Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Пуд.
Пуд или Пуденс (Пудент) упоминается ап. Павлом во 2-м послании
к Тимофею, где он от лица Пуда и других приветствует его так: «Приветствует
тя Еввул и Пуд,
Лин, и Клавдия и братия вся» (I. 21). В Четьи Минее под 4 января о сем
св. Пуде сказано: «Пуд святый, его же воспоминает Павел во 2-м послании к Тимофею:
«целует тя, рече, и Пуд: бысть в Римском сигклите муж благочестив, приемляй
в дом свой апостол Петра и Павла и прочих верных собрание, его же дом
обратися по сем в церковь, нареченную пастырскую, в ней же и Петра святаго
глаголют священнодействовавша» (Киeв, 1874 л. 46). В Месяцеслове протоиерея
Дм. Вершинского, Библ. Словарь протоиерея Феодора Солярского и др. помещены
такие же краткие сведения о св. Пуде. «Пуд, по преданию из 70 Апостолов.
Дом его служил церковью во время пребывания ап. Петра и Павла в Риме. Пострадал
во время гонения Нерона, будучи усекнут мечом. Память его 15 апреля». (Библ.
Сл. 3 т. 297). У епископа Феофана в толковании па 2-е послание к Тимофею
сообщается следующее: «Пуд из сенаторов, в доме своем принимал св. ап.
Петра
и Павла. Дом его обращен в церковь, названную „Пастырскою“. По Мартирологию
Римскому он был отец св. мучениц Пракседы и Пруденцианы, а Клавдия (упоминаемая
в послании ап. Павла во 2-м послании к Тимофею вслед за Пудом и Лином),
по Болландистам, была супругою его (о Клавдии см. ниже). Усекнут вместе с Трофимом
и Аристархом из 70 Апостолов. Память 15-го апреля» (Москва, изд. 2-е, 1894.
651 стр.). В службе 15 апр. ап. Аристарх, Пуд и Трофим представляются учениками
и последователями св. ап. Павла, вместе с ними проповедовали слово Божие.
«Суще с Павлом славным, с ним же весь мир, яко же звезды с солнцем, проидосте
светом проповедания священного неведения тьму отгоняюще» (1-й стих, 3-й
песни
канона); что с ап. Павлом они пострадали, об этом есть также упоминание
в той же (15 апр.) службе. «Павлу последующе славному учителю, славнии, многия
беды подъясте, в узилищах заключаеми, приобщающеся болезнем, мечем же
на
конец во главы усекаеми пострадаете» (3-й стих на Господи воззвах). В сей
службе неоднократно говорится о причтении св. Пуда, Трофима и Аристарха
к 70 Апостолам: «священнейший лик священных Христовых седьмдесят сочетавшеся
ученик, с Павлом всю землю ученьми божественнаго света просветисте» (3-й
стих 1-й песни канона, а также во 2-м стихе 7-й песни канона). Память св.
Пуда в православной церкви вместе с св. Аристархом и Трофимом совершается
15 апреля, а также 4 января в соборе св. 70 Апостолов. У католиков день
памяти
св. Пуда (Пудента) 19 мая. В Библейском Словаре Миня (Dictionnaire de la
Bible III, p. 1330) сообщается о св. Пуде следующее: о св. Пуде (Пуденте),
упоминаемом у ап. Павла в 2-м послании к Тимофею, IV, 21 (писанном в 65
г.) Бароний, на основании некоторых писателей, думает, что он был римский сенатор
и к христианской вере был обращен ап. Петром; в доме его проживал ап. Павел,
но, замечает Минь, очевидно смешивают его (св. Пуда, упоминаемого в послании
к Тимофею) с другим Пудом, сенатором, который был отцом св. мучениц Пракседы
и Пуденцианы. По актам, открытым Болландистами, видно, что Пуд сенатор,
живший
в Риме, был обращен в христианство папою Пием I, управлявшим, римскою кафедрою
в начале 2 века. По смерти своей жены (Прискиллы, а по другим Клавдии),
Пуд обратил свой дом в церковь, дочерей своих Пракседу и Пуденциану посвятил
на служение Церкви, на дела христианской благотворительности, а они обратили
ко Христу многих, как из коренных жителей Рима, так и временно проживавших
в столице мира. Папа Пий часто совершал богослужение в их домашней церкви.
Когда скончался Пуд и его дочери, неизвестно. С первых почти времен христианства
в Риме существует храм, посвященный св. Пуденциане и Пракседе (De Wette
et
Weltzer, Dictionnaire theologique, XIX 342 p.). Общее предание (в Риме),
что на месте дома св. Пуда сенатора была впоследствии построена церковь
в честь св. ап. Петра в узах. У Болландистов помещены акты мучениц Пракседы
и Пуденцианы (19 мая). Клавдия, упоминаемая ап. Павлом в 2 послании к Тимофею была благочестивая
знатного рода римлянка; вероятно, она была обращена в христианство самим апостолом
и имела немалое значение в обществе римских христиан, как можно заключить из
того, что св. Павел от её имени приветствует своего ученика св. Тимофея епископа
Ефесского. Различны догадки церковных писателей о св. Клавдии, так как она
поставлена наряду с Пудом (после Римского епископа Лина), то одни предполагают
её супругой (Болландисты, Acta Sanctorum 19 мая), а другие считают её за супругу
Пилата, которая после бывшего ей сновидения (Мф. XXVII, 19), ко время страданий
Иисуса Христа, уверовала в Него и, возвратившись из Иерусалима в Рим, заняла
почетное место в христианском обществе. Но жену Пилата называют одни Проклой
(Полный Месяцеслов. Симбирск, I860, под 27 окт.), а другие Клавдиею, а большинство
оба имени приписывают супруге Пилата — Прокла — Клавдия. Иные в св. Клавдии
упоминаемой в послании к Тимофею, видят супругу славного римлянина Авла — Руфа
— Пруденция, а большинство считает её только знатной и богатой римлянкой принявшей
Христову веру. В Германии существуете, легенда о римской мученице, девице Клавдии,
пострадавшей при Нероне. Есть предположение, что Клавдия, супруга св. Пуда,
была младшая сестра Юлии, супруги ап. Филолога и дочь Персиды упоминаемой ап.
Павлом в послании к Римлянам (XVI, 12) Но кто бы ни была св. Клавдия, упоминаемая
в послании к Тимофею, ей, наравне с св. Прискиллою, супругою св. ап. Акилы,
св. Иоанн Златоуст воздает особые похвалы за благочестивую жизнь, за подвиги,
подъятые ими для блага св. Церкви и за особое попечение о св. ап. Павле, во
время его уз и за благотворение нуждам христиан римской церкви (Толкование
на 2-е послание к Тимофею. С.-Петербург, 1859. 148 стр.).
Православный собеседник, 1906. т.3. с. 562–565.
|