Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Прохор диакон.
О св. Прохоре достоверно только то, что он вместе с Стефаном,
Филиппом, Никанором, Тимофеем, Парменом и Николаем Антиохийцем, был выбран
для службы при трапезах и для ежедневного раздаяния пищи братиям первых
христианских общин в церкви Иepyсалимской и св. апостолами был поставлен
в Диакона (Деян. VI, 1—6). Церковное предание сообщает о
св. Прохоре немного сведений, из которых можно заключить, что два было
лица с именем Прохор. Один из них считается спутником ап. Петра и впоследствии
был епископом Никомидии (Migne, Diction, de la Bible, t. III. 1269 p.)
и пострадал за Христа в Антиохи 9 августа. Этот Прохор может быть признан
за одно лицо с Прохором диаконом, упоминаемым в 6 главе Апостольских
Деяний. Другой Прохор — позднейший по времени, был ученик и спутник
св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Он пережил своего учителя, который скончался
в начале II века. Этот Прохор считается составителем сказания о жизни
и чудесах св. Иоанна Богослова, от Успения Пресв. Богородицы и до кончины
его; (помещается оно в Четьи-Минее св. Димитрия Ростовского под 26 числом
сентября). Сказание это переполнено вымыслами о необычайных чудесах,
недостойных такого св. мужа, как Прохор, и, вероятно, составлено либо,
подобно сказанию пресвитера Левкия, с целью прославить св. ап. ев. Иоанна
Богослова. Этот Прохор изображается на древних иконах писцом (переписчиком
евангелия его и представляется юношею. В Четьи-Минее в сказании о св.
ап. ев. Иоанне Богослове рассказывается, что Прохор, по погребении Пресв.
Девы, сделался постоянным спутником евангелиста, вместе с ним путешествовал
по разным городам (от Ефеса до Рима); по повелению Императора оба (Св.
Иоанн и Прохор) сосланы были на о. Патмос; пред освобождением из заточения
при Императоре Нерве (96—98 г.) жители Патмоса убедили св.
ап. Иоанна Богослова написать Евангелие. По трехдневном посте и молитве
на горе (в трех поприщах от города) св. Иоанн воздвиг с земли упавшего
от страшного грома и молнии Прохора и приказал ему писать все, что услышит
от него. И возведши очи на небо, св. Иоанн возгласил: В начале бе Слово.,
и прочее. Прохор, со вниманием слушая глаголы ап. Иоанна Богослова, написал
Евангелие. Прохор, по повелению св. ап. евангелиста Иоанна, написал список
с Евангелия, каковый и вручен был жителям Патмоса. Св. Иоанн Богослов
с Прохором возвратился в Ефес, где в глубокой старости скончался. По
кончине св. евангелиста, Прохор, согласно завещанию своего учителя, отправился
в Иерусалим и там жил до своей смерти. В службе св. Прохору 8 июля нет
никаких указаний, чтобы он был учеником св. Евангелиста Иоанна и писателем
его Евангелия; но этот св. апостол называется диаконом (кондак по 6 песни),
учеником ап. Петра (3 стих, 8 песнь канона 8 шля), епископом Никомидии
(«Никомидии был еси, Прохоре преблаженне, изряден учитель, и божественный
первопрестольник» (2-й стих 4-й песни); св.
Прохору отдельно нет дня памяти, но он воспоминается 28 июля с Никанором,
Тимоном и Парменом, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов.
Православный собеседник, 1906. т.1. с. 370—371.
|