Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Нимфан.
О Нимфане как и об Еввуле нет упоминаний ни в списках 70 Апостолов, ни
в славяпских Четьи Минеях, но он по греческим Менологиям причисляется к 70
Апостолам и
память его, как и Еввула, совершается 28 февраля. Имя Нимфана упомянуто
св. ап. Павлом в послании к Колоссянам (IV, 15): «Целуйте братию сущую
в Лаодикии
и Нимфана и домашнюю его церковь». Из этого толкователи свящ. Писания предполагают,
что Нимфан был родом из Лаодикии, и судя по его имени был грек (имя Нимфана,
сокращенное от Нимфадора) (по Ликгтону и Шенкелю), а не иудей. Так как
имя Нимфана поставлено во главе Лаодикийской христианской общины, то думают,
что он был предстоятелем, (а впоследствии и епископом) Лаодикийской церкви,
а в то время, когда писано было Послание, вероятно, он, за отсутствием
Епафраса,
заведовал делами в Колосской церкви. Апостол Павел, кроме самого Нимфана,
приветствует и домашнюю его церковь, под которою некоторые толкователи,
преимущественно древние, разумели его семью, но вернее, что дом Нимфана
служил местом богослужебных
собраний Лаодикийских христиан, как дом Акилы и Прискиллы в Ефесе (I Кор.
XVI, 19) и Риме (Римл. XVI, 3), или как дом Филимона в Колоссах (Филим.
2 и др.). «Целуйте братию, сущую в Лаодикии, и Нимфана и домашнюю его церковь».
Посмотри, говорит св. Иоанн Златоуст в 12-й беседе своей на послание к
Колоссянам,
как он (ап. Павел) их (Лаодикийцев и Нимфана) сближает, как призывает их
друг к другу, он не только посылает им с этою целью привет, но ведет с
ними переписку. А потом ещё он показывает расположение к Нимфану тем, что
обращается
к нему особо и делает не без намерения, но чтобы и в других пробудить соревнование;
ведь это что-нибудь да значит, когда кого-либо отличают от других, из
его (Апостола) слов видно, что Нимфан человек был знаменитый, так как дом
его
служил церковью» (Твор. св. Златоуста, С.-Петербург, 1859. 191 стр.). Вслед
за приветствием Лаодикийцев и Нимфана с его домашнею церковью, ап. Павел
делает такое распоряжение: «и егда прочтется послание сие у вас, сотворите,
да и в Лаодикийстей церкви прочтено будет, и написанное от Лаодикии да
и вы прочтете» (Колос. IV, 16). На основании этих слов Апостола, со второго
ещё века стало известным послание св. Павла к Лаодишйцам, но Тертуллиан,
Епифаний прямо называют его подложным; таково мнение было св. Иоанна Златоуста,
блаж. Иеронима, Феодорита и др. «Некоторые справедливо утверждают, пишет
св. Иоанн Златоуст, что здесь разумеется не послание ап. Павла к Лаодикийцам,
а их послание к ап. Павлу; в самом деле апостол не сказал ведь: «написанное
к Лаодикийцам», но говорит так: «написанное от Лаодикии» (Беседы на послание
ап. Павла к Колоссянам. Спб., 1839. 191 стр.). Блаж. Феодорит пишет: «иные
предполагали, что ап. Павел писал к Лаодикийцам; посему и представляют
подложное
послание. Но апостол сказал: „написанное от Лаодикии“, а не в Лаодикию.
Ибо Лаодикиане писали к апостолу о чем-то, вероятно: или обвиняли Колоссян
за
то, что у них произошло, или страдали одною с ними болезнью. Потому и велел
апостол прочитать послание и им». (Творения блаж. Феодорита. Москва, 1851.
ч. VII, стр. 514). Послание к Лаодикийцам (написанное будто бы ап. Павлом)
переведено на русский язык, оно помещено Л. С. Норовым в его Путешествии
к Апокалипсическим церквам, а также в Приложении к Русскому Паломнику.
Где и какою смертью скончался св. Нимфан — неизвестно. У Никодима (Греч.
Синаксарь)
впрочем замечено, что Нимфан, как и Еввул, скончался в мире. Память их
в греческой церкви 28 февраля. Имени св. Нимфана нет в службе Собору св.
70
Апостолов в январской Минее, но оно упомянуто в службе особо изданной в
Киеве (1899 г.).
Православный собеседник, 1906. т.3. с. 582–584.
|