Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Руф.
Ап. Павел в послании к Римлянам (XVI, 13) пишет: «приветствуйте
Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою». Блаженный Феофилакт, изъясняя
эти слова
апостола, говорит: «Двойное благо: и сам беспорочен и матерь безукоризненна.
Ибо не
сказал бы конечно: „матерь его и мою“, если бы не усвоял этой женщине
великую добродетель» (Толкование на послание к Римлянам, Казань, 1866. С. 270).
«Такой сын и такая мать, восклицает св. Иоанн Златоуст, дом полный благословения
и корень соответственный плоду. Ибо не даром сказал апостол: матерь его
и
мою, но засвидетельствовал тем о многих добродетелях сей женщины» (Беседа
XXX на послание к Римлянам, 696). Но кто был св. Руф и его мать — ничего
не сказано, Апостол Павел даже не упомянул её имени, а между тем видно,
что это семейство было близко к нему и дорого по каким-то благодеяниям, оказанным
ему и, вероятно, Римским христианами. Многие из толкователей св. Писания
предполагают, что Руф был сын Симона Киринейскаго, о котором говорит
евангелист
Марк: «И повели Иисуса, чтобы распять Его и заставили проходящего некоего
Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести
крест Его» (XV, 20–21). Как известно, св. Марк I писал Евангелие свое преимущественно
для жителей Рима, и он не прошел молчанием, как дpyгиe евангелисты, о
человеке,
понесшем крест Христов до Голгофы. Вероятно, этот Симон со своим семейством
впоследствии переселился в Рим и там пользовался у римских христиан особенным
уважением. Название ап. Павлом Руфа избранным в Господе и его матери
своею матерью показывает, что семейство самого Симона было высоко по нравственным
своим качествам. Неупоминание о самом Симоне показывает, что главы семейства
не было уже в живых. Старший брат Руфа, Александр, но преданиям Римской
церкви,
за исповедание христианской веры, был замучен в Карфагене и память его
совершается 11 марта (Migne, Dictiormaire de la Bible, t. IV 152). Св. Поликарп
Смирнский
в послании к Филиппийцам (написанном в 107 г.) называет Игнатия и Руфа
образцами терпения. Этот Руф не одно ли лицо с ап. Руфом. В апокрифическом
сказании
«Хождение ап. Андрея и Петра» в страну антропофагов, Александр и Руф
представляются
их спутниками (Журнал Министерства Народ. Просв. 1877 г. январь. Рус.
Визант. отрывки, январь, 70 стр. Список этого хождения ап. Андрея находится
в Памятниках
отречен, литературы, изданных Н. И. Костомаровым). По сказанию Дорофея
и др. восточных писателей св. Руф был епископом в г. Фивах, что в Элладе
(в Греции). Этот город Фивы у некоторых, (как напр, у архим, Никифора — Библ.
энциклопедия III гл., 108 стр.; у прот. Солярского, Библ. Словарь III
вып.
385 и у др.) обращены в Дивах: «св. Руф будто был епископом в Дивах,
в Элладе».
Мартиролог Узуарда, Адона и др. считают св. Руфа мучеником, память коего
18 декабря, и, по их мнению, он был сын Симона Киринейского и принадлежал
к числу «древних» учеников Господа, трудившийся в евангельской проповеди
между иудеями и язычниками. Люций Декстор пишет, что св. Руф был епископом
в Испании в Каталонии и испанцы считают его своим апостолом. (Migne.
Dictionnaire de la Bible, t. IV p. 152). Память его у католиков 11 (по другим
14 или
21) ноября. О проповеди св. ап. Руфа среди неверных есть указание в службе
св.
Руфу. «Дом Троицы показался еси световиден, Руфе преславне, и словом
благодати требища низверг сен, и создал еси Господу церкви» (2-й стих З-й песни
канона
8 апр.). В православной церкви память св. ап. Руфу совершается 8 апреля
вместе с св. Иродионом, Агавом, Асигкритом, Флегонтом, и Ермом, а также 4
января в, соборе св. 70 апостолов.
Православный собеседник, 1906. т.2. с. 399–401.
|