Святой апостол Тертий.

 

Мои конспекты
   И с т о р и я   ц е р к в и,   п а т р о л о г и я,   б о г о с л о в и е . . .
В начало Имена Тематический раздел Хронологический раздел Географический раздел Библиотека

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Собор св. 70-ти апостолов.

 

Святой апостол Тертий.

Некоторые св. Тертия (или Терция) называют Терентием (Гроций, Migne, Dictionnaire de la Bible t. IV. 20p.); Терентием он назван в Великих Четьи Минеях митрополита Макария (под 30 октября). Об этом апостоле единственное упоминание находится в послании к Римлянам. Заканчивая перепискою это послание св. Павла, он прибавляет: «целую вы о Господе» (XVI, 22). «И . эта немалая похвала, пишет св. Иоанн Златоуст, (изъясняя 22 стих XVI гл. послания), — быть Павловым писцом. Впрочем, Тертий говорит это не в похвалу себе, но дабы служением своим привлечь к себе горячую любовь Римлян» (Беседа XXXI. М. 1855 г. 712 стр.). Ап. Павел, как можно заключить по XI гл. 11 ст. послания к Галатам, не владел хорошею каллиграфией, , а потому послания его были написаны спутниками под его диктовку (Фаррар. Жизнь св. ап. Павла, Спб. 1877. стр. 533). Некоторые (Гроций, Толет) предполагают что Тертий списывал послания ап. Павла к Римлянам с его подлинной рукописи.1 Ликгоф считает св. Тертия заодно лицо с Силою, спутником ап. Павла, на том основании, что имя Силы на еврейском языке означает: «третий». т. е. Терций (Chronograph, p. 123). Из книг Нового Завета ничего о св. Тертии неизвестно, кроме того, что он писал послание ап. Павла к Римлянам. Скудны о нем сведения и из церковного Предания. В греческом Синаксаре (Никодима Святогорца) о нем сказано: «Сей апостол Тертий был вторым епископом в Иконии, после Сосипатра; он (Тертий) восполнил неоконченное Сосипатром и оставшихся еще в язычестве просветил св. крещением и совершил многие чудеса.» Тертий писал послание ап. Павла к Римлянам, как о том он сам свидетельствует в XVI гл. 22 ст. Св. Димитрий Ростовский в Четьи Минеях под 30 днем октября пишет: «в тот же день святого апостола от семидесяти: Тертия, Павлову епистолию к Римлянам писавшего (XVI, 22) и в Иконии епископствовавшего…» Под 4 января тот же святитель говорит: «Тертий, иже писа к Римляном Павла святого сказующаго епистолию, в ней же сам себя воспоминает: Целую вы и аз Тертий написавший послание сие о Господе (XVI, 22). Бысть епископ во Иконии, вторый по св. Сосипатре, идеже и мученически стяжа венец». Память св. Тертия в Православной церкви — 30 октября (вместе с ап. Иустом (Иосифом или Варсавою), Артемою и др.), а также 4 января в Соборе св.. 70 апостолов. В некоторых Месяцесловах память св. Тертия положена 10 ноября вместе с св. Ерастом, Олимпом и др. (см. Полный христианский месяцеслов. Киев, 1875). Особой службы св. ап. Тертию нет; он воспоминается в службе св. 70 апостолам 4 января и 10 ноября, но без всяких исторических о нем сведений. В особо напечатанной в Киево-Печерской типографии службе св. 70 апостолам св. Тертию посвящен один стих в 8-й песни канона: «Священнодействуя священное евангелие, сиянием Духа души просветил еси, избавив от тмы идолонеистовства, Tepтие апостоле» (3-й стих 8-й песни канона).

 

Примечания

1. Некоторые толкователи св. Писания (Беллярмин, Корнелий a lapide и др.) на том основании, что послание писано было к Римлянам, предполагали, что оно первоначально было написано на латинском языке и нынешний греческий текст только переведен с латинского. В этом отчасти они убеждались тем соображением, что переписчик этого послания, как показывает его имя, был римлянин — Тертий (Терций XVI, 22). Но нет ни одного достаточного основания принимать это мнение, так как в то время греческий язык известен был не только образованным классам, но и низшим, особенно торговым людям и был во всеобщем употреблении в самом Риме. Тертий тоже мог знать этот язык и может быть он сам был грек, только носил латинское имя, что тогда было не редким явлением (Иванов, стр. 133).

 

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 229—230.