Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Силуан.
Силуан тоже имя, что и Сила, но только переиначенное (латинизированное),
полная распространенная форма имени Силы, как напр, от имени Луки — Лукан,
Алким — Елиаким и др; некоторые писатели на основании того, что в списках 70
апостолов есть и Сила и Силуан, предполагают, что спутник ап. Павла во время
2-го путешествия (см. выше), постоянно именуемый в Апостольских
Деяниях (XV—XVIII
гл.) Силой, лицо отличное от Силуана, от имени которого писал ап. Павел в обоих
посланиях к Солунянам (1 Сол. I, 1; 2 Сол. I) и упоминаемым во 2 послании к
Коринфянам (II, 19) и это делается для оправдания церковного предания о Силе
и Силуане, как отдельных личностях. К сожалению их усилия (Деян. Апостол.)
отделить Силу от Силуана (в посланиях к Солунянам и Коринфянам) идут вопреки
ясным словам Апостольских Деяний. Для убеждения в сем можно указать на следующее:
в XVI главе Ап. Деяний повествуется о том, как ап. Павел и Сила за изгнание
прорицательного беса из отроковицы в г. Филиппах, подверглись оскорблению:
их повлекли к городским воеводам, сорвали с них одежды, ввергли во внутреннюю
темницу, где ноги их забиты были в колодки (см. Деян. XVII, 20—24).
Из этого
города Павел и Сила отправились чрез Амфиполь и Аполлонию в Солунь (Фессалоники,
Деян. XVII, 1) Во 2-й главе 1-го Послания к Солунянам
ап. Павел пишет: «вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был небездейственный,
но прежде
пострадавши и бывши поруганы в Филиппах, как вы знаете…» (ст. 1—2).
Далее, продолжает апостол при каких препятствиях они (Павел и Сила) в Солуни
трудились,
проповедуя слово Божие. В Коринфе положено было основание церкви Христовой
ап. Павлом и Силою. Полтора года Павел трудился в благовествовании о Христе,
как Сыне Божием (Деян. XVII, 1—17) и самым деятельным сотрудником
его был св.
Сила, (см. № 22). В Послании (2-м) к Коринфянам (гл. I) ап. Павел
пишет: «верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий
Иисус Христос,
проповеданный у вас нами, мною, Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет» (ст.
18—19). Из этого сопоставления повествования Апостольских Деяний
с Посланиями (1 и 2) к Солунянам и 2 к Коринфянам ясно видно, что Сила и Силуан
одно и тоже
лицо и усиливаться вопреки ясным свидетельствам св. Писания о разделении одного
апостола (Силу — Силуана), на двух (Силу, упоминаемого в Апостольских Деяниях
и Силуана в Апостольских Посланиях) нет оснований. Из сочинений Иосифа Флавия — современника
Апостолов (Древности XIII, кн. 3; XVIII,
6. 7; 8—3. Война иудейская
II, 19 и др.) видно, что
имя Сила семического происхождения и было весьма распространено среди иудеев
не только в форме еврейского языка (Села, Сила), но и латинизированного
Силуана и Сильвана; в вышеупомянутых сочинениях Иосиф упоминает о четырех евреях,
носивших имя Силы или Силуана — Сильвана. В виду чего нет ничего удивительного,
что среди спутников и сотрудников св. апостолов был не один св. Сила, Ученик
ап. Павла; а из 1-го Послания ап. Петра видно, что между спутниками
и учениками первоверховного апостола был Силуан, чрез которого он отправил свое
Послание
(1-е) к верующим во Иисаса Христа, пришельцам рассеянным в Понте,
Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (ст. 1). Закончив Послание, св. ап. Петр
прибавляет:
«сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы
уверить вас утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой
вы стоите» (1 Петр. V, 12). Силуан, по преданию Восточной церкви был епископом
Солуни (Фессалоники). Память его совершается 30 июля, вместе с св. апостолами
Силою, Крискентом, Епенетом и Андроником, а также 4 января в соборе св. 70
апостолов. В службе св. апостолом 30 июля Сила и Силуан отличаются один от
другого. В упомянутой службе Сила именуется учеником св. Павла, шествовавшим
с ним от востока до запада (4 песнь канона и др.), чего не говорится о Силуане;
из службы не видно, чьим он был спутником, но именуется «похвалою Селуня».
Селуня преславную похвалу, апостолов удобрение, «ныне Силуана мудрого восхвалим…»
(5 песнь канона, 2-ый стих). В нескольких стихах службы оба — Сила
и Силуан, — упоминаются вместе: «Составим лик в дому Бога нашего, славяще
Силуана
и Силу…» (9 песнь).
«Силу и Силуана воспоем согласно» (7 песнь). «Да восхвалятся Крискент и Андроник
с Силою, да возвеличится днесь Силуан…» (4 песнь канона и др.). Также и в
общей службе 70 апостолов — 4 января Силуан упоминается отдельно от Силы
(см.
стихиры на Господи воззвах и др.).
Православный собеседник, 1906. т.2. с. 372—374.
|