Святой апостол Сила.

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.

 

Святой апостол Сила.

Св. апостол Сила (Силуан), но словам священного дееписателя Луки (Деян. ХV, 22), был одним измужей, начальствующих между братиями в церкви иepyсалимской, «муж нарочитый в братии», и был в числе «старцев» (пресвитером в Иерусалиме). Такому почетному положению Силы среди верующих много способствовало и то обстоятельство, что он имел дар пророчества и был «силен в слове» (Деян. XV, 32). В первый раз имя св. Силы упоминается в числe апостолов «старцев», присутствовавших на Апостольском соборе в Иерусалиме, (51 г.). Представители Христовой церкви Иаков, Петр, Иоанн и другие старейшины и Апостолы, утвердив постановление собора о необязательности принятия Моисеева закона для христиан из язычников, избрали из своей среды двух высоко уважаемых мужей Иуду (Варсаву) и Силу для сопровождения представителей Антиохийской церкви, в которой первоначально возник вопрос о христианах из язычников и их праве на вступление в церковь (Деян. XV, 1) и посланы были (Иуда и Сила) в качестве достоверных свидетелей подлинности соборного апостольского Послания (Деян. XVI, 23–29). Уполномоченные апостольским собором Иуда и Сила пришли в Антиохию вместе с Павлом и Варнавой. Представители Антиохийской Церкви собрали всех верующих и апостольское послание было вручено апостолами церкви Антиохийской. Прочтено было послание Иерусалимской церкви, и Антиохийские христиане возрадовались о желательном для христиан из язычников определении апостольского собора. Иуда и Сила, как непосредственные выразители мнения Апостолов — самовидцев самого Иисуса Христа и при этом, как «пророки», озаренные святым духом, «словом мнозем» утешили и утвердили (Антиохийскую) братию против лжеучения ревнителей Моисеева закона. После краткого пребывания в Антиохии Иуда и Сила с миром отпущены были в Иерусалим к Апостолам (Деян. XV, 31–32). Вероятно, близкое общение Силы с ап. Павлом во время путешествия из Иерусалима в Антюхию имело сильное, неотразимое влияние Апостола языков на Силу, со своей стороны и св. Павел усмотрел в случайном спутнике (в Силе) лицо, по своему благородному и спокойному характеру, напоминавшее ему о Варнаве. Во всяком случай Промысл Божий сделал св. Силу спутником ап. Павла во втором его путешествии вместо Варнавы, не пожелавшего без своего племянника, Марка-Иоанна сопутствовать Апостолу языков (Деян. XV, 34). Новый спутник Ап. Павла Сила, как видно из близкого отношения к Иерусалимской церкви и почетного в ней положения, нужно думать давно уже был последователем Иисуса Христа и, вероятно, ещё при жизни Его, принадлежал к числу 70 Апостолов (Лук. X, 1). Некоторые полагают, что Сила был первоначально учеником Иоанна Крестителя и был одним из двух, которых св. Предтеча посылал к Иисусу Христу с вопросами: «Ты ли еси Грядый, или иного чаем» (Мф. XI, 3), Он ли (Иисус Христос) действительный Мессия, Спаситель миpa, или другого (Meccию) следует ожидать (Baronius. Not. in Martyrolog. Roman. XIII Julii et XII Octobrii; Midne, Dictionnaire de la Bible, t. IV. p. 533). По смерти св. Иоанна Крестителя, Сила сделался постоянным последователем Иисуса Христа и был им избран в число 70 Апостолов. Ап. Павел, избрав вместо св. Варнавы, Силу, предпринял второе путешествие, отправился из Антиохии, куда из Иерусалима прибыл Сила, и проходили вместе Сирию и Киликию (Деян. XV, 41). Дошли они до Дервии и Листры, где ап. Павел взял в спутники юного Тимофея (Деян. XVI, 1–3). Проходя по городам, ап. Павел и Сила, внушали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме, и церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Прошедши чрез Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии (Деян. XVI, 1–6). Миновавши же Мисию, они сошли в Троаду. И было ночью видение Павла, по коему он должен отправиться в Македонию и из Троады, где, было видение, присоединился к ап. Павлу и писатель Апостольских Деяний-св. Лука. «После сего видения тотчас мы (т.е. ап. Павел, Сила, Тимофей, Лука и др.) положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там. Итак из Троады отправившись, мы прямо прибыли в Самофракию, и на другой день в Неаполь, а оттуда в Филиппы, первый город Македонии» (Деян. XVI, 8–12). В Филиппах ап. Павел и Сила, за изгнание пытливого нечистого духа из отроковицы пострадали. Господа этой отроковицы, получавшие прибыль от прорицаний бывшего в ней злого духа, видя, что исчезла надежда на доходы, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам и, приведши их к воеводам, просили наказать этих иудеев, возмутителей и противников римских обычаев. Воеводы, сорвавши с них одежды, велели их бить палками и затем ввергли в темницу. Здесь, около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога, узники же слушали их. От последовавшего за сим землетрясения темничные двери растворились и тюремный сторож, думая, что узники убежали, хотел покончить жизнь самоубийством, но возгласом ап. Павла он убедился, что никто не ушел из темницы и в трепете; припал к ногам Павла и Силы, которые, после наставления в вере Христовой, крестили как самого темничного сторожа, так и всех его домашних. И приведши Павла и Силу в дом свой, сторож предложил им трапезу гоpoдcкие власти, узнав, что они, в лице, Павла и Силы подвергли римских граждан грубому наказанию, пришли на другой день в темницу, повинились пре св. узниками и просили их удалиться из города. Посетив дом Лидии (из Фиапиры) и, увидевши здесь братию, поучили их и отправились далее (Деян. XVI, 12–40). Пришедши чрез Амфиполь и Аполлонию, Павел и Сила пришли в Фессалоники (Солунь), где многие из жителей, услышав апостольскую проповедь, уверовали и присоединились к Павлу и Силе; не веровавшие же иудеи, взявши с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город; но братия ночью отправили Павла и Силу в Bepию. Здешние жители были благомысленнее солунских; они приняли слово Божие со всем усердием, но солунские иудеи, узнавши о пребывании апостолов в Верии, отправились туда. Тогда братия немедленно отправили Павла по направлению к морю, а Сила и Тимофей остались в Верии. Сопровождавшие Павла, проводили его до Афин и получили от него приказание, чтобы Сила и Тимофей скорее пришли бы к нему (Деян. XVII, 1–17). В Афинах aп. Павел не дождался своих спутников, отправился в Коринф (Деян. XVIII, 1) и вскоре в этот город из Македонии (г. Верии) пришли Сила и Тимофей (Деян. XVIII). Полтора года ап. Павел с своими спутниками провел в Коринфе (Деян. XVIII, 11). Деятельным сотрудником апостола здесь был Сила. Так как он, будучи пророком, обладал обильным словом назидания и утешения, и новообращенные христиане с особенным вниманием выслушивали вдохновенные его речи, уясняшие проповедь ап. Павла. Сведения о Силе, как спутнике ап. Павла, кончаются Коринфом и далее ни в Деяниях Апостольских, ни в посланиях ап. Павла он (Сила) уже не упоминается. Церковное Предание (Дорофей Тирский, Ипполит Римский и др.) предполагают что Сила ап. Павлом был поставлен во епископа г. Коринфа. Церковь этого города имела большое значение в отношении к христианам окрестных городов (Кенxpeе, Лекее, Схенусe, Сикионе, Apгосе и др.). Верующие этих городов смотрели на Коринфскую церковь, как на свою мать и, вероятно, собирались в Коринфе по делам (1 Кор. I, 1; 2 Кор. I, 1; Рим. XVI, 11); а потому в таком городe и мог продолжить проповеднические труды апостола языков такой почтенный учитель как св. Сила. Ап. Павел в обоих посланиях к Солуянам приветствуя пишет от имени своих сотрудников Силы и Тимофея, но называет Силу Силуаном. «Павел и Силуан и Тимофей церкви Солунской… благодать вам и мир…» (1 Солун. I, 1 и 2 Солун. I, 1); что здесь разумеется именно св. Сила (Силуан), а не другое лицо — Силуан, это видно из самих посланий, особенно 1-го (гл. 2). Западные ученые, (как напр. Швамбах) предполагали, что св. Сила, сопровождая ап. Павла в его путешествиях, вел «дневные записки», которыми воспользовался впоследствии св. евангелист Лука. Основанием к такому предположению служит то, что в Апостольских Деяниях с ХVI, 10 ведется речь не от одного лица, а от нескольких: мы прямо прибыли в Самофракию (10 ст.), мы пробыли (ст. 12), мы вышли за город (ст. 13) и т.д. Но против этого следует заметить, что Сила из Коринфа (Деян. XVIII), уже не следовал за ап. Павлом, а между тем дееписатель продолжает до конца книги писать не от одного лица (XXVIII, 1, 2, 10, 11 и др. ст.). Память св. ап. Силы в Восточной Церкви 30 июля и 4 января. Западные считают св. Силу и Силуана за одно лицо и память его — 30 июля.

 

Православный собеседник, 1906. т.2. с. 47–51.