спутниками св.
апостола известно несколько лиц с этим же именем: 1) Наркисс — спутник ап.
Андрея Первозванного (И. И. Малышевского «Спутники св. ап. Андрея» в Трудах
Киев. академии, декабрь, 1889 г.); 2) Наркисс, спутник Филиппа (апостола из 12-ти),
которого он как почтенного и достойного мужа, поставил епископом в одном из
городов Греции, (вероятно, в Афинах); 3) Наркисс, домашних коего приветствует
ап. Павел; если будет отвергнуто мнение о тожестве этого Наркисса с придворным
императора Нерона, то последний Наркисс, приветствуемый ап. Павлом, по греч.
Минеям (Синаксарь Никодима) был поставлен ап. Павлом во епископы в Афины. Ап.
Андрей также своего спутника поставил во епископы в Патрах (или Афинах). Таким
образом выходит, что все три апостола Андрей, Филипп и Павел поставляют во
епископа Наркисса и в одно и то же место: очевидно, что эти три Наркисса могут
быть соединены в одно лицо. У архиепископа Сергия (Полный Месяцеслов, Замет.
31 октября) о Нарциссе сказано, что он после ап. Андрея Первозванного, вероятно,
продолжал в Патрах проповедническую его деятельность. В службе св. апостолов,
память коих совершается в православной церкви 31 октября несколько раз (8)
воспоминается имя Наркисса и называется божественным и всеблаженным учеником
Христа, проповедником Пресвятой Троицы, просвещающим сущих во тьме, Христовым
апостолом и пр.; во 2-м стихе 6-й песни канона Наркисс
называется «председателем (епископом) Афинян». «Милости водителя Бога проповедал
еси, и лести свободил еси, божественный Наркисс, душы благочестивых, великий
быв Афинян председатель и насадитель садов красных, богоблаженне». В Восточной
церкви св. Наркисс воспоминается 31 октября и 4 января; у католиков память
его положена также 31 октября.
Православный собеседник, 1906. т.2. с. 389—390.
|