Архиепископ Димитрий (Самбикин).
Собор св. 70-ти апостолов.
Святой апостол Сосфен.
Этот апостол упоминается в Апостольских Деяниях (XVIII, 17),
в 1-м послании к Коринфянам (1, 1) — в приветствии вместе и Сосфен брать. Во
время второго путешествия (в 53—54), ап. Павел из Афин прибыл в Коринф, где
временно жил у Акилы и Прискиллы (Деян. XXIII, 1, 2), а по прибыли Силы и Тимофея
апостол, вероятно, вследствие тесноты помещения в доме Акилы, перешел к некоторому
чтущему Бога человеку именем Иусту, дом которого находился близ синагоги. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим; многие из Коринфян,
слушая, уверовали и крестились (Деян. XXIII, 7, 8). И пробыл св. Павел в Коринфе
полтора года, поучая Коринфян слову Божию. Между тем, во время проконсульства
Галлиона в Ахаии, иудеи единодушно напали на Павла (за его благовестие о Христе)
и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону.
Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал приведшим к нему Апостола:
«Иудеи! Если бы какая нибудь была обида, или злой умысел, то я имел бы причину
выслушать вас; но когда идет спорь об учении и об именах, и о законе вашем,
то разбирайтесь сами: я не хочу быть судьею в этом». И прогнал их от судилища.
После сего все еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги (вероятно, он был
преемник Криспа по заведывании синагогой, или может быть он начальствовал в
другой синагоге, так как в Коринфе много жило иудеев, которые, конечно, имели
несколько синагог), били его пред судилищем, и Галлион ни мало не беспокоился
о том (Деян. XXIII, 12 — 17). Вероятно, иудеи своими жалобами беспокоили не
раз уже правителей Ахаии, а потому Галлион, желая наказать беспокойных евреев,
не обращал должного внимания на побоища подобного рода. Ап. Павел после этого
случая, пробывши довольно дней, простился с братьями (учениками) Коринфской
церкви и отплыл (из Коринфа) в Сирию; с ним отправились Акила и Прискилла и,
вероятно, Сосфен, принявший христианскую веpy от св. Павла, из опасения новых
оскорблений от врагов христианства, отправился к Апостолу и жил при нем; по
крайней мере сопребывание Сосфена с ап. Павлом в Ефесе не подлежит сомнению.
Из этого города в 55 году апостол Павел написал свое первое послание к Коринфянам
и в этом послании приветствует Коринфских христиан и от имени, их согражданина,
Сосфена. «Павел, волею Божией призванный Апостол Иисуса Христа и Сосфен, брат
церкви Божией, находящейся в Коринфе… Благодать и мир от Бога Отца нашего
и Господа Иисуса Христа (I Коринф. I, 1. 3). Более в свящ. книгах Нового Завета
не встречается имя св. Сосфена. В списках св. 70 Апостол, (у Дорофея и др.)
имя Сосфена упоминается. В Четьи Минеях св. Димитрия Ростовского (на основании
Дорофеева сказания) сообщается о Сосфене следующее: «Сосфен святый, иже по
Kриспе святом начальник сый собору иудейскому, Павлом святым к вере обращен,
о нем же пишется в Деяниях апостольских (XXIII, 17): Емше же вси еллины Сосфена:
начальника собора, бияху пред судилищем, его же воспоминает и сам Павел святый
купно с собою в епистолии к Коринфянам, начинаемой сице: Павел званный Апостол
Иисус Христов, волею Божиею и Сосфен, брат. Бысть епископ в Колофонии» (Январь.
Киев, 1884 л. 45). Евсевий в Церковной истории (кн. 1 гл. 5, стр. 45) пишет:
«Имена Апостолов (12) Спасителя всякому известны из Евангелий, но списка 70-ти
его учеников нигде никакого нет. Говорит, впрочем, что одним из них был Варнака…
К ним же (70) принадлежал, говорят, и Сосфен, вместе с Павлом, писавший к Коринфянам».
Но невероятно, чтобы Сосфен, писавший с Апостолом к Коринфской Церкви, через
20 лет (или более), по своем избрании Самим Господом (Лук. X, I) в Апостолы,
был начальником иудейской синагоги в Коринфе. Вероятно, Сосфен, упоминаемый
Евсевием, был совершенно другое, отличное от Сосфена (Коринфского), лицо. Св.
Сосфен впоследствии был епископом в г. Колофонии в Малой Азии; когда и какою
смертью он скончался, неизвестно. В Православной церкви его память 8 декабря
вместе со св. Аполлосом и друг.; а также 4 янвяря в соборе 70 Апостолов. У
католиков память его 28 ноября. Некоторые толкователи св. Писания обращают
внимание на то, почему Еллины били Сосфена, начальника синагоги. Одни (Фаррар
631 стр., Гроций, Каэтан и др.) считали его (Сосфена) главным предводителем
попустивших и других иудеев вести св. ап. Павла к Галлиону, и Еллины (язычники),
видя неблагосклонное отношение своего градоначальника, воспользовались удобным
случаем, чтобы накопившуюся у них на иудеев злобу излить на Сосфена как виновника
возмущения иyдeев, а другие думают (Златоуст, Феодорит, Экумений), что бившие
Сосфена были не еллины, а иудеи, что, прогнанные Галлионом вздумали наказать
Сосфена, по их мнению, тайного друга Павла допустившего ему проповедовать в
Синагоге. Допускающие второе мнение полагают, что этот Сосфен одно лицо с Сосфеном,
упоминаемым в 1-м Послании к Коринфянам (I, 1).
Православный собеседник, 1906. т.3. с. 384—386.
|